"СЫРУЮ НЕФТЬ" - В ОБРАБОТКУ!

   От редакции. К сожалению, обстоятельства не позволили провести прямой диалог между гроссмейстером Евгением Свешниковым и зам. директора АО "ИнформСистемы" мастером Сергеем Абрамовым, поэтому они высказываются "по очереди". (Полагаем, новое выступление Е. Свешникова скоро последует.)

   На наш взгляд, введение авторских прав на некомментированные партии (комментарии являются интеллектуальной собственностью, и с этим никто не спорит) негативно отразится на шахматах. Кому будут принадлежать эти права? Рассмотрим несколько вариантов.

1. Шахматисту.

   Это приведет к тому, что не сможет выйти ни одна статья или книга. Вряд ли у автора дебютной монографии будет возможность разыскать всех шахматистов, чьи партии он хочет использовать, для получения разрешения на публикацию. А кто может распоряжаться партией: один соперник или оба? И что делать, если один из них согласится на публикацию, а другой - нет? Не исключена ситуация, когда шахматист не сумеет издать даже сборник своих партий.
   Высказывалась мысль, что в книгах и журналах надо разрешить использование партий, а вот на CD - уже нельзя. Но, во-первых, как не бывает осетрины "второй свежести", так и авторское право на партии не может делиться на "бумажное" и "компьютерное". К тому же сейчас, особенно за рубежом, понятия "книга" и "CD" очень переплетены. Например, в журнале "64" партии публиковать можно. Допустим. А в электронном журнале на CD? Допустим, тоже да. А в подборке партий за месяц? А в базе за полгода? Нет четкой границы между этими продуктами в конце XX века. Хотя по-прежнему компьютерный рынок остается более узким. Поэтому, если и начинать вводить какие-то ограничения, то логичнее начать с книг. Аргумент, что дискеты легко копируются, неприемлем, такие действия караются законом, и на Западе за это можно сесть в тюрьму (и у нас, кстати, тоже, но пока больше теоретически).
   В случае принятия закона об авторских правах на партии центральные газеты на всякий случай снимут шахматные разделы: вдруг от шахматиста, чью партию они опубликовали, последует иск? Им проще убрать, чем рисковать.

2. Организаторам.

   Организаторы и спонсоры, вкладывая большие деньги в проведение турнира, заинтересованы в рекламе этого события и потому обычно стремятся, чтобы сыгранные партии попали на глаза как можно большему числу людей. Возможный доход от продажи партий (даже если бы он был) не покроет и одного процента расходов, а на рекламе это скажется отрицательно. Удачной может быть продажа только партий супертурниров от 17-й категории, потому что при нынешнем количестве информации отсутствие одного соревнования даже 13-14 категорий не будет существенным. Если же такая практика станет повсеместной, компьютерным фирмам проще отказаться от ввода партий, чем платить.
   Кстати, если организаторы захотят, то легко смогут получить права на партии (для дальнейшего, скорее всего некоммерческого, использования, так как главное все же - реклама), включив в Положение о турнире соответствующий пункт. Думаю, 95% игроков с этим вынуждены будут согласиться.

3. Федерации страны, где сыграна партия, или ФИДЕ.

