Сергей Абрамов

А "железу" денег не положено...

Российский дракон накачивает мускулы

Коротко мы уже сообщали , что в Гааге в апреле прошел традиционный, двенадцатый по счету Aegon-турнир. Соревнование проводилось c контролем 2 часа на партию в шесть туров по системе, представляющей смесь "швейцарки" и "шевенингена": 50 шахматистов боролись с 50 компьютерами (точнее, с программами для них). Такие турниры вызывают все больший интерес. К удовольствию организаторов, как и в прошлом году, в общем зачете победило "железо", теперь - 151.5 : 148.5. На турнире были представлены все сильнейшие в мире программы как для персональных, так и для мощных многопроцессорных компьютеров, за исключением разве что Deep Blue. По сравнению с ними людской состав был менее ровным: 12 гроссмейстеров, два десятка международных мастеров и сильные голландские любители. Программы для персональных компьютеров играли на специально выделенных организаторами PentiumPro, а остальные - на той технике, для которой предназначены. В этом турнире, как и на всех последних крупных соревнованиях, "персоналки" опередили многопроцессорные компьютеры, несмотря на существенную фору последних в быстродействии. Это объясняется тем, что работать над программой для персонального компьютера коммерчески более выгодно, чем для многопроцессорного. А успех приходит к тем, кто трудится! Спонсор турнира - фирма Aegon обеспечила финансовую сторону. Призовой фонд для людей составил $15000, для программ - $0 (!). Видимо, организаторы справедливо решили, что достаточно оплатить проезд и проживание разработчикам программ, а возможный успех их "детищ" станет хорошей рекламой и косвенно "денежным" призом.

Как удачно играть с программами, теоретически ясно: больше статегии и меньше тактики, предпочтение отдавать закрытым позициям, избегать положений с обоюдными слабостями и т.д. Но на практике, имея изворотливого соперника, это не всегда получается. В более трудном положении оказались игроки, любящие нестандартные позиции и предпочитающие открытую игру, например, Спилмен и Бронштейн, и в более выгодном - крепкие позиционные шахматисты. Именно один из них - израильский гроссмейстер Косашвили - и стал победителем, выиграв все пое-динки! Слеующая партия показывает, как надо играть, чтобы побеждать программы.

* * *

Дракон - российская программа, разработанная в АО "ИнформСистемы". На турнире играл рабочий вариант версии 3.0 для Windows 95, который должен появится в продаже в России 1 октября 1997 года. К сожалению, в последнем туре программе не удалось устоять против Сейравана и остаться первой, но все равно четвертое место среди программ для персональных компьютеров, 2 очка (из 4-х) против гроссмейстеров - очень достойный результат. По существу, это едва ли не крупнейший успех российских разработчиков игровых программ за последнее десятилетие. Надеемся, пройдет год-полтора, и Дракон утвердится в числе лучших. А поделили первое место в итоге программы Kallisto, Rebel 8.0 и Chess master 5000. Правда, из-за неровности гроссмейстерского состава разные программы играли как бы в разных турнирах. В следующей таблице приведено Эло, соответствующее показанному на турнире результату для первых семи программ.

* Программы для многопроцессорных компьютеров



 Library В библиотеку