Константин КОДИНЕЦ, мастер

В ГАРМОНИИ С ЖЕЛЕЗНЫМ ДРУГОМ

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - ПО "ШАХМАТНОЙ ШКОЛЕ"!


   Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с аппетитом.
   А.Франс


   Во всем мире стремительно развиваются программы обучения шахматам в школе, проводятся в жизнь специальные государственные программы. Журнал "64" на своих страницах ("Юниор" - журнал в журнале!) уделяет большое внимание теме детских шахмат. Что же дает ребенку изучение шахмат в младшем и среднем школьном возрасте и как наиболее эффективно и интересно проводить обучение?
   Приведу фрагмент из статьи заслуженного тренера России гроссмейстера Юрия РАЗУВАЕВА, подготовленной им по заказу Итальянской шахматной федерации: "В детском шахматном движении можно выделить два основных направления: 1) обучение детей шахматной игре для более быстрого и всестороннего развития; 2) занятия в целях спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов. В мире давно распространено мнение, что шахматы способствуют умственному развитию. В основном этот вывод основывается на общей статистике и ссылках на биографии известных людей. Однако можно найти и научное объяснение. Опыт преподавания шахмат в общеобразовательных школах говорит о том, что идеальный возраст для этого находится в интервале 7-12 лет.
   Как известно, до пяти лет у ребенка проходит овладение знаковой системой родного языка. К 12 годам, согласно данным психологической науки, формируется способность к логическим преобразованиям на вербальном (словесном) уровне. Если перевести с научного языка главную особенность этого периода, то ее можно определить как способность действовать в уме. Это предшествует двигательному процессу и высказываниям. Ребенок сначала пытается как бы "проиграть" свои последующие действия и слова в уме перед их реализацией.
   Психологическая наука отмечает, что логические ошибки, допускаемые на этом этапе интеллектуального развития, могут закрепиться и становятся затем трудноисправимыми. Шахматы здесь могут быть почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме, при этом игровая форма шахмат позволяет вести этот процесс естественно и динамично. Несмотря на очевидные достоинства и успехи отдельных экспериментов, внедрение шахмат в общеобразовательные школы идет крайне медленно. Отсутствие учебников (написанных специально для школ) и небольшое число профессионально подготовленных преподавателей серьезно тормозят этот важный процесс. Более того, задача шахматного всеобуча долгие годы казалась невыполнимой. Однако появление компьютера создало хорошие предпосылки для успешного решения этой проблемы. Шахматы естественно и гармонично взаимодействуют с компьютером. Эта особенность позволяет попутно с обучением шахматам решать важнейшую задачу - подготовку мышления к общеобразовательному обучению с помощью компьютера.
   Обычно на первых уроках шахмат мы видим следующую картину. Сам преподаватель, естественно, играет в шахматы давно и поэтому его знания правил, основ игры настолько автоматизировались, что он не видит проблем в их усвоении. Он, конечно, помнит предостережение Жан-Жака Руссо: "Величайшая ошибка при воспитании - чрезмерная торопливость." Однако мало кому из преподавателей удается избежать искушения и не скомкать первый важнейший этап - изучение правил и основ игры. Приступая к изучению, необходимо уделить особое внимание углубленному знакомству с шахматной доской. Знание доски должно быть совершенным и превращено в автоматический навык.
   Творческое шахматное мышление рождается в тот момент, когда вы впервые представили в своем воображении позицию (расположение фигур на доске). Использование компьютера позволяет решить эту задачу более организованно и точно. Шахматы - пока единственный вид спорта, где возможно соревнование человека с компьютером. В процессе обучения важно учитывать, что такая форма игры пользуется у детей большим успехом. При этом работа по формуле "человек+компьютер" ставит новые проблемы. Природа дала человеку прекрасную панораму мышления. Во всяком случае, на данный момент в этом отношении человек значительно превосходит компьютер. Однако по глубине и точности расчета Homo sapiens почти беспомощен перед своим "металлическим другом". Поэтому вполне естественно, что любой может растеряться от обилия вариантов, предлагаемых компьютером. Основная задача проведения анализа по формуле "человек+компьютер" - сохранение руководящей роли человека. Нужно научиться управлять компьютером так же, как и автомобилем. Здесь роль шахмат в будущем всего педагогического процесса выглядит очень перспективной.
   В ходе обучения легко сделать крен и слишком увлечься научной стороной шахмат. Необходимо поэтому, чтобы игровая сторона постоянно присутствовала на уроках. Наличие компьютера позволяет это делать интересно и продуктивно".
   Первый шаг в компьютеризации шахматного обучения был сделан еще в 1996 году, когда Ю.Разуваев подготовил большой курс, а АО "ИнформСистемы" разработало программную оболочку для использования его в компьютерном виде. Оболочка для DOS, хотя и позволяла усваивать обучающий материал и закреплять его решением практических примеров, накладывала определенные ограничения и сужала возможности как пользователей, так и разработчиков.
   В марте 1999 года АО "ИнформСистемы" выпустило новую, дополненную и переработанную версию программы "Шахматная школа" для Windows 95/98/NT. Что же представляет собой обучающий курс и какие возможности имеются в этой программе?
   Курс обучения разбит на три больших раздела: 1) Правила шахматной игры, 2) Развитие интеллектуальных способностей и 3) Игра.
   Правила шахматной игры
   Шахматная доска
   Шахматные фигуры
   Начальная позиция
   Ходы фигур
   Роль короля. Шах и мат
   Рокировка
   Мат в один ход
   Пат
   Вечный шах
   Шахматная нотация
   Король и фигура против одинокого короля
   Правила поведения во время игры.
   Процесс обучения идет от простого к сложному: что такое шахматы и как они появились, шахматная доска, фигуры (ходы и стоимость) и т.д.
   Для каждой темы специально подобраны задачи для решения ("Практика") различной сложности (от 10 до 100 очков). Одна задача состоит из нескольких подзадач. Например, в одной из задач темы "Рокировка" нужно сначала ответить на несколько вопросов о возможности рокировки в различные стороны за белых и за черных, а затем сделать рокировку на шахматной доске.
   Для ответов на вопросы необходимо либо просто щелкнуть мышью на одном из предлагаемых программой (зачастую случайным образом) вариантов ответа, либо ввести правильные координаты полей, что одновременно помогает запомнить их обозначение.
   При ошибках в задачах, требующих ввода ходов на доске, программа дает подсказки в виде маркеров, "подмигивания" фигур или, в "тяжелых случаях", сама делает ход за ученика. В зависимости от числа ошибок начисляется штраф и процент успеха снижается.
   Для каждого ученика (число их неограниченно) программа хранит успешность решения по всем темам, а по каждой отдельной задаче - время решения, количество заработанных очков и совершенных ошибок. Учитель может посмотреть статистику как по каждому ученику в отдельности, так и сразу по всем ученикам.

