КАКОВ СЛЕДУЮЩИЙ ХОД ПОСЛЕ ОБДУМЫВАНИЯ?1. Чтобы избежать ошибок, нужно не форсировать события, а продвигаться шаг за шагом. 2. Проконсультироваться с CHIPS-комитетом, Советом игроков и Комитетом по компьютерным шахматам. 3. Проконсультироваться с юристами-международниками, чтобы выработать наилучшую систему и структуру реализации этого проекта. Последний Исполком в Бледе (Словения, 15-16 мая 1998 г.) одобрил представленный Комитетом проект и согласился обратиться к следующей Генеральной Ассамблее (Элиста, Калмыкия) с просьбой о его утверждении. Настоящий доклад, который является результатом огромного числа встреч, переговоров и изучения прав интеллектуальной собственности, пытается дать ответ на главный вопрос: подлежат ли шахматные партии защите от копирования? И если да, то как использовать права шахматистов и делить прибыль? ПОДЛЕЖАТ ЛИ ШАХМАТНЫЕ ПАРТИИ ЗАЩИТЕ ОТ КОПИРОВАНИЯ?Для того, чтобы выяснить, можно ли извлекать выгоду из защиты от литературного и художественного копирования шахматной партии, необходимо определить, с одной стороны, наличие умственной работы и ее оригинальность (I), а с другой - способ ее выражения, из которого вырастает метод защиты (II). Тогда можно будет решать проблемы совместной работы (III) и защиты партий, сыгранных с компьютером (IV). I. НАЛИЧИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ОРИГИНАЛЬНОСТЬА. Наличие умственной работыДать определение этому понятию было поручено юристам. Профессор Пьер-Ив Готье предложил такое определение умственной работы: "Любые новаторские усилия человеческого ума, ведущие к созданию интеллектуальной продукции, которая может быть использована для практических целей, но должна обладать некоторой эстетической ценностью, сближающей ее с искусством". Это определение представляется слишком узким. На самом деле юриспруденция рассматривает защиту творческой работы, не относящейся к искусству, например, программного обеспечения, календарей, справочников... Таким образом, поскольку для создания уникальной шахматной партии требуются интеллектуальные усилия, она является объектом защиты в соответствии с условиями копирайта, однако в партии должна содержаться определенная оригинальность. Б. Критерий оригинальностиНеточное понятие основано на оценках юристов, которые от случая к случаю решали проблемы оригинальности применительно к копирайту. В связи с этим мы должны подчеркнуть тот факт, что проблема наличия или отсутствия оригинальности в отношении умственного творчества очень редко встает перед судом. Чтобы дать определение оригинальности, мы должны придерживаться нескольких легко воспринимаемых понятий, в целом принятых в теории и практике юриспруденции. Под оригинальностью понимают персональный авторский отпечаток, отпечаток интеллектуального вклада с некоторой степенью творчества, вклад новизны, выходящей за рамки обычной логики. Шахматисты обладают стилем, характерным дебютным репертуаром, талантом использовать те или иные возможности. Их продукция не является результатом математического мышления или расчетов, или технических способностей, которые могут быть повторены несколько раз, следовательно, относится к ноу-хау. Каждый шахматист обладает собственным стилем, который уникален, и каждая партия уникальна. Тот факт, что партия является результатом поочередного выбора, сделанного двумя персонами, не мешает квалифицировать ее как умственную работу. В действительности шахматная партия - это умственная работа, которая получается в результате оригинального самовыражения игроков, каждый из которых накладывает свой отпечаток на партию. Это совместная работа. Именно эти характерные признаки, как и многие черты оригинальности, дают повод для правовой защиты. II. СПОСОБШахматная партия может быть прекрасно воспроизведена и передана третьим лицам путем простого переписывания следующих друг за другом ходов при помощи комбинации букв и цифр, обозначающих местоположение фигур и пешек на шахматной доске. Или, еще проще, посредством магнитной ленты. Это дает возможность идентифицировать партии, каждая из которых является уникальной. Мы можем без всяких сомнений определить