Константин КОДИНЕЦ, мастерТАКТИКА НУЖНА И НАЧИНАЮЩИМСВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО НА ОСНОВЕ БЕСТСЕЛЛЕРАВ "64" №3/99 была опубликована статья о начальном обучении шахматам на основе компьютерной программы "Шахматная школа". Следующим этапом можно и нужно сделать изучение самых простых тактических приемов. Трудно переоценить значение "постановки" тактической зоркости в раннем детстве. Если момент будет упущен, то пробелы в этом компоненте шахматного мастерства скажутся в зрелые годы. Компьютерная программа обучения тактике уже существует – CT-ART 3.0, однако большинство задач в ней слишком сложны для ребенка, делающего в шахматах первые шаги. АО "ИнформСистемы" в сотрудничестве с издателем Мурадом Аманназаровым выпустило новую программу "Тактика для начинающих", которая станет связующим звеном между "Шахматной школой" и СТ-ART. Программа разработана на основе книги-бестселлера опытнейшего тренера Сергея Иващенко, которая в Советском Союзе в конце 80-х годов разошлась тиражом более 200 тысяч экземпляров. Весь материал разбит на пять ступеней обучения. Всего в программе более 1300 учебных заданий, классифицированных по следующим темам: — Мат в один ход — Выигрыш материала — Выигрыш фигуры в два хода с помощью вилки, связки, двойного и вскрытого шаха, уничтожения защиты, ограничения подвижности с прямым нападением. — Ничья. — Достижение ничьи с помощью различных патовых конструкций. — Мат в два хода. — Двойной шах и мат. Мат с помощью жертвы материала. — Как бы вы сыграли? В последней теме – специально подобранные позиции без указания конкретного задания. Спектр же заданий очень широк: найти форсированный вариант с жертвой и матом в два-три хода как в простых, так и в многофигурных позициях, провести пешку, сделать ничью и т.д. Каждому заданию присваивается определенное количество очков (от 10 до 120) и, соответствующее Эло – от 900 до 1500. Программа позволяет вводить и хранить информацию неограниченного числа учеников. Ученику присваивается некий начальный Эло, который меняется в зависимости от успешности решения заданий. При ошибках программа начисляет штраф и придет на помощь: укажет разноцветными маркерами важные поля и линии, "подмигнет" фигурой, которой нужно пойти, или, в крайнем случае, сама сделает ход. В любой момент можно вызвать встроенную или внешнюю игровую программу (если на компьютере установлены Hiarcs, Rebel, MСhessPro или Genius) и просто поиграть текущую позицию, причем за любую сторону и с любым контролем времени. Программа хранит статистику решения (время, число ошибок, количество полученных очков) для каждого примера и каждого ученика. Программа определяет и хранит средний процент успешности решения для каждой темы и подтемы. Можно посмотреть статистику изменения Эло ученика. Вся информация хранится в удобном и наглядном графическом виде. Осваивать программу можно как последовательно, решая все примеры с первой до последней темы, так и используя режим "Тест" (Контрольная), в котором задается число и сложность решаемых примеров и конкретные темы. Позиции внутри одной темы можно также выбирать, просматривая их на маленьких диаграммах. Удобные настройки в программе позволяют задать внешний вид экрана, размеры и цвет доски, нотацию (фигурная, русская, полная, краткая), необходимость подсказок при ошибках. Очень полезное свойство – смена цвета фигур и фланга. Меняя эти установки, можно из 1320 заданий получить 5280! Из любого режима программы можно вызвать окно помощи, в котором будет подробно рассказано о возможных действиях. Программа чрезвычайно проста и позволяет уверенно пользоваться ею даже тем, кто не имел ранее опыта общения с компьютером. |