Анатолий КУЗНЕЦОВ,
мастер по шахматам и
шахматной композиции

За синей птицей: 1968 — 1998
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД НА ЗАРЕ "64"

"Если хочешь быть красивым, поступай в гусары."
Козьма Прутков

Шахматы прежде всего, конечно, Игра. Начнем с самого начала:

 








 

+ —, — +, = ? Победа белых, черных, ничья. Похоже, и Спорт тоже.

Гроссмейстер Бронштейн однажды не делал здесь первый ход более двадцати минут... Над чем думалось? Представляю такой его монолог:

"В чем-то Шахматы и Наука. В частности, ничьим-то я научен, но как выиграть? Согласно Кодексу — только заматовав! Начнем, скажем, 1.е4 е5 2.Nf3 Nc6 3.Bс4! Прицел на f7, да и конь f3 подможет — Nf3-g5.

 








 

Черным логично этого коня повязать? Значит, 3...d6 4.Nc3 Bg4.

Вроде бы с детства любопытен и читал, что тут французский боевой генерал Кермюр сир де Легаль в 1787 (!) году ничтоже сумняшеся сыграл 5.N:e5!?, его партнер снаивничал — 5...B:d1? и получил 6.B:f7+ Kе7 7.Nd5X. Недурственно, но 5...N:е5!, и я без фигуры... Схитрим: 5.h3! Bh5 (на 5...B:f3 — 6.Q:f3 и на 6... Nd4 — "детский мат" 7. Q:f7X), лишь теперь

 








 

6.N:е5! И 6...N:е5 (учтено и 6...Qg5 7.Ng4) 7.Q:h5 N:с4 (не пропущено и 7...g6 8.Qе2) 8.Qb5+, двойной удар и 9.Q:с4 с лишней пешкой. Или "мат Легаля" при 6...B:d1 17.B:f7+ Kе7 8.Nd5X, ходом попозже, зато ...легальный!

 








 

По-своему, безусловно, красиво, видно, Шахматы и Искусство..."

И последовало уверенное 1.d4!

 








 

Необъятного не объять, остановимся, не уступая ни пяди, на упрямом 1...d5, почти наверняка получая в ответ 2.c4! — ферзевый гамбит:

 








 

Что дальше? Возможно и 2...dc — до сих пор не доказано, что это слабо, но не хочется вплывать в фарватер партнера Совсем заупрямиться? — 2...с5?!, что тоже не так-то и плохо. А не рискнуть ли на контргамбит Альбина? — 2...е5!?, и хотя теория, да и практика тоже, говорят в пользу белых, не все вполне ясно... Или быть сдержанно-солидными? — 2...е6 или 2...c6, с испытанными временем ортодоксальной и славянской защитами? Везде отвечая на пешечную атаку центра пешечными же контракциями, по сути если и не с одинаковой, то схожей стратегией...

А может, попробовать иные сюжеты!? И ответить на пешечное давление фигурной активностью! Например: 2...Nс6 — по Чигорину (давно), по Смыслову (после), по Морозевичу (совсем недавно!)?

А если 2...Nf6!? Увы, ничто не ново под Луной — ход Маршалла. Заманивая на 3.cd N:d5 4.e4 (лучше всего, видимо, 4.Nf3) 4... Nf6 и 5.Bd3 (ибо 5.Nс3 е5! 6.de Q:d1+ 7.K:d1 Ng4), но снова 5...е5! (5... Q:d4? 6.Bb5+) и, скажем, 6.de Ng4 7.Nf3 Nс6, когда нет 8.Bf4? Nb4! и вилок на с2, d3 или f2 не избежать, a 8.Bg5 Be7 9.B:е7 Q:е7 ведет к равенству.

3.Nc3 Bf5!? (недурно и 3...g6!, с грюнфельдовской поп-мелодией).

 








 

А 4.Qb3!?, пользуясь образовавшейся слабостью на b7 и попутно с тройным ударом на d5? Единственно разумно в ответ 4...dc (4...Nc6 5.cd N:d4 6.Qa4+ и 7.Q:d4) 5.Q:b7 Nbd7.

 








 

Ровно тридцать лет назад именно с этой позиции и началась наша первая история-расследование, да и вся статья в целом. Прозорливый Алехин, критикуя в одном из своих комментариев ход 4.Qb3, дал тут лишь 6.Bf4 Rb8! 7. Q:c7 Q:с7 8.B:с7 R:b2 с оценкой в пользу черных. Да, так. Но если взяться за пешку с7 покруче? — 6. Nb5!? Rс8 и только теперь 1.Bf4. Во-первых, куда как приятно оспорить легендарного чемпиона мира, во-вторых, после единственного 7...е5! распускается роскошный бутон комбинационных приключений.

