ПРАКТИКИ СНИМАЮТ ШЛЯПЫ

   Хотя композиция является самостоятельной областью шахматного творчества, но связь ее с практической игрой неразрывна, и составителям совсем небезразлично, как к их опусам относятся "старшие братья", а тем более выдающиеся шахматисты. Мы с удовольствием и с известной ностальгией пролистали подшивки отделов композиции и предлагаем вниманию современного читателя избранные фрагменты (впервые появившиеся на страницах "64") былых высказываний титанов мира шахмат.

ТАЛЬ НАЗЫВАЛ НАС ФАНТАСТАМИ!

   Бесспорно, шахматисты любят этюды, но к сложным по построению и замыслу задачам относятся с предубеждением. Тем примечательнее мнение самого Михаила Таля (1973 г.) об одной из самых "монументальных" задач ХХ века.
   "О композиции, вообще говоря, я имею весьма приближенное представление. Я с интересом читаю статьи по композиции и, насколько позволяет образование, штудирую чертежи шахматных идей (диаграммы), но судить о них сколько-нибудь профессионально не рискую. В отличие от некоторых своих коллег, таких, скажем, как А.Алехин, М.Эйве, М.Ботвинник, П.Керес, я ни разу не занимался пробой пера в этом жанре (исключением, пожалуй, была публикация совместного с Э. Погосянцем этюда в "64", который возник на почве разногласия в оценке одной позиции, причем на сей раз практик оказался прав).
   Честное слово, не понимаю, как это делается! Мы, практики, привыкли к тому, что всегда есть партнер, суровый критик, который постоянно вносит свои коррективы в твой авторский замысел. Но одному играть и за белых и за черных, подчинить все шахматные силы своему, подчас уникальному замыслу! - мне это представляется нереальным, а люди, которым это удается в полной мере, с полным снованием могут быть названы шахматными фантастами. Один из компонентов притягательной силы шахмат - они в чем-то сродни искусству! - в композиции становится основным. И я убежден, что чисто спортивный титул - гроссмейстер - лишь одна из составляющих редкого таланта, особенно когда речь идет о Л.И.Лошинском.
   Еще раз повторяю: некоторые проблемистские термины являются для меня туманностью, хотя и Андромеды. Но колдовство, черная магия, которыми в совершенстве владеет Лошинский, позволяют с легкостью доказывать доверчивым (или скептическим) решателям, что дважды два - все, что угодно, но только не четыре.

Л.ЛОШИНСКИЙ 1-е место, I чемп. СССР










   Мат в 3 хода. 1. Qb1!
   
   Да, такая позиция не встречалась в партиях на первенство мира. И тем не менее, законы шахмат проявляются здесь в полной мере. Положение черного короля стесненное, и вместе с тем белые не могут выиграть время - дремлющие силы соперника того и гляди оживут, а, кроме того, белые - в прокрустовом ложе, если они не объявят мат в 3 хода, им автоматически засчитывается поражение. И неожиданно возникает тема. Не знаю, как она называется в композиции (тема магнита или тема Лошинского - прим. ред.), но в жизни она может быть сформулирована как "роковая привязанность" или, скажем, прессинг по всей доске. Читатели, которые сумеют убедиться в том, как белая ладья припечатывает свою соперницу, получат огромное удовольствие. (К сожалению, начав решать эту задачу, я первым делом обратил внимание на отступление черной ладьи d4 по четвертой горизонтали). Получающиеся варианты очень красивы. Однако еще со школьной скамьи я знаю, как подгонять задачки под ответ. Поэтому я уже твердо знал, что на 1... Rd5 должно следовать 2. Rd4, на 1... Rd6 - 2. Rd5 и т.д. И совершенно неожиданно для себя открыл невиданные миру маты".

ЛАСКЕР И КАПАБЛАНКА

   Рассказ под таким заголовком открывал в 1974 г. публикацию выдержек из книги А.П.Грина-Гуляева "Знаменитые композиции". В нем повествовалось об удивительном совпадении идеи из практической партии и этюда.
   "Кто не знает имен этих великих шахматистов?!
   Но начнем наш маленький рассказ с этюда Марка Савельевича Либуркина (1910-1953).

М.ЛИБУРКИН I поч. отзыв, "Шахматы в СССР", 1934










   Выигрыш
   П.А.Романовский считал М.Либуркина лучшим советским этюдистом. Здесь я хочу присоединиться к его мнению, которое, как мне кажется, разделяют большинство композиторов и практиков.
   На диаграмме один из ранних этюдов М.Либуркина (он начал составлять этюды в 1927 г.). Белые выиграют, если сумеют разменять ладью на обоих черных коней. Правда, слово размен не совсем удачно, так как два коня стоят больше, чем одна ладья. Но осуществить такой "выгодный" размен оказывается не так просто.
   1. Rh8 - пока все идет нормально, белые стесняют черных - 1.... Nfd7 2. Kc7 Ka7. Последний ход - выжидательный. Что делать белым? Кажется естественным 3. Rd8, чтобы осуществить размен на d7. Но после 3... Nc5 4. R:b8 Ne6+ 5. Kc8 Nc5 ладья завязла на b8. Не помогает 3. Rh1 из-за 3... Nc5 4. Ra1+ Nca6+! 6. ba b5 с ничьей. И вот начинаются либуркинские ходы.
   3. Re8!! с тем, чтобы на 3... Nc5 выиграть путем 4. Re7 Nd3 5. Kc8+ Ka8 6. Rb7. Особенность творчества М.Либуркина в том, что он мастерски умел передать инициативу то в руки белых, то черных. Черным как будто плохо, но 3... Nf6! 4. R:b8 Ne8+! Вот оно что! Взять коня нельзя из-за пата, и король белых "прилип" к полю b8, защищая ладью.
   Наступает новый поворотный момент в этюде. Снова инициативу захватывают белые. 5. Kd7!! После 5... K:b8 6. K:e8 они оттесняют от пешки b6 черного короля и выигрывают. Черные не сдаются: 5... Nc7! Следует эффектный финал 6. Ra8+! N:a8 7. Kc8 Nc7 8. K:c7, и белые, наконец, разменяли ладью.
   Прелестно, но причем же здесь Капабланка и Ласкер? А вот причем. Оказывается, позиция после 5-го хода случилась в легкой партии прославленных гроссмейстеров в Петербурге в 1914 году. Партия закончилась так, как это было показано в этюде. Это точно известно,... как и то, что вдохновенный художник шахмат М.С.Либуркин (не зная о событии в партии) заново открыл позицию и превратил ее в выдающееся художественное произведение".

ЭТЮД ГЛАЗАМИ БОТВИННИКА...

   Первый номер журнала "64-ШО" в 1980 г. украшали фрагменты готовившейся тогда к печати книги Г.Надареишвили "Этюд глазами гроссмейстеров". В ней кумиры шахматистов комментировали известные этюды и выражали свое отношение к композиции. Приводим два отрывка из той публикации.

Л.КУББЕЛЬ "150 шахматных этюдов", 1925










   Выигрыш
   
   "Этот этюд Леонид Иванович Куббель показывал весной 1925 года в шахматном клубе Ленинградского Дворца труда двум юнцам - Сереже Каминеру и мне. Преследование черного короля, безуспешно спасающегося бегством с поля h3 до поля a3, произвело на нас сильное впечатление.
   1. Ne3+! Неуязвимая позиция этого коня позволяет организовать преследование короля черных.
   1... Kg3. Другие отступления ведут к мату. 2. Qg4+ Kf2 3. Qf4+ Ke2 4. Qf1+. Беззащитный конь играет первую скрипку в камерном оркестре белых фигур.
   4... Kd2 5. Qd1+ Kc3 6. Qc2+ Kb4. Ход королем на d4 исключен, и тут белый конь играет решающую роль. 7. Qb2+ Nb3, на 7... Ka5 - мат в два хода. 8. Qa3+! - цель достигнута. Черные должны отдать ферзя или... 8... K:a3 9. Nc2X.
   Все белые фигуры оказались предельно активными, а черные - активными только с виду!"

... И ПЕТРОСЯНА

   "Не думаю, что я являюсь исключением из числа шахматистов-практиков, для которых, пожалуй, естественность начальной позиции этюда, как бы выхваченной из партии, а также известность средств и приемов, применяемых сторонами в процессе борьбы, являются обязательными. Но есть один аспект композиции, перед которым, мне кажется, именно практики "снимают шляпы". Это парадоксальность заключительной позиции, когда, казалось, естественный исход борьбы вдруг оказывается нарушенным. Хорошо видно это положение в этюде В.Королькова.

В.КОРОЛЬКОВ I приз, "Труд", 1935










   Выигрыш
   
   Нетрудно представить, скольких трудов стоило черным в процессе борьбы создать контршансы в виде проходных пешек. Остановить их невозможно. Белопольный слон наглухо отрезан от диагонали a6-f1, на которую ему следовало попасть. На проходную же пешку d6 надежд мало, так как черному королю ничего не стоит ее задержать. Но даже шахматисты-практики хорошо знакомы с идеей засады, и поэтому первые ходы белых легко угадываются.
   1. d7 Ke7. Конечно, необходимый ход. После 1.... f1Q 2. d8Q+ черный король был бы быстро заматован превосходящими силами противника.
   2. Rb8! - засада! Слон исподволь включается в борьбу против пешек. Сейчас нельзя играть 2... f1Q из-за 3. d8Q+ K:d8 4. Ba6+ Kc7 5. B:f1 K:b8 6. gh, и белые выигрывают.
   2... B:g3. Предыдущий вариант наглядно показал, что пешка g3 играет важную роль. Поэтому - долой ее.
   3. Ra8! Ладья удаляется подальше от короля. Ведь после 3. K:g3? f1Q 4. d8Q+ K:d8 5. Ba6+ Kc7 6. Rb7+ Kc8 7. Rb6+ Kc7 8. Rb7+ Kc8 9. R:a7+ Kb8 10. Rb7+ Ka8 уничтожить черного ферзя можно лишь ценой ладьи.
   3... f1Q 4. d8Q+ K:d8 5. Ba6+ Bb8!!, приглашая ладью придвинуться к королю. Ничейная позиция после 6. R:b8+ нам уже известна, но есть и прозаическое продолжение.
   6. B:f1 Kc7!! Выясняется, что ладья замурована, или, как острят некоторые, арестована, и ее не спасти от гибели, если не преградить королю доступ к полю b7.
   7. Ba6 e2! Кажется, что пришло спасение, так как белым приходится отвлечь слона от поля b7, и тогда нападение короля на ладью вознаградит черных за остроумную защиту. Но теперь наступает минута торжества этюдной идеи - одной из тех, которой восторгаются все любители шахмат. Итак, пока очевидное 8. B:e2 Kb7, и как озарение, 9. Bf3 K:a8 10. B:c6X".

БОЖЕСТВЕННО БЕСПОЛЕЗНОЕ ЗАНЯТИЕ

   В 1988г. в публикации И.Романова и Е.Шихоботя "Скромный, но пламенный поклонник Каиссы" впервые в нашей шахматной печати рассказывалось о втором страстном увлечении Владимира Набокова, который не только любил шахматы, но и составлял недурные задачи. Любопытно мнение писателя о композиции.
   "Шахматные задачи требуют от композитора тех же достоинств, какие характеризуют всякое достойное искусство: оригинальности, изобретательности, сжатости, гармонии, сложности и блестящего притворства. Составление этих загадок из эбена и слоновой кости - сравнительно редкий дар и расточительно бесплодное занятие: но и все искусство бесполезно, и божественно бесполезно, по сравнению с рядом более популярных человеческих стремлений. Задача - это поэзия шахмат, и эта поэзия, как всякая поэзия, подвержена смене направлений и различным конфликтам между старыми и новыми школами".

В.НАБОКОВ "Evening News", 1968










   Мат в 2 хода. 1. Qa5+!
   По словам автора, задача составлена в приподнятом настроении, рожденном завершением романа "Ада".

ПЕРЕБОЛЕЛИ БРОНШТЕЙН И СМЫСЛОВ

   Осенью 1990 г. Давид Ионович Бронштейн тяжело заболел, и в долгие дни и ночи на больничной кровати его выручали шахматы. Так родился симпатичный этюд знаменитого гроссмейстера, увидевший свет на страницах нашего журнала.

Д.БРОНШТЕЙН "64-ШО", 1991










   Выигрыш
   
   1. f6! gf 2. f5 Kf4 3. Ke7 Ke5 4. K:f7 h4 5. Kg7 h3 6. Bd1 Ke4 7. Be2! h2 8. Ba6! h1Q 9. Bb7+.
   А недавно схожая история случилась с Василием Васильевичем Смысловым. И ему шахматы помогли скрасить тоскливые дни болезни. Гроссмейстер дарит читателям "64" свой новый этюд.

В.СМЫСЛОВ Публикуется впервые










   Ничья
   
   1. Nd5! b1Q 2. b6+ с двумя разветвлениями: 2... Ka6 3. Ne2! и 4. Nec3! с блокадой черного короля на вертикали "а"; 2.... Kb8 3. Nh5! и 4. Nhf6! - на этот раз с блокадой короля на 8-й горизонтали.
   Хотелось бы видеть и новые творения замечательных ветеранов шахмат, но, конечно, без экстремальных ситуаций!
Яков ВЛАДИМИРОВ,
гроссмейстер


 Library В библиотеку