Константин КОДИНЕЦ, мастер

ТАКТИКА НУЖНА И НАЧИНАЮЩИМ

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО НА ОСНОВЕ БЕСТСЕЛЛЕРА

   В "64" №3/99 была опубликована статья о начальном обучении шахматам на основе компьютерной программы "Шахматная школа". Следующим этапом можно и нужно сделать изучение самых простых тактических приемов. Трудно переоценить значение "постановки" тактической зоркости в раннем детстве. Если момент будет упущен, то пробелы в этом компоненте шахматного мастерства скажутся в зрелые годы.
   Компьютерная программа обучения тактике уже существует – CT-ART 3.0, однако большинство задач в ней слишком сложны для ребенка, делающего в шахматах первые шаги. АО "ИнформСистемы" в сотрудничестве с издателем Мурадом Аманназаровым выпустило новую программу "Тактика для начинающих", которая станет связующим звеном между "Шахматной школой" и СТ-ART.
   Программа разработана на основе книги-бестселлера опытнейшего тренера Сергея Иващенко, которая в Советском Союзе в конце 80-х годов разошлась тиражом более 200 тысяч экземпляров.
   Весь материал разбит на пять ступеней обучения.


   
   Всего в программе более 1300 учебных заданий, классифицированных по следующим темам:
   — Мат в один ход
   — Выигрыш материала
   — Выигрыш фигуры в два хода с помощью вилки, связки, двойного и вскрытого шаха, уничтожения защиты, ограничения подвижности с прямым нападением.
   — Ничья.
   — Достижение ничьи с помощью различных патовых конструкций.
   — Мат в два хода.
   — Двойной шах и мат. Мат с помощью жертвы материала.
   — Как бы вы сыграли?
   В последней теме – специально подобранные позиции без указания конкретного задания. Спектр же заданий очень широк: найти форсированный вариант с жертвой и матом в два-три хода как в простых, так и в многофигурных позициях, провести пешку, сделать ничью и т.д.
   Каждому заданию присваивается определенное количество очков (от 10 до 120) и, соответствующее Эло – от 900 до 1500. Программа позволяет вводить и хранить информацию неограниченного числа учеников. Ученику присваивается некий начальный Эло, который меняется в зависимости от успешности решения заданий.
   При ошибках программа начисляет штраф и придет на помощь: укажет разноцветными маркерами важные поля и линии, "подмигнет" фигурой, которой нужно пойти, или, в крайнем случае, сама сделает ход.


   В любой момент можно вызвать встроенную или внешнюю игровую программу (если на компьютере установлены Hiarcs, Rebel, MСhessPro или Genius) и просто поиграть текущую позицию, причем за любую сторону и с любым контролем времени.
    Программа хранит статистику решения (время, число ошибок, количество полученных очков) для каждого примера и каждого ученика. Программа определяет и хранит средний процент успешности решения для каждой темы и подтемы.
   Можно посмотреть статистику изменения Эло ученика. Вся информация хранится в удобном и наглядном графическом виде.


   Осваивать программу можно как последовательно, решая все примеры с первой до последней темы, так и используя режим "Тест" (Контрольная), в котором задается число и сложность решаемых примеров и конкретные темы. Позиции внутри одной темы можно также выбирать, просматривая их на маленьких диаграммах.
    Удобные настройки в программе позволяют задать внешний вид экрана, размеры и цвет доски, нотацию (фигурная, русская, полная, краткая), необходимость подсказок при ошибках.
   Очень полезное свойство – смена цвета фигур и фланга. Меняя эти установки, можно из 1320 заданий получить 5280!


   Из любого режима программы можно вызвать окно помощи, в котором будет подробно рассказано о возможных действиях.

* * *

   Программа чрезвычайно проста и позволяет уверенно пользоваться ею даже тем, кто не имел ранее опыта общения с компьютером.

   

 Library В библиотеку