Развитие интеллектуальных способностей

   Устойчивость внимания
   Распределение внимания
   Оперативная память
   Воображение
   Логика
   Комбинаторика
   Творчество
   Очень важный раздел (включает более ста практических примеров) для формирования у ребенка всех вышеперечисленных качеств.

Игра

   Матование одинокого короля
   Реализация материального перевеса
   Игра с программой с заданной позиции.
   В этом новом (по сравнению с версией для DOS) большом разделе ученик играет с встроенной программой. В разделах 1-2 (более 60 примеров) программа предлагает решить задачи за ограниченное число ходов: поставить мат ладьей за 20 ходов, реализовать материальный перевес (поставить мат) в позиции Кр+Ф против Кр+С за 25 ходов и т.п. Если ученик не укладывается в отведенное число ходов, программа демонстрирует оптимальное решение.
   Важный момент: в процессе решения заданий или игры программа не позволит ученику сделать невозможный ход (ход, противоречащий шахматным правилам). В игре же двух новичков, которые только осваивают азы шахмат, такие ходы встречаются, учитель же физически не может следить за всеми партиями в классе.
   В режиме Тест (Контрольная) программа позволяет задать число и сложность заданий, выбрать новые или среди заданий, решенных с ошибками.
   Все результаты контрольных также хранятся в памяти компьютера.
   В программе предусмотрены настройки скорости перемещения фигур, различные виды экрана и маркеров (в том числе и анимационные).
   Программа подходит как для индивидуального обучения, так и для работы в классах с большим количеством учеников. Безусловно, она незаменима при введении обучения шахматам в школах.

   

 Library В библиотеку