ЭЛЕКТРОННУЮ ШПАРГАЛКУ ТЕПЕРЬ УВИДЕЛИ ВСЕ
Когда фирма "Шахком" получила приглашение поработать на матче Каспаров + компьютер - Топалов + компьютер, нам виделось что-то типа встроенных в стол мониторов для каждого участника, куда информация (компьютерный анализ) поступает сразу же после сделанного на доске хода. А во время обдумывания шахматист с помощью специальной клавиатуры может проверять на компьютере свои варианты, которые автоматически поступают на экран для зрителей и в Интернет. Подобная организация представлялась и Гарри Каспарову, у которого при виде отдельных столиков с "обычными" компьютерами Pentium-II, 333 МГц и не очень обычными 21-дюймовыми мониторами сразу вырвалось: "Но это же каменный век!"
Собранное тут же совещание технических специалистов в составе Фредерика Фриделя ("Chess Base"), Карлоса Пенина (испанская фирма Net64) и автора этих строк подтвердила принципиальную возможность более "продвинутого" решения "продвинутых шахмат" (так переводится с английского "advanced chess" - название нового типа шахматных соревнований), но не сейчас. Manyana (завтра), как любят говорить испанцы.
Сегодня же это выглядело так. Матч в "будущие шахматы" проходил в "здании будущего" - такие яркие эпитеты присвоили журналисты новой форме игры и красивому и загадочному, словно из фантастических фильмов, зданию, где проходило интригующее своей новизной событие. Участники играли за шахматным столиком, куда была встроена наша электронная доска. Под углом к нему у каждого шахматиста было по столику с компьютером, общению с которым помогало вращающееся кресло. С обеих сторон от игрового столика были укреплены два больших экрана, на которых демонстрировалась позиция на доске и микшировались с видеокамер изображения участников и мониторы их компьютеров. Опасения первого дня, что участники могут "подсматривать" анализы противника, не оправдались. Гроссмейстерам было не до того - слишком много приходилось изучать вариантов: своих и "того парня", а времени мало - 1 час на партию каждому, так что во время игры они практически не вставали со своих кресел. Зрителям же представилась возможность наблюдать, какие варианты рассчитывают участники и как принимают решение. Пользователи Интернета в "прямом эфире" получали каждый ход и комментарии и могли сообщить свое мнение о происходящем на доске.
На мой взгляд, благодаря Интернету шахматное соревнование высокого уровня приближается по зрелищности к репортажу о футбольном матче, и это сравнение станет особенно правомочным при осуществлении режимов "аудио" и "видео" в реальном времени. Можно отметить и преимущества - интерактивность и адресность передачи информации, "сухой" компьютерный анализ в дополнение к эмоциональному человеческому, а также нереализованную в этом матче, но реальную возможность прямой трансляции в "мировой паутине" самого процесса мышления творца.
Пока же наш applet (программа, обеспечивающая движение в Интернете) демонстрировал на экранах пользователей Интернета выполненный ход, письменные комментарии и периодически менял видеоизображение с места событий. Эти возможности уже сейчас привлекают внимание различных компаний на Западе, интересующихся рекламой своих товаров, и это позволяет проявлять "сдержанный оптимизм" по поводу перспектив самоокупаемости шахмат. Об этом уверенно говорили в беседе со мной после матча Веселин Топалов и его секундант Сильвио Данаилов, особенно подчеркнув заинтересованность в подобных матчах компьютерных фирм-разработчиков игровых шахматных программ. Вполне вероятно проведение следующего матча по "advanced chess" с использованием игроками различных игровых программ.
Пока же соперники пользовались шахматной продукцией одной фирмы - "Chess Base", хотя и разными ее версиями. Непосредственно к матчу фирма выпустила программу "Chess Base 7.0" - ею пользовался Топалов. Каспаров же отказался применять новую, не опробованную версию и предпочел проверенную "Fritz5". По ходу матча участники должны были еще решать, как часто пользоваться компьютером, поскольку время пользования компьютером входило в отведенный каждому один час. Проблема решалась в зависимости от степени доверия к компьютеру и оставшегося до конца партии времени. Первое обстоятельство получило после матча разные оценки участников - Топалов благодарил "железного помощника" за устранение тактических просмотров, случавшихся в недавнем матче тех же участников в Софии, а Каспаров не мог забыть "ему" неудачной подсказки в 5-й партии (об этом ниже).
