Александр МАТРОС, кандидат физ-мат. наук, международный мастер

ВОЕННЫЕ ИГРЫ В СТИЛЕ РЕТРО

ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ЛЛОЙДА ШЕПЛИ
   Каждому человеку, когда-либо занимавшемуся теорией игр, знакомо имя Ллойда Шепли (Lloyd Shapley). Впервые мне посчастливилось увидеть этого "столпа" на конференции в Стони Брук (Нью-Йорк, 1998).
   Мне сказали (люди вокруг знают все), что Шепли является большим любителем шахмат с неполной информацией.

Шахматы с неполной информацией

   Много лет назад офицеров, кажется, наполеоновской армии обучали стратегии боя на картах местности. Двум офицерам выдавалось по карте, после чего каждый строил свои планы, не имея сведений о планах противника. Со временем эта идея была реализована на шахматной доске и получила название riegsspiel (что в переводе с немецкого означает "игра в войну").
   Правила игры таковы. Каждый игрок сидит за отдельным столом и видит только свои фигуры. Судья следит за положением на обеих досках и после каждого хода сообщает играющим, чей ход, и объявляет о следующих событиях:
   - сделан невозможный ход;
   - взята пешка (или фигура);
   - появилась возможность взятия пешкой на таком-то поле;
   - прошла пешка (но без объявления, где и во что превратилась);
   - шах по горизонтали (вертикали), по длинной (короткой) диагонали, двойной шах, шах конем.
   Здесь не фиксируется ничья после троекратного повторения пози ции. В игре появляется элемент случайности, и вы уже не можете полностью контролировать положение.

 Library В библиотеку