 








 

Вот что случилось в давнишней партии Кузнецов Кузин (ах, какими мы были молодыми!). Конечно, пойти на суматоху при 8.de духу не достало. К примеру, 8...Bb4+ (интересно еще 8...Bе4 и 8...Nс5) 9. Nc3 (9Bd2? B:d2+ 10. K:d2 Nс5+, шах навскрышку и 11...N:b7) 9...Rb8 и 10.Qc6 Nе4 11.Rc1 (11. Q:c4 N:e5! 12.B:e5 Qd2X!) 11...Rb6 12.Qа4 0-0 с мощной инициативой. Вспомнилось: "Защищайся, размениваясь!" — 8.B:е5 N:е5 9. de Bb4+ 10.Nc3 Ne4!

 








 

Вольтаж подрос: 11. Q:b4?? Qd2X, мат №1; 11.Qс6+? — "пижон увидел шах" и 11...Kе7 12.Rd1 N:c3! 13.R:d8 Rh:d8 14.f3 Nе4Х, мат №2. Играя 8.B:е5, видел здесь 11.Nf3, вроде бы достаточно прочное, и тут же укорил себя за нерешительность, натолкнувшись на визуально темповую защиту-атаку 11.Rd1!? He подозревая, на что себя обрекаю...

 








 

Впрочем, последовало ожидаемое 11...N:c3?! (а может, "!?") 12.R:d8+ R:d8 13.f3! (13.Q:b4?? Rd1X, мат №3):

 








 

И нет 13...Nе4+ 14.Q:b4 — слон под ударом, но неплохо выглядит 13...Nd5+ 14.Kf2 (14.Kd1? Ne3++ и мат №4) 14...Bс5+.

 








 

До сих пор жалею, что партия продолжилась дальше 15.Kg3 Bе3!, после чего я яснее ясного увидел, что 16.Nh3? поведет к полной заморочке всех моих фигур королевского фланга посредством 16...g5!, один же ферзь в поле не воин. Пришлось сыграть 16.h4 и вслед за 16...Bf4+ 17.Kf2 Be3+ 18.Kg3 Bf4+ 19.Kf2 Be3+ обменяться с симпатичным партнером мирным рукопожатием, ибо 20.Kе1? Nb4! 21.Q:b4 Bс2! и конец — 22.Qb5+ Kf8 23. Qb4+ с5.

Сожалею же потому, что на 15-м ходу в общем-то струсил, не выбрал 15. е3?! B:е3+ 16.Ke1!

 








 

Пока что невостребованные белые фигуры получают дыхание, хотя, конечно, атака прекрасно развитых черных на неустроенного белого короля весьма опасна. Но куда важней, чтобы накал борьбы не угас и схватка продолжилась. Не только за сухие + —, — +, =, но за саму идею контралехинского 6.Nb5! Впрочем, продолжение все-таки последует...

Меж шахматистами, часто встречающимися, как правило разгораются, что ли "дуэли с продолжением". Известный столичный мастер Эстрин слыл знатоком открытых начал, в частности, старинной итальянской партии: 1.е4 е5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5,

 








 

где всегда выбирал атакующее 4.c3 (по Греко, XVII век!). Сдавать центр: 4...d6 5. d4 ed 6.cd Bb6 (на 6...Bb4+ следует 7.Kf1, избегая разменов) — не хочется. Остаются два совсем разных пути. Позиционный, кстати, не раз примененный Алехиным: 4...Qе7 5.d4 Bb6! (на 5....ed хорошо гамбитное 6. 0-0!) и 6.d5 Nd8! (поле свободно — следствие 4...Qе7!) или 6.0-0 Nf6! 7.Re1 d6, укрепляя пешку на е5. И классический, более богатый тактически: 4...Nf6 5.d4 ed 6.cd (6.e5 встречается контрударом 6...d5!) 6...Bb4+. Co мной Эстрин избирает патентованное им спокойное 7.Bd2.

 








 

В первой с ним партии я ответил 7...B:d2 8.Nb:d2 d5 (мелькнуло 8...N:е4 и погасло: не понравилось 9.d5 N:d2 10.Q:d2 Nе7 11.d6! — трудности с развитием слона c8) 9.ed N:d5 10.Qb3 Nсе7 11.0-0 0-0 12.Rfe1 c6 и на 13.a4 — 13...Qb6 скоро привело к эндшпилю с оценкой ± , который закончился вничью.

