ВЫСШЕЕ - ШАХМАТНОЕ

   По инициативе Михаила Моисеевича Ботвинника в 1966 году в систему обучения студентов Государственного центрального института физкультуры были включены шахматы. Возглавил шахматную специализацию известный мастер Григорий Абрамович Гольдберг.
   После смерти Гольдберга в 1977 году его место занял гроссмейстер ИКЧФ, чемпион мира по заочной игре Яков Борисович Эстрин. Появление Я.Эстрина - талантливого шахматиста, неординарного, яркого, энергичного, жизнелюбивого человека во главе шахматной кафедры оказалось весьма плодотворным. Результатом научно-исследовательской и педагогической работы при Я.Эстрине был выход в свет в 1981 и 1984 годах фундаментальных учебных пособий "Теория и практика шахмат".
   В 1985 году в СССР была опубликована "Малая дебютная энциклопедия". Ее составителем и автором многих глав - "Итальянская партия", "Дебют Нимцовича" "Контргамбит Фалькбеера" и других - был и Яков Эстрин.
   Для кафедры шахмат оказались весьма полезны деловые и дружеские связи ее руководителя с выдающимися гроссмейстерами. Он организовал выступления М.М.Ботвинника и А.Е.Карпова, сумел провести матчи между студентами кафедры шахмат и многими клубными командами, в том числе зарубежными.
   В истории шахмат Яков Эстрин сохранится как автор многочисленных книг: "Защита Грюнфельда" (совместно с М.Ботвинником), "Защита двух коней", "Итальянская партия", "Королевский гамбит" и др. Один из лучших дебютных справочников написан совместно с В.Пановым. Большой популярностью пользуется составленное Я.Эстриным пособие "Чемпионы мира учат шахматам".
   Я.Б.Эстрин умер после длительной тяжелой болезни в 1987 году. 21 апреля 1998 года ему исполнилось бы 75 лет. Как заметил близко знавший его А.Рошаль: "Проживи Яков Борисович лет на пять дольше, ему бы цены не было." Да, в нынешнее время его деловая хватка нашла бы еще большее применение.
   Яков увлекся шахматами в школьные годы. В отличие от большинства сверстников, он серьезно и плодотворно занимался теорией - анализом дебютов, преимущественно открытых. Он придумал множество новинок и эффективно использовал их на практике. В сеансе одновременной игры с великим Паулем Кересом Яков смело пожертвовал фигуру и в осложнениях переиграл гроссмейстера.

П.КЕРЕС - Я.ЭСТРИН

   









   20. Bf2. Грозил мат на g3. Чтобы избежать его, следовало отдать ферзя за ладью и коня: 20.Q:e4 R:e4 21.R:b2 Qe7, и хотя у белых достаточный эквивалент за ферзя, инициатива на стороне черных. Ход в партии позволяет черным завершить борьбу красивой комбинацией.
   20...Q:f2+ 21. R:f2 R:f2+ 22. Kg4. Если 22.Ke3?, то 22...Nc5+ 23.K:f2 N:d3+ 24.Kf3 Re1, и черные легко выигрывают.
   22...R:g2+ 23. Kh4 Rg6 (с угрозой 24...Rh6+ 25.Kg4 Nf2+) 24. Rh2. Белые защитили пункт f2, но партию спасти уже невозможно. Выигрывали черные и после 24.Qb5 c6 25.dc bc 26.Qa5 f5! 27.Q:f5 Rf6.
   24... f5! 25. Qf3 Rh6+ 26. Qh5 R:h5+ 27.K:h5 Rd8. Белые сдались.
   Мастерство Я.Эстрина неуклонно росло. В первенстве Москвы 1949 года он выполнил норму мастера. В том же году Эстрин выступил в полуфинале первенства СССР, где сыграл яркую, получившую широкую известность партию с Марком Таймановым. И на этот раз победу обеспечила дебютная новинка.

