ДО ПОСЛЕДНЕГО ПАТРОНАЦЕЙТНОТЯ предлагаю следующее определение: цейтнот - это такая ситуация, при которой у вас остается времени меньше, чем по минуте на ход. На мой взгляд, это нижняя граница лимита времени, гарантирующего приемлемые условия для игры. Конечно, можно хорошо играть даже с меньшим количеством времени, но тогда вы действительно отдаете себя в руки судьбы. Если не возникнет неожиданных проблем, вы, возможно, останетесь более-менее "неповрежденным", но как можно быть уверенным, что этого не случится? Склонные попадать в цейтнот шахматисты могут показать вам замечательные партии, которые они выиграли, невзирая на острую нехватку времени на обдумывание; но они, скорее всего, не покажут вам гораздо большее число партий, проигранных из-за все той же нехватки времени. Если вы регулярно попадаете в цейтнот (согласно приведенному определению), то вы делаете что-то не так и почти наверняка из-за этого теряете очки. Есть много причин возникновения дефицита времени. Вот основные: 1. Нерешительность. Возможно, это наиболее распространенная причина. Если вы подолгу мучаетесь над принятием решений, то у вас неизбежно останется мало времени. Здесь может оказаться полезным такой прагматичный подход: коль скоро вы замечаете, что после длительного обдумывания делаете в итоге тот же ход, который хотели сделать немедленно, то вам следует больше доверять своей интуиции. 2. Излишнее беспокойство по незначительным поводам. Нет смысла размышлять полчаса о возможном получении или неполучении преимущества, величину которого компьютер оценил бы в 0,1 пешки. Почти наверняка это не даст вам лишней половинки очка. Гораздо более вероятно, что в последующем цейтноте вы зевнете фигуру. 3. Заблаговременное обеспечение себе оправдания. Возможно, звучит забавно, однако это "заболевание" удивительно широко распространено. Порой очень не хочется допустить (возможно, подсознательно), что поражение явилось следствием плохой игры; проблемы с часами обеспечивают иное объяснение. Если вы ловите себя на том, что говорите после партии: "У меня была совершенно приемлемая позиция, пока я не попал в цейтнот", то у вас, наверное, имеется в той или иной степени эта болезнь. Подобное оправдание на самом деле абсурдно. Часы - такая же принадлежность игры, как доска и фигуры, и проигрыш из-за цейтнота ничем не отличается от поражения по причине слабой игры. Единственная разница заключается в том, что если вы будете испытывать сильную нехватку времени, то почти наверняка проиграете; если же станете действовать побыстрее, то можете как проиграть вследствие слабой игры, так и выиграть. Лучший путь к усилению - приобретать опыт за доской, а если ваши партии приводят к цейтнотной сумятице, то вы вряд ли многому научитесь. Тем, кто испытывает проблемы со временем, в дополнение к сказанному выше полезно принять к сведению следующие рекомендации: 1. Приходите на партию вовремя. Это наиболее очевидный и простой путь сэкономить время. 2. Не тратьте много времени на размышления о том, какой выбрать дебют. Если вы обладаете такой роскошью, как знание не одного, а нескольких дебютов, то о выборе можно было подумать до игры. 3. Не обдумывайте теоретические ходы. Некоторые шахматисты тратят неестественно много времени, пока добираются до уже хорошо известной им позиции. Крайний случай имел место в партии, которую я играл белыми со Штолом в варианте отравленной пешки - этот дебют был хорошо знаком нам обоим. Я выбрал разветвление, которое обещало равенство. Мой противник так беспокоился об усилении, которое, он был уверен, вот-вот последует, что тщательнейшим образом обдумывал каждый ход, пытаясь заранее обнаружить его. В этих поисках он потратил 90 из 120 минут, а получившаяся позиция была ему прекрасно знакома. Наконец-то последовало "усиление", в действительности довольно скромное, но благодаря нехватке времени у Штола я выиграл партию. 4. Не растрачивайте время на очевидные, вынужденные ходы. Допустим, соперник побил фигуру; неожиданно вы замечаете, что после ее отыгрыша у него есть не предусмотренная вами ранее возможность. Не думайте - забирайте фигуру. Размышления не только приведут к пустой трате времени, но и насторожат соперника: значит, вы о чем-то беспокоитесь. Если он не видел этого ранее, то, вероятно, увидит сейчас! Конечно, вы должны быть уверены, что отыгрыш - действительно единственная возможность, иначе вы можете зевнуть энергичный "промежуток". 5. Отложить выбор - не обязательно улучшить его. Постарайтесь выработать привычку спрашивать себя: действительно ли выгодно дальнейшее обдумывание? Если же в цейтноте ваш соперник, основная рекомендация - оставайтесь хладнокровны! Очень легко прийти в возбужденное состояние и начать "строчить" ходы так же быстро, как и противник, не используя тем самым свое преимущество во времени. И еще следует избегать мыслей типа: "Я должен попытаться выиграть партию, пока он в цейтноте", в результате чего вы ввязываетесь в какое-либо рискованное предприятие, на которое никогда бы не пошли при нормальных обстоятельствах. Оправданием может служить лишь наличие у вас очень плохой или проигранной позиции, когда цейтнот - действительно ваша последняя надежда. Выбирая между спокойным продолжением и равноценным острым, безусловно, предпочтите второе, однако цейтнот соперника не может являться оправданием сознательного выбора второсортного хода. В цейтноте шахматисты склонны тратить большую часть времени на анализ форсированных, тактических продолжений, поэтому надо особенно внимательно следить за тактическими уловками. Что касается стратегии, то соперник выберет, вероятно, "напрашивающийся ход", если вы не создали непосредственной угрозы. Очень часто такой ход оказывается частью плана по переводу плохо расположенной фигуры на лучшее место. Если же лишить цейтнотчиков подобных очевидных планов, то следствием обычно бывает замешательство или "никакой" ход. При удаче вы успеете до контроля завоевать позиционное преимущество, которое можно будет использовать в следующих стадиях партии. РЕШИМОСТЬДаже очень сильные игроки могут в ожидании неизбежного поражения сделаться столь безропотными, что не замечают предоставленной возможности спастись. Вот парочка характерных примеров. Г.КАСПАРОВ - Н.ШОРТ |
|
|