РАВНОДУШНЫХ НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ

   10-24 мая в Вене прошел 8-й конгресс Chess Collectors International (ССI). В его работе приняли участие более 100 коллекционеров и историков шахмат из 13 стран - Германии, Англии, Италии, России, Испании, Франции, Нидерландов, Польши, Швейцарии, США, Канады, Мексики и Венесуэлы.
   Постоянные читатели "64" знают, что раз в два года ССI проводит свои форумы в мировых центрах, известных музеями и давними шахматными традициями. Еще несколько лет назад президент CCI доктор Томас Томсен задумал провести конгресс в столице Австрии. Он наладил контакты с рядом крупных культурных учреждений Вены, привлек внимание видных австрийских деятелей и в итоге достиг того, что 8-й конгресс ССI стал заметным явлением.
   Самая сложная задача - организация больших шахматных выставок. Помнится, какого неимоверного труда стоило устройство в 1994 году таких выставок в Государственном Эрмитаже и Этнографическом музее Петербурга с одновременным изданием каталогов. А в Вене было задумано провести целых четыре выставки! Осуществлено же три. Лишь "Музыка и шахматы" в знаменитом Центре Карояна сорвалась в последний момент и состоится теперь в октябре.
   С большим успехом прошла выставка "Шахматы во времена Филидора". На стендах были представлены прижизненные издания известнейшего труда Филидора "Анализ шахматной игры" 1749 и 1777 годов, книги Стаммы и других авторов - современников Филидора, комплекты шахматных фигур того времени. Книги для экспозиции предоставил один из знаменитых шахматных коллекционеров гроссмейстер Лотар Шмид, а сами шахматы - обладатель прекрасного собрания старинных фигур Томас Томсен. Для организации этой выставки и издания буклета была привлечена молодая немецкая исследовательница жизни и творчества Филидора Сюзанна Полдауф, сестра берлинского журналиста международного мастера Дирка Полдауфа. Незадолго до того она защитила на отделении культуры философского факультета Университета Гумбольдта в Берлине серьезнейшую магистерскую работу "Франсуа-Андрэ Даникан Филидор: музыкант и шахматист".
   Между прочим, выставка, посвященная Филидору, разместилась в фойе Австрийского сберегательного банка, директор которого Гельмут Жаклер, страстный любитель шахмат, оказал поддержку в ее организации.
   В одном из крупнейших в мире собраний произведений изобразительного искусства Художественно-исторического музея была в торжественной обстановке открыта выставка "Игры мира в искусстве. ХVI-ХVIII вв." из собрания Габсбургов. То был экскурс в далекое и близкое прошлое многих настольных игр, и прежде всего шахмат. Научными консультантами ее стали активные деятели Chess Collectors International профессор из Аахена Ханс Холлендер и его супруга Барбара.
   Но если характер экспонатов этой выставки был в какой-то мере знаком коллекционерам и историкам шахмат, то приятной неожиданностью явились многие произведения современных скульпторов и художников, выставленные в венской Галерее Ланга. Среди них абстрактные фигурки с небольшими стульчиками и столиками Вильгельма Монтибеллера "Шахматы для маленьких королей". Над ними висел рисунок из красных и черных линий, переплетением которых художник стремился передать свои ощущения сложной борьбы в одной из партий (Ананд - Широв, Дос-Эрманас 1997).
   Кажется, никто из посетителей не остался равнодушен к комплектам на двух других столиках, на одном из которых были установлены абстрактные шахматы Хилла де Гарди (1988) на круглой шахматной доске, напоминающей земной шар, на другом - шахматные фигуры безвестного автора, названные "Нибелунги" и поставленные на доску, все черные клетки которой представляли текст "Песни о Нибелунгах". Шахматы символизировали соединение эпоса и игры.
   Гости ознакомились с летней резиденцией Габсбургов - дворцом Шенбрун, дворцовыми строениями Хофбурга. В их числе - один из красивейших в мире библиотечных залов, где нашим "гидом" был его хранитель, историк шахмат Ганс Петшар, автор замечательного труда "Шахматы как явление культуры" (1986).Среди других экскурсий назову также посещение венской фабрики фарфора, где нам продемонстрировали весь процесс изготовления шахматных фигур, вплоть до их разрисовки, и поездку в бенедиктинский монастырь. Здесь из многих томов богатейшей библиотеки (160.000!) Cредневековья и эпохи Возрождения для нас был извлечен знаменитый шахматный трактат Якобуса Цессолиса конца ХIII века, зарегистрированный в библиотеке под номером 46.
   Столь же "контрастной" оказалась тематика выступлений на семинаре. Так, доктор Рикардо Кальво (Испания) посвятил свое выступление обоснованию гипотезы, согласно которой переход от шатранджа к современным шахматам произошел в ХV веке в Валенсии. Доклад гроссмейстера Юрия Авербаха был посвящен теме "Наполеон и шахматы". Интересные диапозитивы многих комплектов изобразительных шахмат, произведенных в США, продемонстрировал Флойд Сарисон, а монгольских и тувинских шахмат - доктор Родольфо Поцци (Италия). Он обнаружил сходство орнаментов монгольских фигур с рядом европейских шахмат средневековья. Другой итальянский историк шахмат доктор Алессандро Санвито сделал обзорный доклад "Шахматные фигуры в книгах по истории шахмат и книги о шахматных фигурах".