Я.ЭСТРИН - М.ТАЙМАНОВ

   









   11. N:d5! cd 12. Qh5+ g6. В случае 12...Kf8 белые выигрывают следующим образом: 13.Q:d5 Qe8 14.Rhe1, и у черных нет полезных ходов, например: 14...a6 15.Ng5! fg (вынужденное взятие, иначе 16.Qg8+!! R:g8 и 17.N:h7X, а на 15...Qg6 последует 16.N:h7+!) 16.B:c5 N:c5 17.Qf3+, и черные беззащитны.
   13. Q:d5 Ne5 (во избежание худшего черным приходится отдать фигуру и остаться без пешки) 14. Q:d8+ B:d8 15. N:e5 fe 16. B:c5. Лучшая позиция и лишняя пешка обеспечили белым несложный выигрыш.
   С 1983 по 1990 год кафедру шахмат возглавлял талантливый мастер Борис Злотник, к тому времени защитивший кандидатскую диссертацию по тестовому обучению игре в шахматы. Преподавательский состав пополнился грамотным шахматистом, кандидатом в мастера, известным психологом Никитой Алексеевым и мастером Светланой Кузьминой.
   В 1984 году в Высшей школе тренеров при ГЦОЛИФКе было организовано отделение шахмат. Под редакцией Н.Алексеева в 1988 году издано учебное пособие "Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности". В нем представлена информация о шахматах как средстве воспитания и развития (А.Авраменков); опыт обучения дошкольников и младших школьников (А.Кормишкин); дидактика и программа (А.Костьев). В составлении пособия приняли участие 7 слушателей ВШТ.
   В 1984-м Н.Алексеев и Б.Злотник издали учебное пособие "Проблемы отбора перспективных юных шахматистов". В нем были сосредоточены результаты тестовых и психологических исследований, раскрывающие особенности комбинационного и позиционного мышления шахматиста. В пособии представлено множество учебных позиций и обоснована шкала их оценок.
   Важным итогом работы кафедры шахмат была публикация Б.Злотником брошюры "Комплекс диагностических методик по шахматам". Она содержит весьма существенные тестовые позиции. Интересна и другая его брошюра - "Типовые позиции миттельшпиля". Злотник отлично играл в быстром темпе и вслепую. Поэтому не случайно он включил в обучение игру вслепую. Впервые, насколько мне известно, начал проводить соревнования по блицу (52-7 мин.) вслепую. Многие партии проходили с медицинским контролем - регистрацией у шахматистов электрокардиограммы, артериального давления и дыхательных движений.
   Б.Злотник пытался ввести в обучение новые, еще не апробированные виды шахматной игры. Например, "сеанс один на один". Он сыграл такой матч-сеанс с талантливым студентом А.Ненашевым, проиграл, но остался доволен содержанием некоторых из шести партий: будущий гроссмейстер угадывался уже тогда.
   В то время мастер, а ныне гроссмейстер Сергей Кишнев увлеченно занимался со студентами решением крайне сложных пешечных этюдов Николая Григорьева. Он же разглядел одаренного Юрия Дохояна, с которым проводил анализ дебютов. Сергей шутил: "Встречусь с Дохояном и буду у него учиться анализировать..."
   Кульминацией работы кафедры стал выход в свет в 1990 году монографии "Шахматы. Наука, опыт, мастерство". В создании этого учебного пособия приняли участие пять сотрудников кафедры и известный педагог-тренер Марк Дворецкий.
   В течение 20 лет я занимался научно-исследовательской и педагогической деятельностью на кафедре шахмат. Читал лекции по истории шахмат и руководил дипломными работами. Мною были опубликованы статьи о чемпионах мира - М.Ботвиннике, Б.Спасском, М.Тале.
   Проблемам психологии, психофизиологии и медицинского контроля были посвящены мои многолетние исследования, проведенные на базе Института авиакосмической медицины Министерства обороны и Института медико-биологических проблем Министерства здравоохранения. Темой исследования было изучение влияния стресса, утомления, дефицита времени на принятие решения.