Второе обстоятельство одинаково и неизменно приводило к тому, что все партии заканчивались в обоюдном цейтноте. Попутно выяснилось, что даже если ты и не очень доверяешь "железяке", то все же всегда полезно посмотреть воочию конечную позицию рассматриваемого варианта. Также оказалось, что хоть и не было прямой связи компьютеров участников с "мировой паутиной", тем не менее все анализы сохранялись на жестком диске и сразу после партии становились достоянием Интернета. Поэтому гроссмейстеры остерегались использовать привычные дебютные варианты. Об этом обстоятельстве сообщил сразу по окончании 1-й партии Каспаров, объясняя, как по ходу игры ему пришлось отказаться от анализа каких-то вариантов, когда он понял вдруг, что они "засветятся".
Результат этой партии (Топалов выиграл) был, конечно, неожиданным. Интерес к спортивной стороне матча сразу повысился, хотя Каспаров не показался мне сильно удрученным поражением. Вскоре соперники снова сели за доску (по регламенту в день игрались 2 партии), и Каспаров белыми взял реванш.
Г.КАСПАРОВ - В.ТОПАЛОВ (2)
Защита Грюнфельда D79
1. d4 Nf6 2. Nf3 g6 3. c4 Bg7 4. g3 0-0 5. Bg2 c6 6. Nc3 d5 7. cd cd 8. Ne5 e6 9. 0-0 Nfd7 10. f4 Nc6 11. Be3 f6 12. Nf3 f5 13. Ne5 Nb6 14. b3 Bd7 15. Qd3 Nc8 16. Bc1 N:e5 17. de Rf7 18. Be3 Bc6 19. Rfc1 Qa5 20. a3 a6 21. Bd4 Bf8 22. e3 Be8 23. Qd2 Qd8 24. Bf1 Rc7 25. Qb2 Rc6 26. Na4 R:c1 27. R:c1 Bc6 28. Nc5 Qe8 29. a4 a5 30. Qc3 Qf7 31. Bb5 B:b5 32. ab h6 33. Na4 Ba3.
34. Q:c8+ R:c8 35. R:c8+ Kh7 36. b6. Черные сдались.
Второй день не принес неожиданностей: черными Каспаров сделал ничью с позиции силы в эндшпиле с разноцветными слонами и лишней пешкой, а белыми выиграл.
Привожу эту партию с вариантами и ходами, которые рассматривали оба гроссмейстера в тот или иной момент партии (анализы Гарри Каспарова отмечены буквами Г.К., Веселина Топалова - В.Т.).
Г.КАСПАРОВ - В.ТОПАЛОВ (4)
Староиндийская защита E60
1. d4 Nf6 2. Nf3 g6 3. c4 Bg7 4. g3 c5 5. Bg2 Qa5+ 6. Nc3 Ne4 7. Qd3 cd 8. N:d4 Nc5 9. Qd1 Ne6 10. e3 Nc6 11. 0-0 Qc5 12. Ndb5 (В.Т. 12. N:c6) 12... a6.
Г.К. 12... 0-0 (12... Q:c4)
A) 13. b3 a6 14. Ba3 Qe5;
B) 13. Bd5 Qb6 14. e4 (14. Bg2) 14... a6 15. Na4 Qd8 16. Nbc3;
C) 13. Qd5 d6 (13... Nb4 14. Q:c5 N:c5 15. e4 d6 16. Bg5 f6 17. Bd2; 13... a6 14. Nc7)
C1) 14. Ne4 Qb6 15. Nbc3 Nb4 16. Qd1 f5 17. a3 Qa6 18. Qb3 Nd3 19. Nd2 Nec5 20. Qc2 Bd7 (20... f4 21. ef Bf5 22. Nd5 Rae8 23. Ne3 N:f4 24. N:f5 Ne2+ 25. Kh1 R:f5) 21. Rb1
C2) 14. Na4 Qb4 15. b3 Qa5 (15... B:a1 16. Bd2 Bd4) 16. Bd2 Nb4 (16... Qd8 17. Bc3 a6 18. B:g7 K:g7 19. Nbc3 Bd7) 17. Rac1.
В.Т. 12...0-0 13. Qe2 a6 14. Na4 Qb4; 12... Q:c4.
13. Na4.
Г.К. 13. Ne4 Qb4 14. a3 Qa5 15. Nbc3 f5.
В.Т. 13. Ne4 Qb4 (13... Qe5)
A) 14. a3 Qa5 15. Nbd6+ ed 16. Qd4 (16. N:d6+ Ke7 17. b4)
B) 14. Bd2 Q:b2 15. Rb1 Q:a2.
13... Q:c4.
Г.К. 13... Qb4 14. Bd2 (14. Nbc3) 14... Q:c4 15. Nbc3 Rb8 16. Nb6 Qb4 17. Ncd5 Q:b2.
