КОМПОЗИЦИЯ


Александр СТАВРИЕЦКИЙ



РЕКОРД, ЕЩЕ РЕКОРД...




      В «64 - ШО» №8/99 была опубликована статья А.Маняхина «Рекордные мотивы». В ней автор привел несколько этюдов, где разрабатывалась тема слабых превращений в рекордном исполнении. Остановившись на четырех известных примерах, липчанин призвал любителей композиции плодотворно поработать в этом направлении, поскольку тут есть перспективы. В частности, он указал на то, что до сих пор нет разработок с превращением пешек в четыре разные фигуры. Но так ли это?
     Тема превращения пешек волновала и, полагаю, волнует до сих пор многих этюдистов. А прочитав статью А.Маняхина, я сразу же вспомнил свой этюд с полным «джентльменским набором».
     №1. 1.c8Q b1Q+ 2.Qc1 Qb3+ 3.Ke1 d4 4.d8N! Rh5 5.h8R! R:h8 6.Rh7 R:h7 7.a8B! с выигрышем.
     Первоначально он оказался некорректным. Об этом мне написал А.Хильдебранд, которому я отослал этюд для публикации в шведском журнале. Адресат подчеркнул, что такого рода этюды, конечно, не без интереса. Однако они уже не в новинку. Как сообщил А.Хильдебранд, в его коллекции таких тасков насчитывается 18. Причем Я.Русинеку удалось воплотить такой замысел всего при 12 (!) фигурах. Мне не известен такой этюд. Зато другие попадались на глаза.
     №2. 1.f8Q Qd6 2.Q:d6 cd 3.a8R! B:g5 4.g8N! Ka3 5.R:a5 Be3 6.h8B!, и белые выигрывают.
     №3. 1.e8Q+ Kd2 2.Qd8+ Kc1 3.Ne2+ Q:e2 4.Qg5+ Be3 5.B:e2 B:g5 6.g8N! Bd2 7.c8R! или 6...Be3 7.h8B!, и у белых решающее материальное преимущество.      №4. 1.Bf1+ Kg3 2.e8Q! R:e8 3.deR! B:e8 4.Nd7 B:d7 5.b8N! Bf5 6.a8B! с выигрышем.
     Последний этюд использовал Р.Кофман при комментарии в книге «Избранные этюды С.Каминера и М.Либуркина». Там же он упоминает, что впервые такой таск покорился Г.Ломмеру в 1933 г.
     От редакции. Приведем этюд польского гроссмейстера, на который ссылался А.Ставриецкий, тем более что он увидел свет ... в нашем журнале!
     №5. 1.h8Q+ Q:h8 2.g7+ Q:g7 3.hg+ Ke7, и возникла позиция знаменитого этюда Русинека, отмеченного первым призом в конкурсе «New StateQNan» в 1971 г. Игра завершается так: 4.a7 Ba6+ 5.b7 Ne4 6.g8N+! Ke8 7.Nf6+! Ne:f6 8.a8B! Ne5 9.Kb8 Nc6+ 10.Kc8 Bf1 11.b8R! Ba6+ 12.Rb7 Ne4 - пат.
     А вот и этюд-пионер Г.Ломмера, представляющий собой скорее набросок.
     №6. 1.g8Q hgQ+ 2.Q:g1 Kb3 3.c8N! Rb5 4.d8B! Re5 5.e8R!
     Кстати, одновременно Г.Ломмер напечатал этюд с полным комплектом превращений в разветвлениях, а не последовательно в процессе решения, как мы видели выше.
     №7. 1.gh+ Q:h7 2.efQX, 1...Kg7 2.efB+! (2.efQ+? K:h7 3.gh Re1+ 4.K:e1 - пат), 1...Kh8 2.f8R+!, 1...K:h7 2.efN+!




№1. А.СТАВРИЕЦКИЙ
«Schakend Nederland»
1994

Выигрыш



№2. Р.РИХТЕР
I приз
«Schach», 1975

Выигрыш



№3. Г.НАДАРЕИШВИЛИ
Спецприз,«Шахматная
Москва», 1969

Выигрыш



№4. А.КОТОВ
«64»
1977

Выигрыш



№5. Я.РУСИНЕК
«64»
1978

Выигрыш



№6. Г.ЛОММЕР
«Le temps»
1933

Выигрыш



№7. Г.ЛОММЕР
«Journal de Geneve»
1933

Выигрыш



На главную страницу

 Library В библиотеку