   Что касается буклета, посвященного конгрессу, то он был тематически более единым. Ибо стало очевидным, что задуманная первоначально общая тема венского конгресса "Шахматы и музыка", столь созвучная городу Моцарта и Бетховена, Шуберта и Штрауса, не получилась. И потому представленная мною статья о шахматах в жизни музыкантов и музыке в жизни шахматистов России, хотя и была помещена в буклете, стала ласточкой, не сделавшей погоды. Многие сообщаемые в ней факты о жизни Гольденвейзера, Прокофьева, Ойстраха и других музыкантов уже публиковались в нашей шахматной прессе. Пожалуй, только один пример из жизни Дмитрия Шостаковича (1906-1975) заслуживает здесь специального упоминания, ибо он неизвестен шахматистам. Речь идет о строках письма Шостаковича пианисту Льву Оборину, отправленного из Ленинграда 10 января 1926 года: "Что касается до Е.Я.Шройта, то он оказался очень славным парнем, и я с ним очень подружился. Кроме того, он отлично играет в шахматы, и мы с ним сыграли несколько интересных партий. Шахматами я увлекаюсь очень давно и страшно люблю эту игру. Если бы был партнер, играл бы постоянно. Тут организуется на днях турнир, в котором я буду принимать участие (...) Вообще можно мою жизнь за последнее время описать так. Корректура партитур, сочинение 2-й симфонии, игра в шахматы".
   Это полностью совпадает с признанием Шостаковича в беседе с корреспондентом "Известий" Михаилом Долгополовым 22 января 1966 г.: "Шахматы очень люблю: в них сочетаются искусство и наука. Они дают мне отдых и вдохновение".
   Особенно интересными в буклете, кроме теплых приветствий конгрессу CCI со стороны президента Австрии доктора Томаса Клестила и мэра Вены доктора Михаэля Хейпла, мне представляются три статьи, в которых рассказывается о развитии шахматной игры в Европе в ХVIII и ХIХ столетиях в связи с возникновением так называемой кафейной культуры. Это публикации Сюзанны Полдауф, Томаса Томсена и молодого, но уже достаточно известного австрийского историка шахмат Михаэля Эна. Первая из них рассказывает о шахматной игре в ряде кафе Франции, Англии, Голландии, Германии и акцентирует особенное внимание на знаменитом кафе "Режанс" в Париже, где играли не только Филидор, Легаль и другие шахматисты, но и многие писатели и общественные деятели - Франклин, Вольтер, Руссо, Дидро, а также Ришелье, Робеспьер, Наполеон...
   Статьи Эна и Томсена посвящены игре в шахматы в знаменитых кафе Вены. Томсен привел в свой работе описания и фото ряда интересных комплектов шахмат так называемого типа Селенуса, в том числе фигур, которыми сыграли в Вене две партии матча Ласкер и Шлехтер в 1910 году. В пространной статье Эна рассказывается о кафе, в которых в разное время играли выдающиеся шахматисты, а также писатели, музыканты, художники, политические деятели. Среди них -находящееся неподалеку от собора св.Стефана кафе "Куропатка" часто посещал по приезде в Вену молодой Вильгельм Стейниц, и кафе "Централь"- с конца прошлого века и вплоть до начала второй мировой войны оно было одним из центров европейской шахматной жизни. Здесь бывали Милан Видмар, Савелий Тартаковер, Рихард Рети, Эрнст Грюнфельд и во время приездов в Вену - Рудольф Шпильман. Здесь проходили знаменитые Требич-турниры и упоминавшиеся выше партии матча Ласкер - Шлехтер. Среди известных писателей, посещавших это кафе и отразивших шахматную жизнь в своем творчестве, Эн называет Стефана Цвейга, Элиаса Канетти, Йозефа Рота, Зигмунда Фрейда, а из бывавших здесь политиков упоминает Отто Бауэра, Макса Адлера, Карла Реннера и Льва Бронштейна - одного из будущих вождей русской революции. По словам Эна, "Лев Троцкий был фанатически увлеченным шахматным игроком, который во время своего пребывания в Вене в 1907-1914 годах ночи напролет играл в кафе "Централь" в шахматы".Сегодня традиция игры в кафе поддерживается лишь в "Музеуме".
   ...Вена прекрасна в любое время года. Но особенное очарование излучает она весной. Гуляя по удивительно чистым, умиротворенным тишиной улочкам, любуясь памятниками старины или бродя по ее скверам и паркам, ощущаешь всю благостность цивилизации, способной превратить даже большой современный город в приют спокойствия и отдохновения. Покидая гостеприимную Вену, коллекционеры и историки шахмат пожелали друг другу добра и благополучия в преддверии следующей встречи во Флоренции в 2000 году.
Исаак ЛИНДЕР,
кандидат исторических наук


 Library В библиотеку