ДАР ТАИНСТВЕННОГО НЕЗНАКОМЦА

    Есть такой литературный прием: писатель как бы отказывается от авторства предлагаемого произведения, объясняя читателю, что рукопись оказалась у него случайно, тем или иным таинственным образом, и его роль невелика - он лишь способствует ее публикации. Классический образец - "Повести Белкина", а из современных примеров назовем киносценарий Эльдара Рязанова "Предсказание", попавший к режиссеру, по его словам, через третьи руки от одного неизвестного, к тому же покойного литератора...
    Однако с автором этих строк подобная история, как вы сейчас убедитесь, произошла на самом деле, в ней нет ни малейшего вымысла. Однажды мне позвонил неизвестный человек и сказал, что в редакции "64-ШО" оставил на мое имя рукопись, вернее, папку с большим количеством тетрадок и записных книжек. Я подумал, что на проводе какой-то графоман, и поначалу был с ним не очень любезен. Но мой не слишком дружелюбный тон не остановил незнакомца. И он сообщил мне, что в этих тетрадках содержится около 500 придуманных им комбинаций, причем в каждой из них обязательно жертвуется ферзь (и другие фигуры, как он добавил, тоже, но это уже мелочи).
    - Но почему вы решили передать эти записи именно мне? - теперь я проявил заинтересованность.
    - В ваших книжках, которые я с удовольствием читал, эта тема - жертва ферзя на ровном месте - встречается постоянно, - ответил странный человек, - и я надеюсь, что вы опубликуете мои комбинации, они не должны пропасть.
    - Значит, вы их автор?
    - Можете не беспокоиться: все позиции принадлежат мне. Хотя, возможно, какие-то из них напомнят вам старые сюжеты - реальные случаи из практики или фантастические замыслы Петрова и Яниша.
    - Но кто же вы, таинственный незнакомец? - упорствовал я.
    - Это не имеет значения. Я приехал в Москву издалека и, как только закончу лечение, вернусь к себе домой. И мы никогда с вами не увидимся.
    Так я и не узнал имя моего собеседника. Он говорил медленно, делал большие паузы и действительно оставлял впечатление не совсем здорового человека.
    А уже на следующее утро я забежал в редакцию и обнаружил оставленный мне огромный пакет, внутри которого лежала старая-престарая папка, а в ней множество тетрадок и записных книжек. Мне по-прежнему не очень верилось, что они представляют собой какую-нибудь ценность, но вернувшись домой, из любопытства я стал изучать содержимое папки. И разбирая комбинацию за комбинацией, все больше убеждался, что это настоящий клад...
    Все позиции были устроены примерно одинаково, но сколько выдумки и разнообразия в них содержалось! У белых всякий раз на доске безнадежное положение, но ведь ход за ними, и они не только спасаются, но и берут верх благодаря эффектной жертве ферзя, часто многократной. Не случайно на полях записных книжек то и дело появлялся следующий девиз: "Прежде чем сдаться, не забудьте объявить мат!"
    Я не исключаю, что какие-то комбинации безвестного автора содержат изъян, но не задумывался об этом, а просто получал истинное наслаждение, наблюдая за удивительным перемещением белых фигур.
    - Меня не волнуют ни слава, ни деньги, я мечтаю только об одном, - вспомнил я слова незнакомца, - чтобы эти красивые комбинации, придуманные мною в долгие бессонные ночи, не пропали бесследно, стали достоянием поклонников шахмат. Ведь сказано же, что "красота спасет мир".
    Это были последние слова, которые произнес таинственный незнакомец. Тут он повесил трубку и с тех пор ни разу не позвонил, ни разу не объявился...
    Ну что ж, пожалуй, этот странный, если не сказать фанатичный человек, посвятивший столько часов созданию шахматной красоты, заслуживает того, чтобы его мечта исполнилась. Он будет рад, если когда-нибудь увидит эту заметку...
    Я решил предложить читателю четырнадцать комбинаций, объединенных одной идеей: в каждой из них встречается сказочный ход ферзем сразу под две неприятельские пешки!
    Кто-то, возможно, использует эти примеры для учебных целей, кто-то просто получит эстетическое удовольствие. Комментарии весьма краткие, практически в них нет необходимости. Нет смысла напоминать и используемые в комбинациях темы - отвлечение, завлечение, освобождение полей и т. д. и т.п., все они хорошо известны шахматистам.

* * *

Евгений ГИК
 
 
 

 Library В библиотеку