Кругозор

 В одиночку в океане
на грани тысячелетий

 Они отправлялись в океаны поочередно, словно намереваясь встретить новое тысячелетие в самой их середине. Они — это два океанских гребца, которые обрекли себя на одиночество в миг смены тысячелетий. Англичанин Джим Шекдар собрался безостановочно пересечь Тихий океан от побережья Перу до Австралии. Американец Ричард Джонс намеревался перегрести Атлантику по самому протяженному маршруту от Канарских островов до побережья США.

Тихий океан: 274 дня одиночества

 В июне 2000 года в забытом богом перуанском порту Ило царило необычайное оживление. Градоначальник и капитан порта дали разрешение англичанину Джиму Шекдару покинуть порт на гребной лодке “Акула”. Все 40-тысячное население этого небольшого городка высыпало на окружающие сопки, чтобы наблюдать за событием, которого в истории города никогда не бывало. Семиметровая лодка, названная в честь лондонских спонсоров гребца — сети магазинов готовой одежды “Le Shark”, — загруженная восьмимесячным запасом продуктов, ожидала 54-летнего покорителя океана у причала.

29 июня 2000 года под вой сирен портовых буксиров Шекдар сделал первые гребки. Джим понимал, что предстоящие полгода, а может быть и больше, ему не ступить ногой на сушу. Этот рейс должен быть безостановочным — от материка до материка — и стать рекордным плаванием на веслах. Еще оставался непревзойденным рекорд по продолжительности, установленный американцем Джоном Фэрфаксом, который в 1969 году на пути от Канарских островов до Флориды шел на веслах ровно шесть месяцев. Но предшественники Шекдара не смогли безостановочно пересечь Тихий океан на гребной лодке от материка до материка. И теперь Джим был полон решимости не только встретить новое тысячелетие в самом большом океане планеты, но и достичь побережья Австралии.

Протяженность пути Шекдара в тропической зоне южного полушария составляла 7154 морских мили, или 13250 км.

Вот некоторые записи из его дневника.

“15 сентября, 79 день в пути. Самый благоприятный день. Греб всего восемь часов со скоростью не более трех узлов, а спутниковый навигатор показал, что лодка прошла по маршруту 40 миль!”

“20 сентября, 84 день плавания. Абсолютно несчастный день, все 24 часа. Сначала ветер понес меня назад, на восток, потом направление его много раз менялось и мое движение к цели вовсе прекратилось. От расстройства отправляюсь спать и тут меня накрывает волна. Мокрый до нитки в душной и сырой донельзя каюте. Подвожу итоги: всего 6 миль за сутки. Но телефон и электронная почта в порядке. Привет жене и дочерям в Лондоне...”.

“24 ноября — 148 день. Похоже, я пройду милях в пяти от острова Матуари, что к юго-востоку от Туамоту. А где-то там, южнее, легендарный остров Питкерн, заселенный повстанцами с британского корабля “Баунти” в 1790 году. В селении с многозначительным названием Адамстоун около ста потомков британцев и их таитянских жен. Теперь наследники бунтовщиков, некогда высадившие в море своего жестокого капитана Блая, объект усиленного интереса искателей приключений, которые добираются сюда на своих яхтах.

За бортом оживление нарастает. Меня “охраняют” пять больших акул длиной почти три метра и около сорока мелких. Они мельтешат и сосчитать в точности их невозможно...”.

“2 декабря — 158 день. Акула, нарисованная на бортах лодки, видимо, привлекает собратьев. Они кружат за бортом и преследуют лодку изо дня в день. Попытка отпугнуть акул ни к чему не приводит. Символ недоброжелательности и убийства прикрепился к акуле не случайно. Беру обломок весла, приделываю к оконечности нож. Захваченный в пасть акулы мой снаряд едва не увлекает меня за борт и я прекращаю опасные опыты”.

Новое тысячелетие Джим встретил на 185 день своего плавания на 23° 20' южной широты и 176° восточной долготы. Это уже рекорд одиночной гребли в океане по продолжительности. Позади 5137 миль (9514 км), что составляет две трети от намеченного пути.

Финиш гребного марафона состоялся не в городе Кэрнс, как намечалось при старте, а в более южном Брисбене. Это было разумным решением. Джим тем самым миновал риск оказаться разбитым на Большом Барьерном рифе и тем пополнить печальный опыт своего предшественника Питера Берда. Именно на этих рифах в 1983 году Берд закончил свой легендарный рейс из Сан-Франциско. Он так и не смог пересечь океан от материка до материка без остановок.

В 16.42 по местному времени — в 06.42 по Гринвичу — 30 марта на 274 день плавания Шекдар благополучно закончил свое безостановочное путешествие от порта Ило (Перу) до порта Брисбен (Австралия).

В прибойной волне на подходе к желанному берегу лодка попала в серфинг, перевернулась и “вытряхнула” гребца за борт. Такого не случалось за весь переход благодаря тому, что Джим избегал любого приближения к берегу, который всегда опасен из-за рифов и прибойной волны. Правда, все обошлось благополучно и Джим на последних метрах выступал в роли пловца. На мелководье его встречали друзья, в тесном обрамлении журналистов, жена и две дочери, только что прилетевшие из Лондона.


 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru