Евгений СВЕШНИКОВ,гроссмейстер

НЕ ПРИЧУДА - НЕОБХОДИМОСТЬ


   Так называлась и статья в "64" №14/90, посвященная мнению Ласкера об авторском праве. Еще в 1910 году он говорил: "Как писатель защищен от недозволенной перепечатки его книги, так и шахматные мастера должны иметь права собственности на свои партии, которые они рождают в тяжелых муках... Тогда мастера не будут больше испытывать лишения в старости, не будут умирать в одиночестве в госпиталях для бедняков! ВСЕ ДРУЗЬЯ ШАХМАТ ВЫИГРАЮТ ОТ ЭТОГО."
   Перед глазами Ласкера стоял умирающий в нищете Стейниц, поэтому он стремился к тому, чтобы труд гроссмейстеров ценили и уважали. Он достиг очень многого (недаром время после первой мировой войны считают золотым веком профессиональных шахмат), хотя и не добился введения платы за публикацию партий. Ботвинник также считал, что должно существовать авторское право на текст шахматной партии - это будет стимулировать творческое начало в игре. В этом случае хорошие ("печатные") партии будут публиковаться чаще, принося автору доход. Таким образом, старым мастерам не придется заканчивать свой век в нищете, а творческий труд будет поощряться.
   Вообще борьба за права шахматистов - святая обязанность именно чемпионов мира. При Ботвиннике, разработавшем стройную систему чемпионатов мира, авторитет гроссмейстеров также был очень высок. Затем Фишер добился повышения призов, и это вызвало всплеск интереса к нашей игре. Но за последние 15 лет положение резко ухудшилось. Надо отдать должное Карпову - он многое сделал для популяризации шахмат, в частности детских. К сожалению, в отношении игроков он ограничился элитой, встав у истоков создания серии супертурниров. Об остальных забыли. Каспаров поначалу пытался при помощи ГМА изменить ситуацию. Но когда выяснилось, что его интересы и интересы шахматистов даже из первой десятки, не говоря уже о сотне, различны, он отошел в сторону.
   В происходящем теперь немалая вина бездействующего Совета игроков (председатель Ян Тимман), обязанного защищать права профессиональных шахматистов. Нет сведений, что ФИДЕ собирала Совет игроков, а подобные сборы необходимы, лучше всего - во время чемпионатов мира или Олимпиад. Причем в Совете должны быть представлены не только чемпион мира и шахматисты из первой десятки, но из сотни, даже из тысячи. Не снимаю вину и с моего поколения - с тех, кому 45-55 лет. Мы только играли, а шахматным строительством совершенно не занимались, и вот сейчас пожинаем плоды...
   Было очень приятно увидеть выводы доклада председателя Комитета ФИДЕ по правам интеллектуальной собственности Нуреддина Таббане ("64" №11/98). Члены комитета проделали большую работу и подвели под все положения юридическую базу, за что шахматные профессионалы должны быть им благодарны. ФИДЕ преследует верные цели: защитить права игроков и организаторов и при этом сохранить хорошие взаимоотношения между всеми шахматными работниками. Жаль, что в этом докладе не было упомянуто главное: письмо гроссмейстеров президенту ФИДЕ ("64" №5/98), где шахматисты просили изменить закон, заставляющий их сдавать свой труд - текст сыгранных партий - организаторам. Я бы сказал, сейчас узаконен рабский труд.
   Могут возразить, что сегодня в нашей стране и за другой труд, например, шахтеров, учителей, не платят. Люди протестуют, перекрывают дороги, голодают. Вопрос тяжелый - нет денег. И проблему не могут решить ни правительство, ни парламент, ни ученые мужи. В нашем случае все намного проще: мы не требуем немедленной платы, а просим всего лишь отменить несправедливый закон.
   Как он появился.5 Дело в том, что в 1924 году, когда создавалась ФИДЕ, она была чисто любительской организацией, и открытая публикация партий была совершенно естественна и желаема, так как это способствовало популяризации шахмат в мире (да и партий-то было - кот наплакал!). Ныне же ситуация кардинально изменилась.
