Старт. Финиш. Победитель.

"Ява Трофи" -
десатилетний юбилей

 Морей на Урале нет. Самое большее, на что может рассчитывать любитель больших водных пространств — озера и заводские пруды, которых здесь столько же, сколько и городов. Но только один из них имеет почти всемирную известность. На Верх-Исетском пруду Екатеринбурга регулярно проходит регата “Ява Трофи”. В начале июля 2001 года состоялись уже десятые, юбилейные, соревнования.

Матчевые парусные гонки в России теперь достаточно популярны. Первая проба произошла в 1992 году на уральском озере Таватуй, вдалеке от известных парусных центров. Оказалось — к лучшему. Так что сейчас в стране есть регата первого грейда, на которую не стыдно пригласить ведущих гонщиков. Многие приезжают в Екатеринбург не в первый раз, а Нейвил Уитти из Австралии, кажется, приобрел здесь постоянную прописку.

К 4 июля 2001 года одиннадцать экипажей уже успели прикинуть свои шансы на Трофей “Явы” в гонках за Кубок Екатеринбурга. (Экипажу Максима Логутенко из Владивостока Кубок принес больше, чем право участвовать в престижной регате. Получив приглашение на “Яву Трофи”, спортсмены решили изменить дату вылета. Самолет, на котором они должны были лететь, разбился под Иркутском). Иностранцы на Кубке не добились ничего — весь пьедестал заняли гонщики из России. После Кубка расклад казался ясным, но прогнозов никто делать не спешил. Отмечали, правда, Георгия Шайдуко и поляка Кароля Яблонского, как самых маститых и титулованных.

Гоняться предстояло на проверенных лодках. Гоночная версия “Рикошет-750” на вид приличный крейсер (большая рубка, узкие потопчины), но совершенно пустой внутри: только ребра переборок делят пространство на части. Три пары таких яхт составляли флот регаты — вполне достаточно, чтобы провести гонки быстро. Западный ветер обещал устойчивость и приличную силу (не менее 5 баллов).

Формат регаты в этом году был необычен. Всех участников свели в одну группу. Предполагалось, что в предварительном раунд-робине определятся шестеро полуфиналистов. Далее — четверка лучших, в которой первые двое получали право бороться за первое место, а двое других — за третье. На гонки отводилось три дня (5 и 6 июля) — предварительные, а в воскресенье 8 июля – полуфинальные и финальные матчи. Суббота отдавалась отдыху и трехмильной гонке во флоте.

В первый день гонки проходили успешно только для Максима Таранова. Четыре победы в четырех матчах стали хорошей заявкой на полуфинал. За это же время датчанин Ларс Нордберг проиграл четыре гонки и потерял все шансы. У него была только одна победа за всю регату. В пятницу Кароль Яблонский умудрился проиграть тому, у кого выиграли все — датчанин все-таки хлопнул дверью напоследок.

С запада приходили шквалы, из-за чего судьи дважды вывешивали “морковку”. Вообще ветер на пруду постоянством направления не отличался. Заходы здесь в порядке вещей, и самые наблюдательные этим пользовались, считая выгодной правую сторону дистанции. Там все время гуляли приличные порывчики, которые быстро получили специальное название — “заводские” (с той стороны как раз напротив стоят заводские корпуса). Дистанция представляла из себя линию старт-финиш и два знака перед ней по линии ветра. За две петли от старта до финиша “заводской” мог помочь несколько раз. А мог и не помочь.

6 июля к полудню стало совершенно ясно, что пятеро участников полуфинала определились. Таранов, Арбузов и Шайдуко имели по шесть побед, Уитти и Яблонский — по четыре. Ничего экстраординарного не произошло. Все они, кроме Кароля, знакомы с Верх-Исетским прудом давно, но у поляка был самый высокий на регате рейтинг (за последние восемь лет своей спортивной карьеры Кароль шесть раз завоевал титул Чемпиона мира в гонках на буерах). Поэтому в кулуарах живо обсуждался вопрос – кто же займет свободную полку в шестиместном купе полуфинала. Почти равные шансы были у Андрея Николаева и Евгения Никифорова. Но второму под конец дня выпадали матчи с более слабыми соперниками, а первому — наоборот. Очевидное преимущество в прогнозах отдавалось Евгению. И Андрею ничего не оставалось, кроме использования всех возможностей, вплоть до протестов. (За всю карьеру грамотному гонщику приходится немало поспорить с судьями. Многие превращают это занятие в искусство. Стоит вспомнить того же Уитти, который пару лет назад пел такие протестные арии, что в каждом уголке пруда было слышно). Дело в том, что у Арбузова сломался руль: разлетелась верхняя оковка пера. В воздух был поднят белый флаг — рейс остановлен. Казалось, все ясно — техническая причина. Но визави, которым оказался Николаев, вдруг поднимает красный протестовый и начинается долгое разбирательство: сигнал поломки был поднят после того, как это можно было сделать по гоночной инструкции. Международное жюри совещалось сорок минут и вынесло решение — перегоняться. Но форы Николаеву это не принесло. Стремление же к истине характеризует его как гонщика.