В.Т. 13... Qf5.
14. Nbc3.
Г.К. 14. Na3 Qb4 15. Bd2 Qd6 16. Nb6 (16. Nc4 Qd3 17. Nab6) 16... Rb8 17. Nac4 Qd3 (17... Qc7 18. Rc1 d6 19. b4 Qd8 20. a4 0-0 21. f4 Nc7) 18. a4 d6 19. Ra3 (19.e4) 19... Qf5 20. f4 (20. b4 Ng5) 20... Nc5 (20... 0-0 21. b4 h5 22. Nd5) 21. b4 Nd7 22. e4 (22. Nd5 Nf6 23. Bc3) 22... Qh5.
В.Т. 14. Na3 (14. Nb6 Q:b5 15. N:a8 Qc5 16. Qb3 b5) 14... Qb4 15. Bd2 Qd6 16. Nb6 Rb8 17. Nac4 Qc7 18. Rc1
A) 18...0-0 19. b4 Qd8 20. a4 Nc7 (20... Ne5) 21. Qb3 (21. N:c8 R:c8 22. Nb6 Rb8 23. Bc3 B:c3 24. R:c3 d5) 21... d5 22. Na3;
B) 18... Qd8 19. b4 (19. Qb3) 19... Nc7 20. e4 d6.
14... Rb8 (В.Т. 14... Qb4) 15. Nb6.
Г.К. 15. b3 Qb4 16. Bd2.
В.Т. 15. Nd5 b5 16. Nab6 (16. Ndb6 Qb4 17. a3 Qd6 18. Q:d6 ed 19. N:c8 R:c8 20. Nc3); 15. a3.
15... Qc5.
Г.К. 15... Qb4 16. Ncd5 Qd6
A) 17. b4 Qe5 18. Rb1 d6 19. b5 ab 20. R:b5;
B) 17. b3 B:a1 (17... Qe5) 18. Nc4 Qc5 (18... Q:d5 19. B:d5) 19. Ba3 Qa7 20. Q:a1;
C) 17. Bd2 0-0 18. Rc1 (18. b4 Nc7) 18... f5 19. b4 (19. f4 Nc5 20. Bc3 B:c3; 19. Nc4 Qc5 20.b4 Qa7 21. Ndb6 Ne5) 19... Ng5 20. Nc4 Qe6 21. Nf4 Qf7;
D) 17. e4 0-0 18. Be3.
16. Ncd5 0-0.
Г.К. 16... Nb4
A) 17. Bd2 N:d5 18. N:d5 Qb5 19. Rc1 (19. b4; 19. a4 Q:b2 20. Rb1 Qe5 21.f4 Qh5 22.g4 Qh4 23. Be1 Qh6 24.g5) 19...d6;
B) 17. e4 N:d5 18. N:d5.
В.Т. 16... Nb4 17. N:c8 (17. Bd2 N:d5 18. N:d5 d6 19. Rc1 Qa7 20. Ba5 ).
17. b4.
В.Т. 17. a3; 17. Bd2 Nc7 (17... B:b2; 17... a5 18. a4 ) 18. Rc1 Qb5 19. a4; 17. Qd2 d6 18. b4.
17... Qd6.
Г.К. 17... N:b4 18. Ba3 a5 19. Rc1 Qd6 20. Qa4.
В.Т. 17... N:b4 18. Ba3 a5 19. Rc1 Qd6.
18. Rb1.
Г.К. 18. Nc4 Q:d5 19. Q:d5 B:a1; 18. Bd2; 18. Bb2 B:b2 19. Nc4 Q:d5.
В.Т. 18. Nc4
A) 18... Q:d5 19. Q:d5 B:a1 20. Qd2 d6 (20... b5 21. Bb2 B:b2 22. N:b2) 21. Nb6 Nc7;
B) 18... N:b4.
18... Nc7 19. Nc4 (Г.К. 19. a4) 19... Qe6 20.e4.
Г.К. 20. N:c7 Q:c4 21. Bd5 Qc3 22. Bb2 Q:b2 23. R:b2 B:b2 24. Bg2 e6.
В.Т. 20. Ndb6; 20. N:c7 Q:c4 21. Bd5 Qc3 22. Bb2 Q:b2 23. R:b2 B:b2 24. Bg2 (24. f4) 24...d5 (24... e6 25. B:c6 bc 26. Qd6 Rb6; 24... Ba3 25. Qb3 B:b4 26. B:c6 bc).
20... d6.