   Что произойдет с отменой этого закона.5 Очевидно, сократится объем шахматной информации. Это несколько затормозит развитие общедоступной и, так сказать, бесплатной теории. Но оставшаяся информация будет стоить дороже. Кстати, советую ведущим шахматистам обратить внимание на то, что к 30 гроссмейстерам, подписавшим письмо об отмене этого правила, безусловно присоединился Анатолий Карпов. А он умеет считать на 2-3 хода вперед! Дело в том, что следующим шагом станет введение платы за опубликованные партии. Конечно, это приведет к удорожанию шахматной литературы на 5-10%, но узаконит профессию шахматного игрока - создателя партий, позволит гроссмейстерам достойно встретить старость, а не переезжать с турнира на турнир ради куска хлеба в 60 и даже в 70 лет. Интересно было бы узнать и мнение Каспарова по этому вопросу, ведь защита стареющих шахматистов, введение авторского права были одними из основных задач ГМА...
   Президент Шахматной федерации Германии Эгон Дитт утверждает ("64" №6/98), что шахматы не способны прокормить большое количество профессионалов. Это довольно странно, потому что шахматы - самый доступный вид культуры, спорта, досуга, ими интересуются миллионы людей. Большинство любителей пользуются шахматной информацией, так почему же 300-500 профессионалов не могут быть обеспечены.5 Создавшие тысячи партий, на которых учатся миллионы, они достойны нормальной жизни. Почему же так происходит.5 Нас просто обкрадывают! И вот доказательство.
   На прилавках многочисленных шахматных магазинов сотни, даже тысячи книг, примерно половина из них посвящена дебюту - самой изучаемой стадии партии. Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что периодической литературой пользуются несколько сот тысяч, может быть, миллион человек. Шахматные книги покупают 5-10 миллионов. Но основа этих книг - партии, труд целой жизни всего нескольких сотен шахматистов, а они не имеют ничего с этих продаж.
   Недавно раскрыл энциклопедию "Modern Chess Openings", раздел 1.е4 е6 2.d4 d5 3.e5, автор Игорь Глек, и нашел там 40 (!) своих партий да еще свои анализы и оценки, а партий Глека - в 5 раз меньше. Но я не в претензии к Игорю - он хороший специалист по французской защите. Дело в том, что он так же теряет, когда его партии используются в других изданиях. Я подсчитал, что в 2-х томах по полуоткрытым дебютам - 200 моих партий, а всего в энциклопедии будет примерно 500! Именно для устранения такого грабежа и нужно вводить плату за партии, особенно за использованные в игровых компьютерах и программах. В основе энциклопедий лежат партии шахматистов старшего поколения, которые и обкрадываются в первую очередь - молодые еще не успели создать достаточно много. Я даже прикинул, что если бы мне платили за опубликованную партию 0,1 цента (а эту сумму помножить на тираж и количество книг), то я был бы богатым человеком! К слову, в конце 80-х Александр Рошаль предложил платить по 3 рубля за любую опубликованную в "64" партию - сумма символическая, если разделить ее на тираж, но другие издания его не поддержали. Могу согласиться с Гагиком Оганесяном, что телевидение и радиовещание, газеты и журналы вправе бесплатно использовать партии - это пропаганда шахмат. Исключение могут составить лишь специализированные издания, но и там суммы должны быть небольшими.
   В подтверждение приведенных выше цифр о числе любителей в мире приведу пример из собственного опыта. В 1988 году в СССР вышла моя монография по варианту В33 тиражом 100 тысяч экземпляров. Через год ее не было на прилавках, а ведь эта книга рассчитана на шахматистов достаточно высокой квалификации, да и то играющих один специфический вариант сицилианской защиты. Конечно, за последние 10 лет любителей на территории бывшего Союза поубавилось, некоторые уехали, многие "затаились". Но в остальных странах их стало больше. Это связано прежде всего с распространением игровых компьютеров и программ.