   В процессе выполнения этой работы у высококвалифицированных шахматистов впервые осуществлялась регистрация электроэнцефалограммы - запись объективным методом реакций мозга во время игры. Была обнаружена депрессия основного ритма в период поиска хода и восстановление его после принятия решения.
   Существенное внимание было обращено на экспериментальное изучение скорости мыслительных процессов, играющих важную роль в шахматах. Обнаружено, что скорость интеллектуальных процессов индивидуально различна. У "быстрых" шахматистов она почти в три раза выше, чем у "медленных". Был предложен метод определения интуитивной оценки времени, затраченного на выбор хода...
   На основании обобщения результатов психологических исследований высказана идея о целесообразности в процессе комментирования оценивать ходы не только по общепринятому критерию - адекватности позиции, но и по времени, затраченному на их поиск, и по психологическому воздействию на противника. Одной из основных задач медико-биологических исследований было определение психологической цены игры.
   Проблема "возраста" в шахматах также в значительной мере связана с изменениями скорости мыслительных процессов. В старости они замедляются, но неравномерно. В 67-68 лет отмечается, как правило, быстрая потеря скорости мышления. Это я замечал при наблюдении за игрой ветеранов, в связи с чем высказал на страницах "64" идею о целесообразности выделения в турнирах сеньоров участников, достигших 68-70 лет, в отдельную группу...
   В детских соревнованиях важное значение имеет способность к концентрации внимания. Игровые нагрузки поэтому, в зависимости от психофизических особенностей, должны варьироваться от 15-20 минут у детей дошкольного возраста до часа-полутора у подростков 10 лет.
   В психологических и медико-биологических исследованиях деятельное участие принимали преподаватели Борис Злотник и Сергей Кишнев. Они были не только испытуемыми, но и выступали как экспериментаторы. Определенный вклад в медицинские исследования внесли и студенты: кандидаты в мастера Олег Корчагин, Татьяна Гладышева, а также слушатели высшей школы Владислав Федоров и Фуат Джафаров.
   После отъезда Бориса Злотника за границу кафедру шахмат возглавил кандидат военных наук, кандидат в мастера по шахматам, генерал-майор в отставке Евгений Павлович Линовицкий. Он проводит на кафедре множество соревнований, подготовил и успешно читает лекции, в которых в основном освещает вопросы организации различных по форме шахматных соревнований, подсчета индивидуальных коэффициентов.
   К сожалению, Евгений Павлович не имеет серьезного опыта научной работы. Поэтому научно-исследовательской работе на кафедре не уделяют должного внимания. Следствием являются неудачи в подготовке аспирантами диссертаций, а также и выбор самих аспирантов.
   Для восстановления научного потенциала кафедры Линовицкому нужна помощь. Однако научные сотрудники спортивных кафедр Академии далеки от знания шахмат, они не могут квалифицированно оценивать диссертационные исследования по шахматам.
   В связи со сказанным, целесообразно привлечь к работе квалифицированных шахматистов, ученых, известных шахматных педагогов Ю.Авербаха, Н.Крогиуса, М.Дворецкого, Ю.Васильчука, О.Чеботарева, В.Юркова, Б.Гершунского и др.
   Среди моих светлых воспоминаний о кафедре - игра в шахматы с преподавателями и студентами. Вот одна из легких партий, сыгранных с Сергеем Кишневым. Он много сильнее меня, но случалось и такое...

С.КИШНЕВ - В.МАЛКИН

   









   18... c5! 19. Q:c5? B:f5 20. gf Q:f5 21. Nc3 Rec8 22. Qd6 b4! 23. Q:b4 Rab8 24. Qa3 Q:f2 25. Rde1 Be7! 26. Q:e7 Q:b2+ 27. Kd1 R:c3. Белые сдались, и будущий гроссмейстер заметил: "Я думал, вы не умеете играть. Оказывается, все же умеете!"
   
Виктор МАЛКИН,
доктор медицины, профессор


 Library В библиотеку