   Тут совсем ничего не ясно, особенно если рассмотреть случай, когда два иностранца играют в турнире на территории третьей страны.
   Шахматы - очень и очень узкая область. Возьмите тираж самого популярного международного журнала, "Информатора", - 10 000 экземпляров на весь мир! А тираж такого отличного журнала, как "64", рассчитанного не только на профессионалов, но и на любителей, - 15 000! Вот вам и интерес к шахматам! Что касается дорогих программ или баз, то эти цифры надо еще делить на 40-50. Не все любители шахмат имеют компьютеры, а среди их обладателей не все готовы тратить на хобби значительные суммы и т.д.
   Вообще надо разобраться, а так ли уж выгодно вводить партии и обрабатывать базы? Насколько я знаю, подобной работой занимаются всего две фирмы в мире - Chess Assistant и ChessBase.
   Пробовал ли автор предыдущих статей об авторском праве вводить чужие партии с неразборчивой записью с бланков в компьютер? Сколько получится в день - 30, 40, 50? Только по подписке Chess Assistant ежемесячно поставляет около 5000-6000 новых партий, половину из которых нужно ввести, проверить на копии и привести к стандартному написанию фамилий и заголовков. Если сюда еще добавить звонки организаторам и переговоры с шахматистами - вся работа окажется убыточной (наверняка аналогичная ситуация и у Chess Base).
   Название одной из статей в журнале "64" №3/98 - "Пираты XX века" - представляется мне не совсем корректным. Все партии с комментариями ведущих гроссмейстеров, которых в Chess Assistant немало, появились на договорной основе. Что касается дебютных баз для игровых программ, то это такой же авторский труд, как и любая книга. Ведь каждая книга использует и партии, и чужие анализы.
   Кстати, многие шахматисты бывают приятно удивлены, находя свои партии в нашей базе. Мы стараемся заносить в базу все российские соревнования, полуфиналы страны, турниры по переписке. Иначе эти турниры навсегда будут потеряны.
   Кстати, абсолютно не соответствует действительности высказывание господина Атарова в журнале "Шахматы в России" (№3/98, c.17), что на Кубке России в Москве мы, сотрудники Chess Assistant, вводили партии только тех шахматистов, кто за это заплатил. Такого не было никогда! Своей работой по вводу партий (а мы стараемся вводить все партии всех турниров) мы сберегаем и пополняем российское шахматное наследие. Кроме того, наша фирма - постоянный информационный спонсор Российской шахматной федерации и олимпийской сборной нашей страны.
   Итак, к чему мы придем, если, как обычно, вначале примем решение, а потом будем думать, к каким последствиям это приведет? Постепенно прекратится профессиональный ввод и обработка информации. Шахматисты будут вынуждены вести сами ту непростую и кропотливую работу, которую мы делаем сегодня: искать партии, обрабатывать, приводить фамилии к единому стандарту написания и т. д., - но каждый для себя. Мы-то знаем, сколько на это требуется времени и сил. А в выигрыше будут как раз программисты - возрастет спрос на программы типа "поиска копий", да и Chess Assistant по-прежнему будет необходима для работы с базами. ФИДЕ или шахматные федерации разных стран начнут субсидировать работу по вводу партий, так как ее отсутствие тормозит рост популярности нашей замечательной игры.
   Еще один миф: "Можно продать 10000 копий CD c партиями гроссмейстера без примечаний за $10, если их нет в большой базе, и получить за это $50000". Во-первых, в каком виде будут партии? Во-вторых, неплохо бы посчитать себестоимость CD и магазинные наценки. Обычная мировая практика - автор, делая самостоятельно набор, получает 10% розничной цены продукта. Таким образом, гроссмейстер должен получить $1 с копии. В третьих, сколько CD можно продать? Учитывая тот факт, что любителям (а во всем мире 95% покупателей - любители) партии без комментариев не очень интересны, можно ожидать продажу 100 копий, и не больше!
   Мне кажется, лучше не трогать сложившееся хрупкое равновесие. Общая тенденция мирового шахматного рынка - понижение цен на программы и базы - приводит к тому, что свертывают шахматное направление некоторые достаточно известные в мире фирмы. Эта тенденция может привести к сужению шахматного рынка и уменьшит количество людей, занятых в этой области.
   Шахматисты-профессионалы не должны искать какие-то крохи, пытаясь продать партии без комментариев. Например, "Информатор" достаточно хорошо платит за прокомментированные партии. Надо разделить этот процесс. Профессионал играет в турнире не для того, чтобы создать интеллектуальную собственность и потом продать ее, а чтобы заработать приз. А потом комментирует партии, анализирует дебютные построения, печатает статьи, пишет книги, чтобы получить прибыль от этой второй фазы, которая уже защищена законом. Партии без комментариев можно сравнить с сырой нефтью. Нефтяные корпорации-монстры делают деньги на продаже готовых продуктов: бензина, масла и т.п., которые в десятки или сотни раз дороже исходного сырья. Опубликованные партии создают имидж шахматиста, и он может получить больше приглашений в турниры, найти учеников и т.д., в то время как продажа самих партий без комментариев ему ничего не даст. Если партии какого-то шахматиста не будут печататься, то он, как ни странно, больше потеряет, потому что о нем будут меньше знать. Все это относится и к шахматистам старшего поколения. Хорошие идеи не обязательно воплощать в своих партиях, а даже выгоднее - в книгах, статьях, в тренерской и "околошахматной" работе. Нужно, чтобы шахматы становились популярнее, тогда все, кто занимается ими, станут жить лучше.

Сергей АБРАМОВ
мастер


 Library В библиотеку