   За последние 20 лет проданы миллионы шахматных компьютеров по $100-200 каждый, сейчас на смену им приходят игровые программы по $70-100, но для них требуется базовый компьютер ценой $1000-2000. Только от продажи игровых компьютеров и программ фирмы получили до $1 млрд.
   Какое же отношение к этим деньгам имеют профессиональные шахматисты, спросит удивленный читатель.5 Попробую популярно объяснить. Средний игровой компьютер стоит $100, а мастерского уровня - $500 и выше. В чем разница между первым и вторым.5 Конечно, и во внешней обработке, и в электронной начинке, но главное - в силе игры. Если же из мастерского компьютера убрать труд шахматистов - дебютную и эндшпильную энциклопедии, - то получим компьютер, играющий в силу стодолларового. Соответственно и цена упадет наполовину, а то и больше. Несложная арифметика плюс логическое мышление, которым обладают все любители шахмат, покажут, что труд шахматистов стоит уж никак не меньше труда компьютерщиков. А сейчас последние получают 100%. Во всех без исключения компьютерных шахматных программах использован ворованный труд. Вот главные деньги, которые крадутся у профессионалов. Если ФИДЕ займется этим вопросом, у шахматистов появятся значительные доходы. Из этих средств можно было бы проводить чемпионаты мира, назначать пенсии ветеранам, поддерживать детские шахматы. Видимо, у Илюмжинова есть свои способы зарабатывания денег, и этот источник его пока мало интересует.
   Но основные доходы компьютерщиков - в рекламе фирм-производителей. Так, после победы Deep Blue над Каспаровым стоимость акций IBM резко возросла. Победа Deep Blue - плод усилий всех профессионалов, чьи знания и труд находились в его памяти. Главное достижение программистов - компьютер научился запоминать, хранить и легко доставать нужную информацию.
   ФИДЕ должна договариваться с компьютерщиками; если же те не согласятся, проблему нужно будет решать через суд, и в этом случае шахматисты выиграют больше.
   К.Илюмжинов заплатил Р.Фишеру 100 тысяч долларов за незаконно изданную в СССР его книгу "60 памятных партий". Тем самым он расплатился за любителей шахмат, которые получили прекрасный труд великого шахматиста, и мы все должны за это поблагодарить Илюмжинова. Но вот в случае с моей монографией В33 (тираж - как у книги Фишера) я также не получил ни копейки, а выплаченные издательством небольшие деньги полностью ушли на оплату труда машинистки и двух помощников. А ведь эта книга - итог половины моей шахматной жизни. Ею пользовались 200-300 тысяч человек. Главная моя заслуга не в том, что в ее основу легли свыше 100 моих партий, а в том, что практически "на голом месте" была создана система вариантов, которой пользуются авторы всех последующих книг (их уже более десятка). Подобная ситуация и у авторов других систем. А ведь дебют в шахматах - это прежде всего наука и немного психология, но не спорт. Поэтому и нужно пользоваться законами об авторском праве, действующими в области науки. Авторы новых книг должны платить создателям систем, имя которых они используют даже на своих обложках. Вот еще пара примеров.
   Три года назад под редакцией бельгийца Вилли Иклики вышла книга с названием "Вариант Свешникова". Ее авторы добросовестно переписали из моей монографии систему вариантов, взяли массу моих партий и анализов. Но самое главное - на обложке они напечатали мое имя! Я могу подать на них в суд за использование чужого имени в рекламных целях, и наверняка выиграю дело. Мое имя поместил на обложку своей книги также Михаил Красенков, и я сделал ему замечание. Но если бы он ко мне заранее обратился, я бы разрешил ему так поступить, поскольку он и сам внес большой вклад в развитие этой системы. Однако Иклики я бы такого не позволил, и он обязан мне заплатить.
   Напомню, что К.Илюмжинов, понимая несправедливость существующего положения, платит пенсии выдающимся шахматистам - чемпиону мира В.Смыслову, А.Лилиенталю, обещал пенсию М.Тайманову. Еще раз шахматисты должны сказать ему спасибо... Но все это не слишком надежно. А что будет, если Илюмжинов уйдет из шахмат.5 Нам нужны законы, защищающие профессиональных игроков в старости, а для этого требуются деньги. Где их взять.5 На спонсоров могут рассчитывать только Каспаров, Карпов, а с ними десяток шахматистов. А каково другим гроссмейстерам и мастерам, отдавшим всю жизнь шахматам.5 Предлагаю следующее:
   1. Отменить рабский закон ФИДЕ. Тем самым мы признаем, что шахматные партии - это труд, который имеет цену. Тем, кто опасается пострадать от реформы, предлагаю обратиться с вопросами в "64" - я постараюсь им ответить.
   2. Нужно изменить правила приема профессионалов на турнирах. Коэффициент Эло, то есть текущий рейтинг, может использоваться прежде всего в отборочных турнирах чемпионата мира. Для других соревнований назрела необходимость введения иного рейтинга, я бы назвал его основным, отражающего общие заслуги в шахматах: наряду со спортивными, должны учитываться научные, творческие достижения, стаж работы в шахматах.
   3. Нужна реформа званий, первым этапом которой может стать изменение условий их присвоения. Ведь звание "гроссмейстер" никогда не было чисто спортивным и всегда высоко ценилось в шахматном мире. Только с приходом Ф.Кампоманеса и снижением роли гроссмейстеров в руководстве ФИДЕ положение профессионалов стало ухудшаться. Снижая гроссмейстерскую планку, Кампоманес хотел поднять интерес к шахматам в развивающихся странах, и своего добился. Но сделано это было за счет ухудшения жизни профессионалов. На мой взгляд, гораздо большей рекламой шахматам служило бы улучшение условий проведения детских соревнований и открытие гроссмейстерских школ - ведь это наше будущее.
   Все эти вопросы были затронуты в разговоре гроссмейстеров с президентом ФИДЕ в мае 1998 года в Элисте. И если для отмены несправедливого изъятия партий дополнительных действий профессионалов и не нужно - просто должно последовать решение Президентского совета - то для реформы званий, рейтингов, улучшения условий приема необходимо оживление работы Совета игроков. Где взять деньги для созыва этого органа.5 Во-первых, ведущие игроки платят 20% налога в ФИДЕ с призовых в чемпионатах мира. Кроме того, например, в Гронингене-97 был назначен солидный Апелляционный комитет с весьма внушительной оплатой работы его членов. Парадокс, но среди них ни одного профессионального игрока! Почему бы в 1999 году не составить это жюри из авторитетных гроссмейстеров и организаторов.5 Они-то и помогут решить проблемы профессиональных шахматистов. Наконец неплохо бы посмотреть на бюджет ФИДЕ, может, мы найдем возможность немного затронуть его.5 Хотя бы основные цифры нужно доводить через прессу до всех любителей шахмат.
   Любопытно, что на мои выступления откликнулись в основном околошахматные деятели. Но я-то представляю интересы тех, кто создает партии. Понятно, наше требование - своего рода революция: те, кто производит продукт, хотят за него получать.
   Уважаемый председатель Комитета организаторов Стюарт Рубен выступает против взимания платы за партии, поскольку это, по его мнению, противоречит интересам шахмат. Прежде всего напомню, что точка зрения великих Ласкера и Ботвинника прямо противоположна. Добавлю, лично я против того, чтобы Вы и многие другие имели возможность практически бесплатно пользоваться моими партиями, в то время как мои коллеги вынуждены выпрашивать у Вас условия приема, чтобы прокормить свою семью. Я не имел чести участвовать в организуемых Вами турнирах - вот если пришлете приглашение, то, возможно, мы и договоримся об обмене Вашего труда на мой. А пока этого не произошло, я за то, чтобы Вы платили за партии, создаваемые гроссмейстерами и мастерами.
   Стюарт Рубен невысокого мнения об организаторских способностях профессиональных игроков и полагает, что только организаторы турниров, объединившись, могут решить их проблемы. А если вспомнить Ласкера или Фишера.5 Их даже сугубо индивидуальные усилия привели к повышению авторитета шахмат в мире и к улучшению уровня жизни гроссмейстеров. Полагаю, всего одна акция - отмена закона о сдаче бланков партий - приведет к равноправному диалогу между игроками и организаторами, гроссмейстерами и продавцами шахматной продукции, организаторами и ФИДЕ.
   Похвально Ваше желание, г-н Рубен, установить минимальный размер призовых и стартовых в турнирах с гроссмейстерской нормой, но как в этом случае быть странам, переживающим экономический кризис.5 Ведь падение рубля по отношению к доллару не привело к падению уровня игры в России. Нужна общая реформа званий - присваивать их не за очки, а за места в официальных соревнованиях. Предложенное Вами ограничение минимального размера призовых и стартовых очень неплохо ввести в официальных соревнованиях, контролируемых ФИДЕ, а вот установление такой нормы в тренировочных и open-турнирах нужно отменить, если последние не являются этапами Кубка мира или отборочными к чемпионату мира. Второй способ получить звание - по совокупности успехов, например, благодаря победе в 10 open'ах (это наиболее реально для шахматистов старшего поколения). Молодые же сохранят возможность стать гроссмейстером хоть в 15 лет, выступая в официальных соревнованиях.
   Давайте пофантазируем: почему бы ФИДЕ не провести Кубок мира, состоящий из open-турниров по примеру Кубка России.5 Более того, не обязательно выбирать турниры, можно объединить все в один Кубок, а определение победителей производить по общему перфомансу (достигнутому рейтингу) за 5 самых удачных турниров в году. Это будет стоить ФИДЕ в несколько раз меньше, чем нокаут-чемпионат, зато позволит объединить организаторов и привлечь к участию даже элитных гроссмейстеров. Вот в таком Кубке и возможно поощрение лучших организаторов, обеспечивающих достойный прием как можно большего числа профессионалов. А ФИДЕ, в свою очередь, получит контроль не только над турнирами, но и над партиями.
   Еще один оппонент, Сергей Абрамов ("Chess Assistant"), поставил много вопросов, ответы на которые последуют в отдельной статье. Но на один попытаюсь ответить сейчас.
   Абрамов утверждает ("64" №6/98), что вознаграждение шахматистов за труд - их призы. Но это далеко не так. Мы дошли до того, что гроссмейстеры сами платят за участие в турнире. На мой взгляд, это совершенно недопустимо. Получается, что профессионалов приравняли к любителям. Возьмем последнее первенство России в Санкт-Петербурге. Я приехал за свой счет - главным образом потому, что это был отбор к чемпионату мира, - потратил $300 на дорогу. Плюс $50 - взнос. В призеры не попал. В итоге потерял 12 дней и $350. Конечно, при ином раскладе я бы остался "в плюсе", но это напоминает лотерею, а никак не профессию. Нужно хорошо подумать, а стоит ли играть в подобных чемпионатах. Такой же точки зрения придерживаются и многие другие гроссмейстеры. Ведь получилось, что бывшие претенденты Соколов, Халифман, столь заслуженные шахматисты, как Балашов, Разуваев и другие в количестве 30 гроссмейстеров не попали в призеры. Какие же мы профессионалы, если наш труд не только не оплатили, но мы даже оказались "в минусе".5 Значит, мы - чистейшей воды любители и должны искать работу, которая бы обеспечила нам существование. Подобная организация чемпионата на совести РШФ, а конкретно - ее президента А.Селиванова, который ввел взносы, и старшего тренера сборной страны Б.Постовского, который утвердил Положение о чемпионате. Это первый чемпионат нашей страны, в котором гроссмейстеры платили за участие! Это опасное начинание. И если оправданием первому может служить его молодость и, как следствие, недостаточное знание проблем нашей профессии, то второй меня просто удивил - впрочем, он поставил интересы сборной выше интересов всех остальных. Что мы имеем сегодня: экс-чемпионы мира среди ветеранов А.Суэтин (он просил Съезд пустить его), Е.Васюков (ему не хватило 10 единиц рейтинга), двукратный чемпион СССР В.Цешковский (он никогда никого не просил) не допускаются в первенство страны даже по массовой швейцарской системе! Какой пример мы показываем молодым.5! Очень метко сказал гениальный Д.Бронштейн про "суперклассиков" - нынешнюю элиту: "Они устроили танцы на наших могилах, но мы еще живы!" Припоминаю, Володя Крамник сначала сказал мне, что не понял Бронштейна, а через полгода добавил, что не согласен с ним. Интересно, как он прокомментирует приведенные факты.5 И если к президенту Питерской федерации Борису Хропову претензий нет, он сделал все возможное и ему шахматисты должны быть благодарны, то ФИДЕ обязана подумать (тем более если она хочет иметь процент с реализации партий), стоит ли давать статус зонального такому соревнованию.
   Вы спросите, где же выход.5 Если нельзя найти больше денег на проведение чемпионата, сначала нужно обеспечить минимальный уровень оплаты труда, и лишь затем переходить к призовым.
   Разрушать то, что создано Илюмжиновым, ни в коем случае нельзя. Я бы назвал чемпионат по нокаут-системе первенством мира по быстрым шахматам. Для полного соответствия всего-то и нужно: заменить первые две партии на четыре с часовым контролем, и тогда это будет чистый спорт. Вот с такими шахматами можно смело входить в олимпийскую спортивную семью. А почему бы Каспарову вместе с Карповым (главное - не тянуть воз в разные стороны), учитывая их имена и звания, не попытаться организовать профессиональную лигу, опираясь на спонсорские деньги, в первую очередь компьютерных фирм, которые действительно очень много должны профессиональным шахматистам.5 Без чемпионов такое соревнование организовать будет труднее, но все-таки возможно.
   Другой пример. Накануне чемпионата мира-98 среди ветеранов гроссмейстер Владимир Багиров обратился за советом: играть ему там или не играть.5 Ведь ехать за свой счет - истратить 800 марок. "Конечно, я могу заработать приз, но ведь приходится отдавать свои сбережения, а я не настолько богат, мой заработок - 100 долларов в месяц". (Владимир Багиров все-таки отправился в Австрию и стал чемпионом мира, с чем мы его и поздравляем - ред.) У него - $100, а у Савона или Гургенидзе, может, $20 в месяц. Что же это за чемпионат, если половина гроссмейстеров не может позволить себе приехать на него.5 Полезно сравнить заработок чемпиона мира среди ветеранов с призовым фондом матчей на первенство мира с участием Каспарова или Карпова.
   Что профессионал приносит в турнир.5 Свои имя, свое звание, свой рейтинг и, главное, свой труд. Эти 4 пункта должны быть предметом торговли между организатором и профессионалом. Очень интересное предложение внес Валерий Салов. Поскольку в последнее время условия в open'aх резко ухудшились, гроссмейстер должен получить право (если его эти условия не удовлетворяют) включиться в турнир как любитель: под псевдонимом, без Эло и звания. То есть заплатил взнос - и борись наравне со всеми. Тогда организатор задумается над тем, что ему будет труднее найти спонсоров и привлечь любителей возможностью выполнить норму и повысить рейтинг.
   Мне уже удалось осуществить эту идею: 14 ноября 1998 года я играл в международном темпо-турнире в Толмине (Словения) на общих основаниях с любителями, заплатив взнос. Если бы захотел, мог выступить и под псевдонимом. Партии из этого соревнования - моя собственность, которую могу продать. Вот одна из них. Я даю право напечатать ее в журнале "64", но не разрешаю перенести в компьютерные базы с целью продажи. Она не очень важна для теории, но может служить хорошим учебным примером игры при изоляторе.

Е.СВЕШНИКОВ - О.ЦВИТАН
Ферзевый гамбит D42

   1.e4 c6 2.d4 d5 3.ed cd 4.c4 Nf6 5.Nc3 e6 6.Nf3 Be7 7.cd N:d5 8.Bd3 Nc6 9.0-0 0-0 10.Re1 Nf6 11.a3 b6 12.Bg5 (другой план - 12.Bc2 Ba6 13.b4) 12...Bb7 13.Qa4 a6.5! 14.Rad1 Rc8.5 Правильно 14...Nd5 или 14...g6.









   15.d5 N:d5 (на 15...ed возможно 16.Qh4 h6 17.B:h6 Ne4 18.Qh3) 16.N:d5 B:g5.5 Упорнее 16...ed, хотя и здесь после 17.R:e7 N:e7 белые могут выбирать между 18.B:h7+ K:h7 19.Qh4+ Kg8 20.B:e7 Qd7 21.B:f8 R:f8 22.Nd4 с позиционным перевесом и 18.Qh4 f6 19.B:h7+ Kf7 20.Qh5+ g6 21.B:g6+ N:g6 22.Qh7+ с сильнейшей атакой.
   17.N:b6 Q:b6 18.B:h7+ K:h7 19.N:g5+ Kg6 20.Qg4 f5 21.Qg3 f4 (не помогает и 21...Qc7 22.R:e6+ Rf6 23.Rdd6) 22.Qg4 Rf6 23.N:e6+. Черные сдались.
   Еще одна, на мой взгляд, любопытная история. Май 1998 года. Несколько гроссмейстеров летят из Москвы в Элисту на турнир Илюмжинова. Чтобы скоротать время, играем в карты. Заодно опрашиваю шахматистов об их отношении к проблеме авторского права. Кто-то соглашается, а вот представитель элиты Б.Гельфанд говорит, что он за свободный обмен информацией. Ему вторит молодой В.Звягинцев, сообщая, что он хотел бы обмениваться со мной партиями. Я возражаю Вадиму: "Мне это невыгодно, поскольку ты сыграл 300-400 партий, а я в 5 раз больше. Лучше я куплю твои, а ты мои, и это будет честно! А главное, при нынешнем положении пользоваться нашими партиями могут многие другие, даже не создающие ничего."
   Потом мы с Борисом решили сыграть в деберц. Я предложил ставку - авторское право на нашу партию, сыгранную в командном Кубке Европы в 1995 году в Любляне. Улыбнувшись, мой партнер согласился. Удача была на моей стороне. Не скрывая удовольствия, разъяснил, что выиграл минимум $100, и предложил сыграть еще, на нашу будущую партию. Почувствовав неладное, Борис на этот раз от ставки отказался... Итогами я был очень доволен, и не столько победой, сколько тем, что дал понять присутствовавшим гроссмейстерам: авторское право на партию - не эфемерный звук, а реальность. Сообщаю важное обстоятельство: упомянутая партия игралась в соревновании, где шахматисты сами оплачивали дорогу, питание, размещение, платили взнос за участие, поэтому небольшой приз был составлен полностью из денег шахматистов. Роль ФИДЕ и организаторов была очень невелика и вдобавок оплачена, поэтому думаю, что они не могут претендовать на партии турнира. Гельфанд передал мне свои права, поэтому считаю нашу партию своей собственность и прошу компьютерщиков пока воздержаться от ее продаж. На мой взгляд, партия имеет теоретическое значение и на сегодняшний день может претендовать на главную строчку в энциклопедиях по этому варианту (комментарии к ней можно найти в журнале "Шахматы в России" №1/96).