Ко второй встрече, где я снова играл черными, подготовился тщательно. Вспомнив некоторые эндшпильные трудности при 7...B:d2+, сыграл по-иному, антитеоретически: 7... N:е4!? 8.B:b4 N:b4

 








 

и тут получил, конечно, изящное 9.B:f7+! K:f7 10. Qb3+ d5 11.Nе5+ (11.Q:b4 Rf8 12.Ne5+ Kg8, и фигуры черных на должных местах). Ох, как заманчиво здесь 11...Kе8!? 12.Q:b4 Qg5...

 








 

Однако возможно все-таки 13.0-0! Bh3 14.g3 B:f1 15.Q:b7, и на, казалось бы, решающее 15...Qс1!? есть 16.Q:а8+ Kе7 и действительно решающее 17.Nc3!!

 








 

Эффектно! Доведите атаку при 17...Q:а1 (иное тоже плохо кончается) до победы сами. Думается, согласитесь, что и после лучшего, видимо, 15...Qd8 и 16. K:f1 позиция черных выглядит как драное решето...

Вернемся в главное русло: 11...Kе6! 12.Q:b4.

 








 

Гляжу и вижу: партнер мобилизовался, глаза горят... Понял, уверен в типичном для меня обострении 12...с5!?, наверно, имеет домашний анализ (я смотрел тоже и показалось, что ситуация при 13.Qа3! для черных опасна). И последовал холодный душ — 12...Qf8! с нападением на f2, вызывающим размен 13.Q:f8 R:f8. Снова на дворе эндшпиль, снова ничья...

И вот такой диалог. Он: "Не ожидал от вас 12...Qf8, не по характеру...", я: "Не ожидал от вас 7.Bd2, ведь уже проходили, ждал на смену 7.Nс3!" Он: "В следующий раз!" — я: "Ох, берегитесь, Яков Борисович..."

А чего? Ясно, что при 7...N:e4 8.0-0 B:c3 и 9.d5!, в знаменитой атаке Меллера "первый голос" будет вести мой визави, я же в любой момент могу дать "петуха". И изготовился к 7...0-0!?

 








 

С виду простецки. Понятно: 8.е5 Nе4 9.0-0 не опасно из-за 9...B:c3! 10.bc d5!, но не алчное 9...N:c3 10.bc B:c3 и 11.Ng5! B:a1 12.Qh5 h6 13.N:f7 R:f7 14. Q:f7+ Kh8 15.Bg5!!, где черные получают два мата на выбор — 15...Q:g5 16. Qg8X, 15...hg 16.Qh5X. A вот 8.d5 по-настоящему грозно. Однако 8...N:е4!

 








 

После 9.dc N:c3 и 10.bc B:c3+ 11.Bd2 полезно сначала 11...Qе7+!, лишая белых рокировки — 12. Kf1, лишь затем 12...B:а1, после чего возникает неординарное соотношение сил: 13.cb! (или 13.cd Bf6! 14.dcQ Rа:с8) 13...B:b7 14.Q:а1 — ладья и две пешки черных против двух белых легких фигур:

 








 

Мне показалось, что шансы сторон тут примерно равны, например: 14...d5 (14...B:f3 не понравилось) 15.Bd3 c5 с нестандартной игрой впереди.

Обратил внимание и на очень принципиальный ход 10.Qb3!

 








 

На весу слон b4 и конь c3, ферзь с b3 "рентгенит" на b7, что видно при 10... Qе7+ 11.Kf1 Ne4 12.a3 (или сразу 12.cb) 12...Bс5 13.cb B:b7 14.Q:b7 с острой позицией, но и лишней фигурой у белых. Неожиданности-красоты возникают после 12...N:а2+! 13.Kf1! (13.Bd2? B:d2+ 14.K:d2 dc+ 15.Bd3 Be6 или 14.N:d2 Qе7+ и 15... Nb4) 13...N:с1 14.Q:b4.

 








 

Черный конь, казалось бы, застрял после своего партизанского рейда Лишь «казалось бы»!

14...b5!!

 








 

Мизансцена: взаимное ограничение коня c1 и слона с4! Что же — 15.B:b5 dc и 16.B:c6.

 








 

Но 16...Qd3+! 17.Kg1 Nе2+ 18.Kf1 Ng3++! 19.Kg1 Qf1+! 20.R:f1 Ne2X!

 








 

Мат "etouffe" — от французского "задыхаться", а у нас — "спертый мат"!

К сожалению, мой резкий поворот в сторону Красоты в шахматах совсем уж отвлек от практической борьбы за доской и я почти целиком погрузился в шахматную композицию, нередко называемую "поэзией шахмат", главным для которой как раз и является вечная погоня за Синей птицей. И "угроза" Эстрину оказалась иллюзорной...

(Продолжение следует.)

 


 Library В библиотеку