Борис ГУСЕВ, мастер ФИДЕ

В ТИСКАХ

НЕСПЕШНОЙ ДОМИНАЦИИ

   Да, нелегкое это дело - присуждать конкурс! Казалось бы, раскладывай себе диаграммы по кучкам, как пасьянс, по собственному вкусу. Но когда перед глазами 30 произведений и всем отличий явно не хватит, и никого не хочется обидеть, тут уж начинаешь задумываться.
   Что ж, полезем в картотеку.Не зря же в шкафах и коробках ждут своего часа тысячи и тысячи диаграмм, выписанных на карточках, разбросанных в книгах и тетрадях - груз информации, который временно оживает. Итак, "жертвами" картотеки стали: №17 А.Рослякова - Э.Мельниченко, 1985 ("EG", № 6591), №27 В.Прыгунова - автопредшественник, "64-ШО", 1984, I поч. отзыв; №72. В.Прыгунова - В.Корольков, Л.Митрофанов, III конк. ФИДЕ, 1962, I приз; №89 Б.Зайцева - идея блестяще реализована Н.Григорьевым, "Шахматы в СССР", 1937, I приз; №107 В.Помогалова - Е.Колесников, О.Перваков, "Шахматы в СССР", 1989, I приз.
   На этапе проверки корректности большую помощь оказывает "железная голова" - компьютер, неоценимый ассистент судьи! Он вынес следующий приговор.
   Побочные решения: №52 В.Прыгунова (3.Nc1!); №63 В.Нейштадта (1.Be6+ K:d3 2.Bf5+ Kc4 3.Nd6+ Kc5 4.Nb7+ Kd5 5.Ra5+); №105 Д.Гургенидзе (1.Nhf2+!). В №62 В.Прыгунова нашлась дуаль 7.Bf5!
   Нерешаемости: №36 В.Прыгунова (4...Ra6+ и 5...Ra8), №45 его же (4...Bd3 5.Ng3 Kc3! 6...Kb2 и 7...Na3); №80 А.Высокосова (1...Nd5 2.Kc2 Nf5!).
   Приступая к показу отмеченных этюдов, я испытываю неловкость. Дело в том, что уже в третий раз подряд, будучи арбитром, присуждаю высшее отличие москвичу О.Первакову. Конечно, не исключаю обвинений в предвзятости, но так и хочется скаламбурить: "Олег мне друг, но истина дороже!" Тем более что его соавтор - один из ведущих и самых интересных этюдистов наших дней.

№106. О.ПЕРВАКОВ
С.ТКАЧЕНКО
I приз










   Выигрыш
   Весьма практичная позиция при полном материальном равенстве, но расположение фигур предполагает острую схватку за каждый темп.
   1.f7 B:e3+! (1...c2 2.f8Q N:b4, и матовая атака 3.Qc8+ K:e7 4.Kf5! B:e3 5.Qc7+ Kf8 6.Ke6! Kg8 7.Qf7+ Kh8 8.Kf6) 2.K:e3 c2. Теперь ошибочно как 3.f8Q? c1Q+ 4.Bd2 Qa3+ и 5...Q:e7, так и 3.Ba3? c1Q 4.B:c1 K:e7 5.Ba3+ K:f7 6.Kd2 Ke6 7.Kc2 Kf5 8.Kb3 Ke4 9.Bb2 Nc1+. Правильно 3.f8N+! Ke8! 4.Ba3 c1Q+ 5.B:c1 N:c1. Становится ясным, что белым придется расстаться с одним из коней, другим же надо попасть на с5. Чего проще сыграть 6.Ne6? Но тогда 6...c5! 7.N:c5 K:e7 8.Kd2 Na2 9.Kc2 Nb4+ 10.Kb3 Nc6!, и конь убежал, или 9.Nd3 Kf6 10.Kc2 Kf5 11.Kb2 Ke4 - на помощь приходит король. К победе ведет непредвиденное 6.Neg6!! Kf7 7.Ne5+! (7.Nd7? проигрывает темп после 7...K:g6 8.Nc5 Kf5) 7...K:f8 8.Nd7+ Ke7 9.Nc5! Kf6(d6) 10.Kd2 Na2 11.Kc2 Kf5(c7) 12.Kb2 Nb4 13.Kb3 с ловлей коня.
   Прекрасный маневр ("ход конем"), плавно переводящий игру к позиции удивительной, неспешной доминации. Этюд высокого класса, который должен понравиться шахматистам-практикам.

№ 108. А.ВЫСОКОСОВ
II приз










   Ничья
   1.B:b3 Nd1! 2.Be6+ Kb8 3.Bd4! B:h2 4.Bg4! B:c2. Возникла ключевая позиция. Не будь пешки а3, черный король приближался к своим фигурам и развязал бы их. Сейчас у белых непростой выбор: 5.Kc6? Be4+ и 6...Nf3, 5.Kb5? Bd3+ и 6...Ne2. Не годится и 5.Ka5? (тематический ложный след), точно же только 5.Kc5! Kc7 6.Kd5! Bb3+ 7.Kc5 Bc2 8.Kd5 Kb7 9.Kc4! Ka6 10.Kb4! Bd6+ 11.Kc4 Bh2 12.Kb4 Kb7 13.Kc4 Kc6! (в надежде на 14.Kb4? Kd5 с цугцвангом у белых, но...) 14.Ba7!!, и в цугцванг попадают черные! Проигрывало упомянутое 5.Ka5? из-за 5...Kc7 6.Kb4 Kc6! 7.Kc4 Kd6!, и в знакомый цугцванг попадали белые - 8.Ba7 Ke7! 9.a4 B:a4 10.Kd3 Kf6 11.Kd2 Bf4+! 12.Kd3 Nb2+ 13.Ke4 Kg5 с выигрышем. 14...Ba4 15.Kb4 Bc2 16.Kc4 Kb7 17.Bd4 Kc6 18.Ba7 Kc7! 19.a4!! (19.Bd4? Kd6!) 19...B:a4 20.Kd3! Kc6 21.Kd2 Bf4+ 22.Kd3! Nb2+ 23.Kc3! Be5+ 24.Kb4! Bd6+ 25.Kc3! Be5+ 26.Kb4 Bh2 27.Kc3! Nd1+ 28.Kd2 Bf4+ 29.Kd3! - позиционная ничья.
   Синтез идей доминации, взаимного цугцванга и позиционной ничьей путем привязывания. Мощный этюд! Импонирует и интригует стремление в сущности начинающего автора к разработке сложных идей. Следует признать, что в лице А.Высокосова этюдный цех пополнился незаурядным талантом!

№54. Г.АМИРЯН
С.ТКАЧЕНКО
III приз










   Ничья
   1.Ne3+ Ke5 (слабо 1...Kg5 ввиду 2.Rg4+ Kh5 3.Kf6! h1Q 4.Rg5+ Kh6 5.Nf5+ Kh7 6.Rh5+ Kg8 7.Ne7+) 2.Ng4+ Kf4! 3.N:h2+ Kg3. Что теперь делать белым? Безрадостно 4.R:h3+? K:h3, и конь h2 пойман. Плохо и 4.Rc4? K:h2 5.Kd6 Kg1. Пробуем держать контроль за линией "h": 4.Rh8!? K:h2 5.Kd6! Bd5! 6.Ke5 Kg2, и нет 7.Rg8+; 4.Rh7? K:h2 5.Kd6 Be4! (с темпом) 6.Rh4 Bf3! 7.Rh8 Kg2 8.Rg8+ Kh1 9.Rg3 h2 10.R:f3 Kg2. Не помогает и 4.Rh5? K:h2 5.Kd6 Bf3! 6.Rh8 Kg2 и т.д. Правильно лишь 4.Rh6!! K:h2 5.Kd6! Be4, и с темпом 6.Ke5! Bg2 7.Kd6 (плохо 7.Kf4? Kg1! 8.Kg3, и у белых не хватает времени на жертву ладьи из-за 8...c5! 9.Rh4 Bf1!) 7...Bd5 8.Ke5! Kg2 9.Rg6+ Kf2 10.Rh6 Bg2 11.Kd6 Kg3 12.Rg6+ Kh2 13.Rh6! Не усиливает черных вылазка короля 13...Kg3 14.Rg6+ Kf2 15.Rh6 Kg3 16.Rg6+ Kh2 17.Rh6 с позиционной ничьей, и в ход идет последний шанс - 17...Bd5 18.Ke5 Kg2 19.Rg6+ Kh1!? 20.Kf4! Bg2 21.Kg3! Белые выиграли темп, не дав продвинуться пешке с6. 21...Kg1 22.R:c6 B:c6 23.K:h3, ничья.
   В целом техничный и гармоничный этюд с любопытной финальной позиционной ничьей. Прекрасное дополнение к статье Г.Нехаева в сборнике "Задачи и этюды" № 14, 1997.
   Остальные работы значительно уступают призовой тройке.
   I почетный отзыв - №53 В.Нейштадта.
   Самый эффектный этюд конкурса. Если бы еще удалось привести на место коня е8!
   II почетный отзыв - №99 Ан.Кузнецова.
   Любопытная позиция с лишней ладьей у черных, тем не менее допускающая активное самозапатование белых. Жертвы же ладьи не помогают из-за новых патовых коллизий.
   III почетный отзыв - этюду А.Попова и К.Безноскова из статьи "Теперь кругом тринадцать" ("64" № 2/97).
   Для этюда с ограниченными начальными условиями (13 фигур, 13 ходов) очень даже неплохо!
   IV почетный отзыв - №8 В.Кичигина.
   Хотя все составляющие этюдные элементы хорошо известны и не раз встречались, синтез их получился довольно удачным. Как решатель могу сказать: "Решил легко, но удовольствие получил!"
   I похвальный отзыв - №71 В.Виниченко.
   Позиционная ничья возникла из легкого построения и после элегантной игры сторон.
   II похвальный отзыв - №98 Д.Гургенидзе.
   Очередная находка в нестандартном, но таком привычном для автора материале.
   III похвальный отзыв - №35 Г.Амиряна.
   Позиционная ничья с предшествующим неочевидным выбором поля для отступления белого короля.
   IV похвальный отзыв - №18 Э.Эйлазяна.
   Комбинационный этюд, в котором все фигуры активно жертвуются, но не слишком ли много жертв!? По-моему, чувство меры в подобных этюдах - один из главных компонентов творчества.

   

 Library В библиотеку