Б.ГЕЛЬФАНД - Е.СВЕШНИКОВ
Сицилианская защита В30

   1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 e6 4.0-0 Nge7 5.c3 d5. Этот ход я впервые применил еще в 1971 году в чемпионате Челябинской области, да и затем играл так неоднократно, поэтому утверждение И.Зайцева ("64" №9/98), что начало варианта было положено во встрече Каспаров - Салов (Амстердам 1991), неточно.









   6.ed Q:d5 7.Re1 (иначе продолжалась партия Тимман - Свешников, Вейк-ан-Зее 1981: 7.d4 cd 8.c4 Qd6 9.N:d4 Bd7 10.N:c6 N:c6 11.Nc3 a6 12.Ba4 Q:d1 13.R:d1 Ne5 14.b3 Bb4 15.Bb2 f6 16.B:d7+ N:d7 17.Ne4 0-0-0 18.c5 Kb8 19.Bd4 e5, и в конце концов черные выиграли, и тоже на 60-м ходу!) 7...Bd7 8.Na3 Ng6 9.Bf1 (9.Bc4!.5) 9...Be7 10.d4 cd 11.Nb5 Rc8 12.Nf:d4 N:d4 13.N:d4 Qa5! 14.g3. В партии Голубович - Свешников (Блед 1996) черные победили после 14.Qb3!.5 Qc7 15.Nb5 Qb8 16.Be3 a6 17.Na7.5 Rc5! 18.Qb6! Rh5! 19.g3 Bd8! 20.Qd4 b6 21.Qg4 Re5! 22.f4 R:e3 23.R:e3 Q:a7 и т.д.
   14...0-0 15.Bg2 e5 16.Nc2 Bc6 17.B:c6 bc.5! 18.h4!.5 Rfe8 19.Qg4! Nf8 20.Ne3 Qc7 21.Nf5 Bf6 22.Be3 Ne6 23.Nh6+.5! Kh8 24.Qf5 Nf8 25.Ng4 Re6 26.N:f6.5 (26.h5) 26...R:f6 27.Qe4 Re6 28.Rad1 Nd7 29.Rd2 Nf6 30.Qa4 a5 31.Bc5 h6 32.Qd1 Rce8! 33.Rd6 Kg8 34.c4 Qc8! 35.Rd2 h5 36.Qf3 e4.5! 37.Qc3 Ng4 38.Rde2 Qc7 39.Kg2 f5.5! 40.Be3 Rd8.5! 41.Bf4 Qa7 42.Rd2 Ree8 43.Ree2 Qc5 44.b3 R:d2 45.Q:d2 a4 46.Bd6 Qa7 47.Qg5 Qf7 48.Bf4 Re7 49.ba Ne5 50.B:e5 R:e5 51.Rd2 Kh7 52.Rd6 Rc5 53.a5 R:a5 54.R:c6 R:a2 55.Qf4 Ra5 56.Qd6 Ra2 57.Qe5 Ra3 58.Rd6 Rf3 59.c5.5.5 Qa2 60.Qd4 e3! Белые сдались.
   Я не хотел бы ссориться ни с кем: ни с компьютерщиками, ни с организаторами. Каждому найдется дело. Надо договариваться!
   Борьба за авторские права на партии - вынужденная защита профессиональных игроков. Если бы наш труд оплачивался, вопрос не имел бы такой остроты и борьба переместилась бы в область защиты книг и прокомментированных партий.
   Корову, которая кормит весь дом, хорошо содержат. У нас же то год выдался неудачный, то пастухи были плохие... В общем, сена стало мало. Что же делать.5 Есть два пути: можно с игроками поступить как с животными, то есть резать корову, ведь подрастет молодняк. Или нужно признать шахматистов людьми, а, как известно, с людьми поступают иначе, тем более что мы все еще кормим молоком всю нашу большую шахматную семью.
GENS UNA SUMUS!


   

 Library В библиотеку