каждую шахматную партию, используя имена соавторов (двух шахматистов), время, дату и географическое место. Этот способ "конкретизирует" работу и позволяет обратиться к защите от копирования. Но в этом случае появляется другая проблема: шахматная партия - это комбинация следующих друг за другом ходов двух шахматистов, а эти ходы непредсказуемы. Однако это не помеха. Шахматная партия может быть уподоблена импровизации. Несколько юридических прецедентов санкционируют защиту импровизации от копирования в музыке (Арр., Erst Civ., Erst July 1970) и в кинематографе (High Court, 3 Court, 5 February 1981). Эти постановления суда вполне могут быть применены по аналогии и к шахматной партии. Следовательно, шахматная партия - совместное выступление двух игроков, которое должно быть защищено. III. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ: СОВМЕСТНАЯ РАБОТАА. ПонятиеЭто определение применимо к шахматной партии, которая может быть создана только последовательными и дополняющими друг друга усилиями двух шахматистов. Их выступление и в самом деле может быть только совместным. Невозможно обособить ходы каждого соперника, поскольку они являются прямым следствием выбора противной стороны. Б. Осуществление копирайтаКажется благоразумным предусмотреть договоры о совместной собственности для того, чтобы заранее передать работу по защите прав соавторов третьему лицу. Эту роль может выполнять ФИДЕ: разработать формы письменных контрактов, руководить использованием шахматных партий, особенно третьими лицами (газетами, журналами, телевидением, книжной продукцией, мультимедиа...). IV. ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ: ШАХМАТНЫЕ ПАРТИИ, СЫГРАННЫЕ ПРОТИВ КОМПЬЮТЕРАОпределение собственников прав на работу, созданную вместе с компьютером, предполагает выяснение степени участия каждого автора в финальном результате. Давайте отложим в сторону понятие о совместной работе (статья L-113-2 параграф 1 французского закона об интеллектуальной собственности), которое предполагает эффективную совместную деятельность "художника" и информации. Компьютер не сотрудничает с шахматистом. Предположение о совместной работе должно быть отвергнуто в равной степени и согласно статье L-113-2, параграф 3 французского закона об интеллектуальной собственности: "Работа является совместной, если создается по инициативе физического или юридического лица, которое ее редактирует, публикует, обнародует благодаря своему спонсорству или от своего имени, и в которой персональный вклад различных авторов в обработку оформлен как целое, в свете чего невозможно определить для каждого автора отдельное право на произведение в целом". Когда человек играет в шахматы с компьютером, то отсутствует физическое или юридическое лицо, которое бы определяло течение партии; таким образом, статус коллективной работы здесь, по-видимому, неприменим. С другой стороны, наиболее подходящим представляется статус составной работы. Согласно статье L-112-3, параграф 2 французского закона об интеллектуальной собственности, "составной является работа, которая опирается на уже созданное кем-то без дальнейшего сотрудничества с автором". Это определение соответствует шахматной партии, сыгранной против компьютера: новая работа - сама партия; уже существующая работа - программное обеспечение для игры; автор программ не принимает участия в игре, т.е. не сотрудничает. Партия - это сотрудничество с программой, где шахматист (физическое лицо) делает свой выбор в ответ на предопределенный выбор программы. Следовательно, программа используется для создания новой работы. Этот процесс сравним с деятельностью кино- или театрального продюсера, адаптирующего литературную работу, или певца, обрабатывающего уже существующую песню. Поэтому, по нашему мнению, чтобы гарантировать права на партии, сыгранные между шахматистом и компьютером, следует установить соглашение между игроком и представителем фирмы-продавца программы; эти контракты могут быть инспирированы контрактами о применении прав. В заключение надо отметить: согласно французскому законодательству, шахматная партия имеет право на защиту, даже если ее исполнители - физическое лицо и компьютер. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВА ШАХМАТИСТОВ И ДЕЛИТЬ ПРИБЫЛЬЧлены комитета полностью согласны с этим, поскольку мы рассматриваем шахматные партии как результат значительных усилий со стороны ФИДЕ и организаторов шахматных соревнований. Также это результат очень тяжелой и длительной работы шахматистов. Поэтому вполне нормально, что люди, участвующие в создании шахматных партий, должны получать часть вознаграждения. В 1910 году чемпион мира доктор Эмануил Ласкер писал о шахматном копирайте: "Как писатель защищен от недозволенной перепечатки его книги, так и шахматные мастера должны иметь права собственности на свои партии, которые они рождают в тяжелых муках. Пусть газеты и книги, которые перепечатывают эти партии, платят небольшой гонорар за право на публикацию! Пусть публика платит гонорар, чтобы наблюдать за поединками мастеров! Тогда мастера не будут больше испытывать лишения в старости, не будут умирать в одиночестве в госпиталях для бедняков! ВСЕ ДРУЗЬЯ ШАХМАТ ВЫИГРАЮТ ОТ ЭТОГО". Члены комитета старались все время следовать этой идее о справедливости и равенстве, которая занимает центральное место в нашем проекте, и в то же время заботились об интересах всех лиц и компаний, имеющих отношение к правам на интеллектуальную собственность. Комитет внимательно рассматривал позиции всех сторон по этой многогранной проблеме, чтобы создать действенную и эффективную систему, которая бы одновременно: 1) Защищала права игроков и организаторов. 2) Была принята людьми, зарабатывающими на шахматных партиях. 3) Сохранила действительно хорошие взаимоотношения между шахматными работниками (национальными федерациями, организаторами и игроками) и средствами массовой информации (газетами, журналами и телевидением) ради возрастания пропаганды шахмат в мире. Мы напоминаем делегатам, что компании, делающие бизнес на шахматных партиях, подразделяются на 4 категории: а) пресса и масс-медиа, б) книгоиздатели, в) компании Интернета, г) компании, выпускающие и продающие базы данных на дискетах, компакт-дисках и других носителях. Согласно раскрытому выше пункту два (2), только люди, делающие бизнес на шахматных партиях без всякой компенсации, должны платить гонорары. Поэтому прессе, средствам масс-медиа, а также Интернет-компаниям с бесплатным доступом для пользователей разрешается бесплатная публикация и широкое распространение партий. Книгоиздатели, Интернет-компании, зарабатывающие на шахматных партиях, и компании, выпускающие и продающие базы данных, обязаны платить гонорары за публикации. Действенная и эффективная система нуждается в первую очередь в юридической и административной структуре со следующими задачами: 1) Проинформировать компании, делающие бизнес на шахматных партиях, о запрете на печать, публикацию, широкое распространение шахматных партий без разрешения владельцев интеллектуальной собственности. 2) Провести переговоры с этими компаниями и заключить контракты и соглашения, которые бы защищали интересы каждой стороны. 3) Обеспечить сбор платы и при необходимости обращаться в суд. В первое время подобную работу может выполнять генеральный секретариат ФИДЕ. Но как можно скорее мы должны, как это практикуется в музыке, найти в каждой стране компанию, которая бы представляла интересы владельцев шахматных партий и собирала плату. Относительно размеров гонорара и пропорции, в которой он должен распределяться между шахматистами, организаторами и юридической и административной структурами, комитет полагает, что этот вопрос необходимо решать отдельно в каждом случае, но мы можем предложить примерно следующее: 1) Гонорары должны быть в среднем от десяти (10) до пятнадцати (15) процентов от общей суммы, вырученной от шахматных партий. 2) Гонорары должны быть разделены следующим образом: 30% - компании, собирающей плату, 35% - шахматистам, 35% - Международной шахматной федерации (10%), федерации страны-организатора (10%) и организаторам соревнования (15%). Нуреддин ТАББАНЕ, генеральный секретарь ФИДЕ, председатель Комитета по правам интеллектуальной собственности
Реклама:
|