Протестов в этот день хватило бы на несколько других. Два — были поданы на судейскую коллегию. Во время одной из гонок ветер зашел и судьи изменили дистанцию. Жертвами этого стали два экипажа. В лодке Арбузова видели сигнал об изменении, но не увидели, что данное изменение касается и их. Георгию Шайдуко дали тот же сигнал с нарушением инструкций. Оба гранда в результате обогнули не тот наветренный знак. Долгие разговоры с судьями окончились тем, что Андрею Арбузову присудили поражение в этой гонке и финиш с красным флагом. У Шайдуко все обошлось. Полчаса листания инструкций — и результат в гонке с Неугодниковым восстановлен.

Были в пятницу и другие эксцессы. Например, Кароль Яблонский отказался гоняться, когда на его лодке сломался нижний стопорный блок гика-шкота. В самом деле, ветер был более чем свеж, и часть нагрузки хотелось переложить на механизм. В конце концов блок заменили. Сильно удивили датчане, утопившие несколько ручек от лебедки (и “пострадавшие” на 40 долларов: за это все поломки и потери экипажи возмещают из своего кармана).

Вечером второго гоночного дня определились шестеро полуфиналистов: Шайдуко, Таранов, Арбузов, Уитти, Яблонский, Никифоров. Полуфинальная суббота отсеяла двоих. Никифоров и Уитти остались зрителями, а судейская коллегия расставила финалистов следующим образом: Шайдуко, Арбузов, Яблонский, Таранов. Три участника имели в полуфинале равное количество побед, и судьям пришлось смотреть результаты предыдущего раунд-робина.

Финальные гонки в воскресенье открылись “веселенькой” погодой. Сильный ветер, приличное волнение и полосы пены на поверхности воды. Как выразился Юрий Крюченков (организатор и участник гонок): “Всего этого многовато для нашего контактного вида спорта”. Однако о прекращении гонок не было и речи. Ветер и волна только подогревали азарт, тем более, что представление должно было случиться прямо у пирсов яхт-клуба.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ
И ИХ РЕЙТИНГ ISAF
К. Яблонский (Польша) — 18
М. Линдквист (Швеция) — 23
Л. Нордберг (Дания) — 24
Е. Никифоров (Россия) — 34
Н. Уитти (Ав, стралия) — 36
М. Таранов (Россия) — 37
А. Николаев (Россия) — 43
А. Арбузов (Россия) — 55
Г. Шайдуко (Россия) — 92
Е. Неугодников (Россия) — 103
М. Логу, тенко (Россия) — 114

В первой же гонке Шайдуко выиграл у Арбузова. В борьбе за третье место во второй паре лидировал Максим Таранов. Но Кароль Яблонский не упустил шанса, помешав нашему соотечественнику обогнуть последний поворотный знак, и выиграл. Общее впечатление — корректный матч.

Георгий Шайдуко и Андрей Арбузов “контачили” жестче. В самом начале Арбузов получил отложенный штраф (с правом оправдаться в любом месте дистанции), и лидировал до финишной линии. Оправдательный поворот мешал сделать Шайдуко, который в пылу борьбы ударил судейское судно.

Во втором матче за третье место Яблонский, плотно контролируя Таранова, выиграл вторично и стал бронзовым призером. А претенденты на главный приз снова “рубились” так, что едва не порвали спинакеры. Арбузов-Шайдуко — 2:0. Третья гонка прошла с полным преимуществом Арбузова, хотя Шайдуко и пытался навязать борьбу.

Итог — Андрей Арбузов стал обладателем Трофея “Явы”. Уже трехкратным, поскольку выигрывал его в 1994 и 2000 годах.

Десять лет регаты — это история ее динамичного развития. Начав с хорошей парусной тусовки в 1992 году, организаторы превратили ее в соревнование экстракласса, но даже сейчас у них есть поводы для совершенствования. На одной из пресс-конференций Лоренц Вальх, чифампайр регаты, говорил о том, что на регату приезжает не так много иностранных гонщиков, как хотелось бы. И связывал это с характером лодок. С его точки зрения, регате не хватает современной гоночной лодки — болида — рассчитанного именно на матчевые гонки. И как знать, может быть уже на следующей, одиннадцатой, регате такие лодки появятся.

И. Чернов, г. Екатеринбург

вверх

 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru