Александр Костьев,
президент АШШК
Нас подпирают — мы молчим
«ШАХМАТЫ В ШКОЛАХ» НА КОНГРЕССЕ ФИДЕ
Со
времен Ф.Кампоманеса комитет ФИДЕ
"Chess in Schools" остается самым многочисленным и,
пожалуй, наиболее представительным из всех других комитетов и комиссий на
конгрессах ФИДЕ. Вероятно, именно поэтому «школьному» комитету был отдан главный
зал элистинского «белого дома» — правительственной резиденции Калмыкии. И только
на заседание именно этого комитета прибыл президент ФИДЕ К.Илюмжинов с почетными
гостями: экс-президентом ФИДЕ Ф.Кампоманесом, действующими вице-президентами
Г.Макропулосом и П.Баррерасом, исполнительным директором ФИДЕ Е.Омуку, казначеем
ФИДЕ Д.Джарретом.
Многие национальные шахматные федерации стараются регулярно
направлять своих делегатов в этот комитет. Например, в Элисте были представлены
даже такие далекие страны, как Вирджинские острова (М.Мэрфи), Южная Африка (А.
Кобесе), Боливия (М.Лопец), Замбия (А.Чипсея)... В то же время делегаты из
Европы оказались в явном меньшинстве, а из стран постсоветского пространства,
кроме представителя России, присутствовал только международный мастер
А.Вейнгольд из Эстонии.
Открыл заседание К. Илюмжинов. Он сказал, что придает очень
большое значение развитию школьных (детских) шахмат; сейчас на деятельность
этого комитета выделяется 25 тыс. швейцарских франков из бюджета ФИДЕ, а кроме
того, будут и внебюджетные средства. Но главной новостью стало сообщение о
намерении президента ФИДЕ провести в конце августа — начале сентября будущего
года в Крыму Детскую олимпиаду ФИДЕ под патронажем президента Украины, с которым
уже достигнута принципиальная договоренность.
Доклад о деятельности Комитета сделал его многолетний
председатель итальянец Николо Палладино. Он долго говорил о пользе внедрения
шахмат в школах и о необходимости применения лазерных дисков в обучающих
компьютерных программах, которые ФИДЕ должна бесплатно распространять по
национальным федерациям.
Затем профессор Бланко из Венесуэлы рассказал о своей новой
книге «Зачем изучать шахматы в школах?». Мне уже приходилось ранее знакомиться с
трудами Ювенсио Бланко. Это невероятно энергичный энтузиаст шахматного всеобуча.
Его последняя работа представляет собой сборник инструктивных, исторических,
педагогических, философских материалов, посвященных проблемам преподавания
шахмат в школах. Комитет «Шахматы в школах» рекомендовал ФИДЕ распространить эту
книгу по национальным федерациям.
Интересным было сообщение Х.Майа из Мексики. Он работает в
Министерстве образования, которое, в содружестве с национальной шахматной
федерацией в 1999 году начнет осуществлять проект по обучению шахматам восьми
миллионов (!) школьников.
Аналогичным было выступление П.Баррераса, который объявило
начале массового обучения школьников шахматной игре в Сальвадоре и других
странах Центральной Америки.
А.Вейгольд затронул философские аспекты преподавания шахмат в
школах.
Очень важную проблему поднял Хуан Мас, председатель
Квалификационной комиссии ФИДЕ. Он напомнил, что его комиссия уже предлагала на
прошлом конгрессе в Кишиневе ввести звание «Инструктор ФИДЕ» для преподавателей
шахмат в школах. Такое звание, удостоверенное дипломом ФИДЕ, очень бы помогло
практическим работникам во всех странах. К сожалению, резко отрицательную
позицию по отношению к этому разумному и полезному предложению продолжает
занимать Н. Палладино. По его мнению, комитет «Шахматы в школах» не может
проводить экспертизу качества преподавания каждого тренера, и, пока нет
унифицированной системы инструктивной работы по обучению шахматной игре в
школах, такие звания вводить нельзя.
Мое выступление было посвящено фестивалю «Шахматы для спорта и
школы» в программе Всемирных Юношеских Игр в Москве. Кстати, аналогичное
сообщение я сделал и на Комитете по юношеским соревнованиям, где председателем
является вице-президент ФИДЕ У.Койя (Индия). Обоими комитетами была одобрена
сама идея проведения турниров школьных команд и турниров чемпионов школ. Эти
соревнования в рамках фестиваля «Шахматы в школах» могут быть включены в
календарь ФИДЕ, если будет ходатайство от Российской шахматной федерации.
Забегая вперед, могу сообщить, что проработка этого предложения уже началась.
И еще об одной инициативе хотелось бы рассказать.
Члены комитета «Шахматы в школах», а также все члены
Центрального комитета получили проект Итальянской шахматной федерации «Спорт в
школе — шахматы». Это объемный документ на 24-х листах, где детально расписано,
как в 370 шахматных клубах во всех 70 провинциях Италии охвачены шахматным
обучением школьники и как, по какой системе, на каком инвентаре проводятся
соревнования.
В документе определены уровни и цели обучения в младших,
средних, старших классах школы, в группах квалифицированных
шахматистов-школьников. Сформулированы требования к тренерам и судьям школьных
соревнований, создана сквозная система турниров — от первенства класса к
чемпионату страны. Приводится поурочная программа по базовым знаниям о шахматах.
В целом, это хорошее методическое пособие, напоминающее довоенные работы
Я.Г.Рохлина.
Для многих "chess developing countries"
(«развивающихся в шахматном отношении стран») это пособие будет служить
ориентиром. Наша же отечественная шахматная школа с ее апробированными системами
организации и методики работы с детьми далеко ушла вперед. Но вот беда. Мы мало
популяризируем собственный, порой бесценный, опыт. А, как известно, свято место
пусто не бывает.
Вот и получается, что по теме «шахматы в школе» главными
«методистами ФИДЕ» становятся представители Венесуэлы и Италии; ФИДЕ рекомендует
к распространению опыт Аргентины и Сальвадора; ссылается на блестящую
организацию массовых соревнований в Индии и на систему шахматного всеобуча в
Нью-Йорке...
А мы молчим, словно нам нечего сказать. Да в той же Элисте опыт
шахматного всеобуча не хуже, чем в Италии. Директор элистинской классической
гимназии кандидат педагогических наук Б.К.Секенов делает просто чудеса. Кроме
того, что выпускники гимназии почти стопроцентно поступают в вузы, вся гимназия
увлекается шахматами, в ней в специально оборудованных классах работают два
штатных тренера (пока два...), а юношеская сборная Калмыкии, игравшая на
Олимпиаде ФИДЕ, состояла из учеников и выпускников этой гимназии.
Завершая рассказ, хочу поделиться следующим впечатлением Видимо,
тенденция «шахматы — школе» с каждым годом будет проявляться все сильнее и
сильнее. В самых разных организационных и методических формах, в больших и
маленьких странах. Наша российская шахматная организация не должна просто
наблюдать за этим процессом и почивать на лаврах. Объективно мы сильнейшие. Но
соперники растут быстро. Вот нас уже подпирают в методике, вот уже предлагают
как передовые те организационные формы, которые мы давным давно освоили...
Вероятно, вопросы школьных шахмат и пропаганды нашего опыта в
ФИДЕ стоит рассмотреть на президиуме Шахматной федерации России. Тем более что
президент ФИДЕ объявил 1999 год «годом детских шахмат».
В Элисте в дни Олимпиады
Выход из тупика
На финал Всероссийских соревнований учащихся спортшкол Минобразования в
Рыбинске собрались 50 юношей и 30 девушек из 17 краев и областей, среди них — 2
мастера ФИДЕ и 36 кмс. А наличие у 22 участников коэффициента Эло позволило
подать результаты на обсчет в ФИДЕ.
Победители турнира юношей Никита Николаев
(7 1/2
очков из 9), Игорь Малышев (6 1/2) —
оба из Питера, а также Алексей Афонин из Рыбинска
(7 очков) смогли избежать нулей, хотя в стартовом листе они, как и Евгений
Решетников из Калининграда (6 1/2),
были не в первой пятерке. Рейтинг-фавориты Анатолий Яштылов (2355), Дмитрий
Кока-рев (2345) и Евгений Красильников (2340) встали вслед за первой четверкой.
В турнире девушек два первых призера Юлия Кочеткова (7
1/2 очков) и Диана
Долгова (6 1/2)
— родом из Челябинска, а третье место у Юлии Сазановой
(6 1/2) из
поселка Доскино Нижегородской области.
Надеюсь, результаты финала привлекут внимание
детско-юношеской комиссии РШФ и победители будут допущены в чемпионат России.
Тогда никто не назовет финал Минпроса-98 "тупиком". А через год по 8 победителей
турниров юношей и девушек будут персонально приглашены в финал-99 Всероссийских
соревнований Минобразования. Валерий ЧУНАКОВ, судья всесоюзной категории
|