Я «ИХНИХ» ПЛАНОВ ЛЮБЛЮ ГРОМАДЬЁНе секрет, что в России многоходовки логической школы не пользуются особой любовью у проблемистов. Думаю, что секрет здесь заключается в скудной информации и недостатке литературы, а также в порой нечетких, а иногда неверных суждениях по этому вопросу. Приведу примеры, чтобы не быть голословным. В книге Е.Умнова «Шахматная задача XX века» разбирается следующая задача логической школы. №1. Г.ЛЕПУШУТЦ
Мат в 5 ходов Вот как ее содержание комментирует автор книги: «Главный план 1.Nа6 и 2. Qс7Х опровергается ходом 1...Rd7; попытка осуществить римский маневр для блокирования поля b7 также недостаточна: 1. R:b4? R:b4 2.Nа6 Rb7 из-за связки ферзя. Чтобы с темпом увести короля с седьмой горизонтали, белые провоцируют шах ладьей. После 1.Kg7! Rg4+ 2.Kh6 Rd4 черные вынуждены вернуться обратно, и теперь проходит 3.R:b4 R:b4 4.Nа6 Rb7 5.Qе8Х.» А теперь рассмотрим эту прекрасную задачу и комментарии Е.Умнова с точки зрения основ и принципов логической школы. Первым обязательным условием данного заданного направления является наличие главного и предварительного (устраняющего препятствия на пути исполнения главного) планов. Внимание: наличие главного плана и чистота его выполнения. Так что же мы видим в комментариях после нашего первого разъяснения? Если главный план 1.Nа6 и 2.Qс7Х, почему же он не исполняется после предварительной игры 1.Kg7 Rg4+ 2.Kh6 Rd4, а ставится совсем другой мат 5.Qе8Х ? Получается, что главный план указан неверно. В данной задаче он таков: 1.R:b4 R:b4 2.Nа6 Rb7 3.Qе8Х?, но он не выполним из-за нахождения белого короля на п7 и невозможности мата Qе8. Предварительный план 1.Kg7 Rg4+ 2.Kh6 Rd4 способствует перемещению белого короля на безопасное мест, после чего главному плану ничто не мешает. А что же такое 1.Nа6 и 2.Qc7Х — спросит читатель. Объясняем — это попытка с короткой угрозой, обогащающая содержание задачи. Кстати, есть и еще одна попытка, не указанная автором книги: 1.Qе8+? Rd8? 2.Q:с6+ Kb8 3.b7Х, но 1...Kc7! Мелочь, но приятно! Вот теперь задача прокомментирована в духе логической школы, и в подтверждение этого вывода рассмотрим еще несколько задач. №2. Б.КОЦДОН
Мат 7 ходов Здесь белые хотят провести следующий главный план — 1.Bc8 — 2.g7+ Kh7 3.g8Q+ Kh6 4.Bg4 — 5.Qg7Х. У черных есть защита, препятствие этому — 1...Rа3 с идеей затем сыграть 4...Rа8+. Предварительно белые заставляют черных замуровать ладью и затем проводят свой главный план: 1.Kf7! c3+ 2.Kf8 Bb1 3. Bc8 е2 4.g7+ Kh7 5.g8Q+ Kh6 6.Bg4 и 7.Qg7Х. №3. Б.КОЦДОН
Мат в 6 ходов Здесь белые наметили главный план 1.Rf7 Bb4 2.Rf8+ B:f8 3.Bh7+ K:h7 4.gfQ — 5.Qg7Х, но у черных находится защита 4...Rс7! Предварительным планом белые добиваются перекрытия линии «с»: 1. Rа7! — 2.Rа8+, 1...Bc6 2.Rf7 Bb4 3. Rf8+ B:f8 4.Bh7+ K:h7 5.gf — 6.Qg7Х. №4. А.ИОХАНДЛ
Мат в 7 ходов Главный план: 1.Rg:с3? dc 2.R:e4 Qе1 3.Bе7+ Kс7 4.Rс4+ Kb6!, поэтому белые атакуют поле b6 — 1.Rh3! Qh1 2.Kb8! Qb1+ 3.Kа7! Qh1 4.Rh:c3 dc 5.R:e4 Qе1 6.Bе7+ Kс7 7.Rс4Х. №5. Г.-П.РЭМ
Мат в 7 ходов Здесь главный план таков: 1.Nс6 и 2.Nе5Х, но у черных есть защита 1...Ng6! Предварительным планом белые добиваются блокирования поля g6 черным слоном. Но в этой замечательной задаче имеется еще один маленький нюанс: 1.Nс6 Q:с6 2.Q:с6Х. Получается, что у черных есть даже выбор защит. Решение: 1.Qb3 Qе1 2.Qf7 Bg6 3. Qd5+ Qе4 4.Qb3 Qе1 5. Qb7+ Qе4 6.Nс6 Q:с6 7.Q:с6Х. Обратите внимание также на позицию после 5-го хода черных. Она повторяет начальную за исключением переместившегося слона. Теперь, когда хотя бы немного разъяснился вопрос об одном типе задач, можно добавить, что данные требования предъявляются и к задачам на обратный мат. Хочу пояснить и подтвердить это своим скромным вкладом в копилку логической школы. №6. Ю.ЛУБКИН, Х.АКСТ
Обратный мат в 11 ходов Главный план предусматривает линейный мат после 1.Qd5+ K:d5 2.Bе4+ K:d4 3.Nb5+ Kе3 4.Rg8 R:g8 5. Bg1+ R:g1Х, но 4...d2+ или 4...f2+ разрушают замысел. Предварительным планом белые добиваются уничтожения черных пешек d3 и f3. И еще обратите внимание, как и в задаче №5, на позицию после 4-го хода. 1.Qс8+ Kd5 2.Be4+ K:d4 3.Bg6+ Kd5 4.Qf5+ Kc6 5.Q:f3+ Kd7 6.Q:d3+ Kc6 7.Qd5+ K:d5 8.Be4+ Kd4 9.Nb5+ Kе3 10.Rg8 R:g8 11.Bg1+ R:g1Х. Буду рад, если данная заметка разъяснила некоторые проблемы логической многоходовой задачи. Юрий ЛУБКИН |