Публикуемая статья - интересная попытка придать всегда имеющему место скрытому аналитическому противостоянию оригинальную игровую форму. Нечто вроде "тематического шахматного эрудита", дающего возможность сосредоточиться не на отдельных вариантах, а распространить свою значимость в плоскости теории целого дебюта. В наше время, отмеченное снижением коллективного элемента в сравнении с индивидуальным, думаю, этот вид состязания вряд ли преодолеет сопротивление традиционалистов, поскольку отнять у людей получаемое ими привычное удовольствие от привычных шахмат практически невозможно. В то же время такая форма могла бы оказаться удачной при проведении теоретических занятий, что зачастую и реализуется в тематических сеансах и турнирах, но в несколько иной форме. Игорь ЗАЙЦЕВ, гроссмейстер
НС - объединяет и раскрывает все лучшее, что уже существует в интеллектуальных играх, в том числе и за кулисами. Живой анализ партии шахматистом вместе со своими помощниками и тренерами (командой) намного интереснее и зрелищнее, чем получение готового, пусть даже и гениального хода. Понятие "ветвление" шахматной партии, создающее различные варианты ее продолжения, существует давно, но используется только в теории и при домашнем анализе. Так же, как оценка и прогнозирование различных позиций, отказ от тупикового, проигрышного варианта продолжения партии с переходом к более перспективному. Кроме того, НС позволяет гармонично сочетать высокое качество партии с большим контролем времени и динамизм быстрых шахмат. Речь идет о проведении одной шахматной партии на нескольких определенным образом взаимосвязанных досках. Нужно ввести некоторые понятия. Рейтинг партии - число досок, на которых играется данная партия. Ветвление - разделение исходной ("материнской") позиции путем выполнения за один очередной ход различных перемещений фигур. Ясно, что это возможно, если исходная позиция имеется как минимум на 2-х досках. Ветвь - один из вариантов продолжения партии, возникающий в результате ветвления. Рейтинг ветви - ее количественная оценка, соответствующая числу
досок, на которых имеется позиция данной ветви.
Отбор - возможный вариант продолжения игры на части или всех досках одной ветви, на которых зафиксировано поражение. При этом проигравшая сторона имеет право установить на этих досках выгодную для себя позицию любой другой параллельной ветви, если таковая имеется в данный момент. Таким образом, в течение всей партии идет конкурентная борьба между ветвями, в результате которой слабые полностью или частично исчезают, а соответствующее им число досок (рейтинг) прибавляется к числу досок (рейтингу) других, более перспективных. Это дает возможность отыграться за поражение на тех же досках. Следовательно, в результате отбора происходит полное или частичное перераспределение рейтинга слабой ветви в пользу одной или нескольких сильных ветвей и появляются еще два понятия - текущий и окончательный счет. Последний является суммой текущих счетов. В свою очередь, увеличение или уменьшение общего числа вариантов при фиксированном контроле времени на единственных часах приводит к соответствующим изменениям времени на обдумывание каждого из них в обратно пропорциональной зависимости. НС - это система проведения интеллектуальных игр, позволяющая соперникам осуществлять увеличение (путем ветвления) и уменьшение (путем отбора) числа вариантов-ветвей продолжения игры, а также распределение (при ветвлении) и перераспределение (при отборе) их количественной оценки (рейтинга) при взаимосвязанном контроле времени всех ветвей. Таким образом, принципиальное отличие НС от всех существующих форм проведения интеллектуальных игр заключается в том, что возможности игрока (команды) выбирать количество вариантов продолжения партии, а также рейтинг и время на обдумывание каждого из них, определяются не условиями игры, а качественными и количественными показателями соперников и характером борьбы. Это делает игру динамичной, а ранее скрытую внутреннюю логику ее прозрачной. Если к этому добавить вынужденное и неизбежно эмоциональное обсуждение командами хода игры, сопровождающееся квалифицированным комментарием, - партия станет понятной и доступной непрофессиональному зрителю, а значит, и намного более зрелищной. По НС можно играть в такие широко распространенные в мире интеллектуальные игры, как шахматы, шашки, го и др., могут проводиться как личные, так и командные соревнования, сеансы одновременной игры, компьютерные и телевизионные варианты указанных игр. НС может быть использована и как эффективное учебное пособие для шахматных школ, и как средство самоусовершенствования мастеров. Из приведенных основных положений Новой Системы следует, что она нисколько не противоречит классическому варианту игры на одной доске. Более того, она органично включает последнюю в себя. Классический вариант является лишь одной из возможных версий партии по НС. На первый взгляд предлагаемая одновременная игра на нескольких досках может показаться обременительной для шахматистов. То, что это не так, доказывает система взаимного сеанса одновременной игры, предложенная Д.И.Бронштейном. Так, во время сеанса Бронштейн - Таль одновременно игралось 8 партий. По мнению автора, эта экспериментальная встреча показала, что играть "один на один" 4-5 партий одновременно доступно всем. Тем более это справедливо в отношении игры по НС, так как играется одна, а не несколько не связанных партий, да еще желательно командами. Более того, НС внешне напоминает сеанс одновременной игры, когда мастер на всех досках начинает партию одним и тем же ходом. Потом, в результате ходов его противников возникают стихийные, неконтролируемые разветвления. НС позволяет упорядочить этот процесс, а также сделать игру такой команды любителей против мастера более эффективной и результативной. НС также позволяет соперникам произвольно изменять темп партии в зависимости от игровой ситуации. Так, если последняя неблагоприятна, команда с помощью ветвлений может увеличить число вариантов продолжения, что при фиксированном контроле приведет к уменьшению времени на обдумывание каждой ветви. Таким образом, темп игры можно перевести из спокойного русла при 1-2 вариантах в режим быстрых шахмат при большом количестве ветвей. При этом вероятность грубых ошибок, просмотров резко возрастает, что, в свою очередь, приведет к серии отборов ветвей, изменению игровой ситуации и снижению темпа игры. Командный характер игры по НС нисколько не умаляет значения личностного фактора. Более того, создаются благоприятные условия для его проявления. В команде могут быть специалисты по дебюту, эндшпилю, цейтноту, защите, атаке и т.п., и членам команды предоставляется возможность выбирать и отстаивать свой вариант продолжения путем ветвления, максимально используя наклонности к комбинационно-тактической или маневренно-стратегической борьбе и т.п. Однако система требует умения своевременно признать собственные ошибки и перейти путем отбора к более выгодному варианту. Иначе под ударом окажется вся команда. Кроме того, наличие у команды выгодной позиции хотя бы на одной из досок, а значит и возможность отыграться в случае неудачи, позволяет на других проводить неожиданные, пусть даже и очень рискованные атаки. Во время обычных соревнований по шахматам такое может произойти лишь как приятное для зрителей исключение. Таким образом, все вышесказанное свидетельствует об объективной необходимости
и целесообразности Новой Системы проведения шахматной игры - зрелищной
и массовой, а значит, экономически более рентабельной, при этом повышающей
качество каждой партии.
Таким образом, Новая Система, не изменяя сущности интеллектуальных игр,
позволяет раскрыть их большие потенциальные возможности.
|