Г.К. 20... N:d5 21. ed; 20... b5 21. Bf4; 20... Nb5
A) 21. Bb2
A1) 21... Nbd4 22. f4 b5 (22... d6 23. f5 gf 24. ef N:f5) 23. f5 (23. Nce3) 23... gf 24. ef Ne2+ 25. Kh1;
A2) 21... Nc3 22. B:c3 B:c3 23. f4 Bd4+ 24. Kh1 f6 25. e5 fe;
B) 21. Qd3 d6 (21... Nbd4) 22. a4 (22. f4 Nbd4 23. f5) 22... Nbd4 23. b5 ab 24. ab Ne5 25. N:e5 de (25... Q:e5; 25... B:e5) 26. Ba3 (26. f4) 26... Bf6 27.f4.
В.Т. 20... N:d5 21. ed.
21. Be3.
В.Т. 21. Ncb6 Nb5 (21... Ne8; 21... Na8 22. N:a8 R:a8 23. Bf4).
21... Qd7 (Г.К. 21... Nb5 22. Rc1 Nc3 23. Qd3 N:a2 24. Rb1; 21... b5) 22. Ncb6.
Г.К. 22. Ndb6 Qd8 23. a4 Ne6 (23... Be6 24. b5 B:c4 25. N:c4 Ne5 26. N:e5 d:e5 27. Bb6).
В.Т. 22. Rc1.
A) 22... Nb5 23. a4 (23. Ncb6 Qd8 24. a4 Nbd4 25.b5 ab) 23... Nbd4 24. Qd3 Qd8;
B) 22... N:d5 23. ed Ne5;
C) 22... b5.
22... Qd8 23. f4 N:d5 24.ed (Г.К. 24. N:d5 b5 25. Rc1 Bb7 26. f5; 25. f5) 24... Na7.
Г.К. 24... Bf5 25. Rc1 (25. Rb3 Na7 26. g4 Nc8) 25... N:b4 (25... Na7) 26. g4 Bd3 27. Rf2 Bb5.
В.Т. 24... Bf5 25. dc bc 26. Nc4 B:b1 27. Q:b1 c5 28. a3 cb 29. ab.
25. Rc1 (В.Т. 25. g4 Nb5 26. Rc1 Bd7; 25. Qa4; 25. a4 Bf5 26. Rc1 Nc8 27.a5) 25... Bf5 (В.Т. 25... e5) 26. g4 Nc8 27. Nc4 (В.Т. 27. gf N:b6 28. fg fg) 27... Bd7 28. Qd2.
Г.К. 28. a4; 28. f5 Bb5 29.g5 (29. Qb3) 29... gf (29... B:c4 30. R:c4 Nb6).
В.Т. 28. Rb1; 28. f5 b5 (28... Bb5 29. Qc2 B:c4 30. Q:c4 Nb6 31. Qc7).
28... Bb5 (В.Т. 28... b5 29. Na5 Nb6 30. Nc6 B:c6 31. dc) 29. Qf2 e6 (В.Т. 29... e5) 30. Rfd1 (Г.К. 30. f5) 30... e5 31. f5 gf 32. gf Qf6 33.a4.
Г.К. 33. Kh1 Ne7 34. Be4 Kh8; 33. Nd2 Ne7 34.a4 (34. Rf1 B:f1 35. R:f1) 34... Bd3.
В.Т. 33. Nd2 Ne7 34. Ne4 Q:f5 35. N:d6 Q:f2+ 36. K:f2.
33... B:c4.
Г.К. 33... B:a4 34. Rf1 (34. Nd2 B:d1 35. Ne4 Qd8 36. f6 Bh5 37. fg K:g7) 34... Bb5 35. Nd2 Bd3 36. Rc3 e4 37. R:d3.
34. R:c4 Ne7 (В.Т. 34... Bh6) 35. Rf1 Kh8.
Г.К. 35... Kh8 36. Qg3 b5 37. Rh4 N:f5 38. R:h7+ (38. R:f5 Q:f5 39. Be4 Q:e4 40. R:e4 f5 41. Rh4 Bf6 42. Qh3 B:h4 43. Q:h4) 38... K:h7 39. Be4 Kh8 40. B:f5 (40. B:f5 Bh6 41. Qh3 Kg7); 35.... Rbc8 36. Rg4 h6.
36. Qg3 b5 (В.Т. 36... N:f5 37. Qh3 N:e3 38. R:f6 N:g2).
Партия закончилась так:
37. Rh4 N:f5 38. R:h7+ K:h7 39. Be4 Kg8 40. B:f5 e4 41. Qh3. Черные сдались. (Остальные партии с анализами обоих гроссмейстеров можно увидеть в Интернете: www.ruschess.com.)
