Сергей Абрамов

Кто поможет тренеру

Никто не станет спорить: работа квалифицированного шахматного тренера ответственна и сложна. От его умения, знаний и трудолюбия зависит Ц смогут ли полностью реализоваться способности его учеников, не остановятся ли те с какого-то момента в шахматном росте. Немалое значение для успеха тренера имеет шахматный методический материал, находящийся в его распоряжении. Желательно иметь по каждому разделу большое количество заданий разного уровня сложности. Подбор методических позиций может осуществляться как по шахматной литературе, так и с помощью компьютерных баз партий (например, используя поиск по "фрагментам позиции" в базе Chess Assistant 2.0).

Наличие хорошо подобранной картотеки Ц лишь половина дела. Другая часть Ц индивидуальный подбор обучающих примеров для каждого ученика. Можно понять озабоченность тренера, у которого более десяти разных учеников и ему приходится давать для всех один и тот же обучающий материал. Непросто приходится и в плане заданий, ведь каждому ученику требуется свой набор позиций в зависимости от его слабых мест и уровня игры. Во время решения предстоит делать большинству ребят индивидуальные подсказки, отвечать на предлагаемые варианты, обрабатывать ответы и делать соответствующие выводы для последующей работы. Понятно, что все перечисленное успеть очень и очень непросто.

Какой выход? Компьютеризация! В предыдущих номерах журнала "64" уже подробно писалось о возможностях информационно-поисковых систем и игровых программ, но ничего не говорилось об обучающих программах, которые составляют отдельное большое направление в шахматном программировании. Теперь мы остановимся на обучающих программах АО "ИнформСистемы".

Все обучающие программы имеют большое количество заданий для обучения и тестирования.

Материал разбит на разделы, причем, в отличие от книг, существует несколько независимых оглавлений (например, программа "Этюды для практиков" содержит более тысячи этюдов для тестирования, интересных для практиков, и все они разбиты на 4 независимых оглавления - этюдные мотивы, соотношение материала, авторы этюдов, уровень сложности, - которые в свою очередь разбиты на разделы). В каждом задании случайным образом может меняться цвет фигур или фланг, что делает задачу менее узнаваемой.

Все это хорошо, скажет дотошный читатель, но какие преимущества дает программа по сравнению с добротной книгой? Главное преимущество программы Ц удобство диалога. В процессе работы программа выступает в качестве оппонента или тренера: в случае вашей ошибки демонстрирует на шахматной доске варианты с опровержением, дает подсказки в виде маркеров и простых вспомогательных позиций на правильную идею, заставляет рассмотреть сильнейшие ответы противной стороны.

Любую текущую позицию можно анализировать на доске, вызывая внешние игровые программы на анализ. Таким образом, ученик, работающий самостоятельно, в случае затруднений не останавливается, а получает информацию для дальнейшего обдумывания и решения. С одной программой по очереди может работать любое количество учеников. Для каждого из них все очки и затраченное время по каждой теме сохраняются и суммируются с ранее полученными результатами. Удобные режимы контрольных работ позволяют тренеру настроить для конкретного ученика тему, уровень сложности, количество заданий, причем программа задает только те примеры, которые этот ученик еще не решал. После окончания работы тренер получает подробный отчет о ее результатах по каждому ученику, при этом программу обмануть нельзя, и каждая ошибка, каждая потраченная минута будут отражены в отчете.

Кроме того, программа имеет много сервисных настроек, к примеру: регулировка скорости передвижения фигур, звуковое сопровождение, цвет доски и т.д. Таким образом, имея обучающие программы и составив расписание, тренер может занять учеников интересной самостоятельной работой, сняв с себя груз по подбору заданий и сопровождению по ходу их решения. Тренеру затем предстоит проанализировать результаты каждого ученика, разглядеть слабые места и дать ему новое задание!


 Library В библиотеку