Казалось, матч так и закончится - спокойно, без неожиданностей. Но третий день развивался по законам третьего акта драматической пьесы. Сперва в 5-й партии Каспаров черными пожертвовал две пешки за сильную атаку на короля противника, но в решающий момент зачем-то решил посмотреть, что предлагает компьютер. В итоге потерял время, сделал слабый ход и проиграл.
В.ТОПАЛОВ - Г.КАСПАРОВ (5)
33... g5 34. Qd2 R:c2 35. K:c2 Qa1 36. Kd3 Qf1+ 37. Kd4 Qa1+ 38. Kc4 Qf1+ 39. Qd3 Qf2 40. b4 Q:a2+ 41. Qb3 Q:b3+ 42. K:b3 Bc1 43. Bd3 Bf4 44. B:a6 Kf8 45. Kc4 Ke7 46. Bc8 Bd6 47. Bf5 Kd8 48. Bh7 Kd7 49. Bg8 Ke7 50. b5. Черные сдались.
Обидное поражение вывело Каспарова из равновесия, и в последней, 6-й партии он предложил ничью повторением ходов. В итоге матч в "advanced chess" закончился со счетом 3:3.
Был назначен "тай-брейк", но уже без участия компьютеров - две блицпартии по 5 минут, а затем, в случае ничейного результата, игра до первой победы, причем белым устанавливается 4 минуты на партию, а черным - 5. Такое развитие событий, видимо, совсем не ожидалось организаторами, поскольку они даже не известили нас заранее об этом пункте.
Зал был полон, напряжение достигло кульминации. Темпераментные болельщики по древним традициям своей страны жаждали крови. Соперники тоже рвались быстрее в бой. Компьютеры отодвинули в сторону - и простая человеческая рубка началась.
Борьба на тай-брейке была жестокой - решалась судьба матча. В первой пятиминутке белыми победил Каспаров, но в следующей Топалов отыгрался. Затем началась схватка до "внезапной смерти".
В первой из этих партий была зафиксирована ничья, а во второй черными победил Каспаров. Так закончился этот матч - 5,5 : 4,5.
Подкрепившись беседами с участниками матча и их секундантами (Гарри Каспарову секундировал, как обычно, Юрий Дохоян), постараюсь сформулировать первые впечатления о матче "человек + компьютер".
Соревнование получилось зрелищным, настоящий театр. Наблюдение за ходом мышления шахматиста предоставляет зрителям (и не только в зале) уникальную возможность детализации творческого процесса.
По мнению участников, уровень игры такого (белкового + электронного) шахматиста составляет 3000 пунктов по шкале Эло. Компьютер помогал шахматистам в дебюте - из базы в 1 млн. "человеческих" партий гроссмейстеры выбирали наиболее схожие по позиции с играющейся. Он ассистировал в тактических осложнениях, рассчитывая варианты со скоростью 250000 позиций в секунду (для сравнения: Deep Blue - 200 млн.). По словам Топалова, компьютер прибавлял ему уверенности, он пользовался им чаще соперника. Каспаров же отметил, что в позиционных жертвах машина - не помощник. Здесь кроются главные слабости компьютера - стратегическое мышление, выбор плана в позиционной игре, неправильная оценка положений с материальным неравенством (последнее особо подчеркивали оба гроссмейстера). В то же время в эндшпиле компьютер помогал реализации перевеса - он, как известно, уже просчитал практически все в позициях, где на доске не больше 5 фигур.
Таким образом, взаимодействие эмоционального, стратегически мыслящего, но страдающего от избытка информации человека с холодным, расчетливым, энциклопедически подкованным, но с пробелами в понимании позиции компьютером выглядит вполне логично. Сила участников матча должна быть как минимум не ниже, чем у компьютеров - иначе играть будут только последние. При одинаковой базе партий нивелируется домашняя подготовка. Это должно понравиться тем, кто считает себя хорошим стратегом и объясняет поражения недостаточными теоретическими познаниями. Представляет особый (в том числе коммерческий) интерес участие с обеих сторон разных игровых программ. Все это говорит о перспективности проведения подобных соревнований.
На мой взгляд, организация матча была великолепной - от первого дня до последнего. В этом несомненная заслуга главного организатора - Марселино. Большое внимание уделила матчу мэрия города. На церемонии награждения мэр сообщил о решении проводить такое соревнование ежегодно. Предположительно в следующий раз встретятся Каспаров и Ананд. Безусловно, созданию камерной атмосферы события способствовала красота и уютность небольшого городка на севере Испании.
Борис ЕШАН,
директор фирмы "Шахком"
|