ЗАПИСКИ "ТРЕНЕРА-ЛЮБИТЕЛЯ"
Так уж получилось, что тренерская работа никогда не была для меня основной, и я всегда относился к ней как к хобби. Такой подход ничуть не мешает внимательно изучать опыт и «срисовывать» лучшие приемы моих уважаемых коллег-профессионалов, но при этом оставляет больше простора для свежих, нестандартных, любительских решений. Помните Мюллера (Броневого), жаловавшегося: «Невозможно понять логику непрофессионала!» Поэтому прошу отнестись ко всему нижеизложенному критически - это лишь наблюдения дилетанта.
Зачем делать простое сложным?
Когда я пришел в перовскую школу в феврале 1996 года, то задумался, с чего начать. Основные вопросы - по каким книгам учить и как это делать. На помощь пришел опыт, казалось бы, не имеющий прямого отношения к теме.
Летом 95-го я играл в датском городке Ольборге. Надо сказать, что любой датчанин по окончании школы лучше или хуже (чаще лучше) говорит по-английски, немецки, шведски и норвежски. У нас в школе вроде бы тоже проходят какой-то «иняз», но говорят на нем далеко не все выпускники. Не берусь утверждать вслед за Задорновым, мол, «ихний брат тупее нашего», но что у нас народ не глупее - это точно. Так почему же их подростка удается обучить, а нашего - нет? Версия, будто в этом повинен сам «объект воспитания», не годится. Значит, виноваты или учебники, или учителя, либо сама система обучения порочна.
Было время летних каникул, и играли мы в школе. От нечего делать решил порыться в датских учебниках. Учебник английского для 9-го класса начинался диалогом матери с сыном, в котором они довольно откровенно обсуждали, как он собирается организовать вечеринку, кого из друзей и подруг пригласить и чем они там будут заниматься. Шестиклассники начинали новый учебный год с малоизвестного шедевра «Битлз» «I'm only sleeping», в котором герой, уставший от безумной гонки за окном, просит его не будить, не тревожить и вообще оставить в покое.
Но окончательно добил меня учебник немецкого для первоклассников. На 1-й странице была считалка в духе Софии Ротару: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». С тихой грустью вспомнилось, как незадолго до этого на одном из московских развалов приобрел двухтомный самоучитель немецкого, разрекламированный как самый лучший. Поверив рекламе и преодолев природную лень, прочитал трехсотстраничный 1-й том, в котором некий herr Smirnow ездил по Германии и общался с немецкими коллегами. В Ольборге меня вдруг осенило, что слово «ты» не попало в 1-й том, видимо, ввиду своей редкости.
В ответ на мои восторженные комплименты по поводу учебников датчане меланхолично удивились: «Зачем делать простое сложным?» Добавьте к этому школьные стены, размалеванные учениками, постоянно открытую комнату с полным набором аппаратуры для рок-группы, несколько футбольных полей с поразительно зеленой травой, и станет ясно, что главное правило - учеба в радость, когда она легкая и интересная.
После этого случая я, как черт от ладана, бегу от различных методических пособий, если они наполнены дидактическими рекомендациями, лингво-коммуникативными коррелятами, статистическими характеристиками учебного процесса и прочей заумью - хороший учебник даже о сложных вещах должен говорить человеческим языком!
Задание понял!
От многих тренеров часто слышишь жалобы на лень, тупость и плохую память подопечных. Учи их, дескать, не учи - все равно ничего не запомнят. Мой скромный опыт показывает, что это не так: подрастающее поколение способнее нашего, да и к знаниям тянется с куда большей жадностью.
И.ДУДУКИН (12, кмс)1
М.ТОКМАЧЕВ (13, кмс) П-во России «М14»,
Казань 1997
Английское начало A21
1.c4 e5 2.Nc3 d6 3.g3 g6 4.d4 Nc6 5.d5 Nce7 6.Bg2 Bg7 7.e3 f5 8.Nge2 Nf6 9.0-0 0-0. Эта позиция стояла у нас накануне: в игре староиндийского типа у черных два лишних темпа, поскольку вместо Ng8-f6-e8 с последующим f7-f5 и Nf6 они сразу сыграли f7-f5 и Nf6.
10.b4?!
Контрвыпад на ферзевом фланге 10...a5! 11.Ba3 (11.b5 Nd7; 11.ba R:a5) 11...ab 12.B:b4 Nd7 дает черным несколько лучшие шансы во всех случаях. В партии, однако, последовало необъяснимое 10... Rf7?!, и после 11.Bb2 у белых все в порядке. В миттельшпиле черные грамотно осуществили стандартный сброс f5-f4! и в хорошем стиле выиграли затяжное тяжелофигурное окончание. По окончании партии, воспользовавшись благодушным настроением подопечного, я поинтересовался, как же это его угораздило додуматься до 10...Rf7?! В ответ последовали два суровых вопроса: «Это ваши слова, что если белые сделают слабый ход d4-d5, то возникнет староиндийская с двумя лишними темпами? А помните, как несколько месяцев назад на занятии вы говорили, что в староиндийской надо играть Rf7 и Bf8?»
Здесь мне вспомнился старый добрый фильм про робота в человеческом обличье, где игравший его Олег Стриженов со словами «задание понял!» пунктуально выполнял все человеческие приказы, постоянно попадая при этом в комичные ситуации. Например, сидя с девушкой в ресторане, в ответ на ее предложение «ударить по шашлычку» он с грохотом бил кулаком по тарелке, и ее содержимое летело во все стороны. Этот случай послужил мне хорошим уроком. Глубокое заблуждение, что ученики слушают невнимательно - они слушают очень внимательно!
Справедливости ради можно похвастать, что не всегда от занятий бывает вред - иногда они приносят и пользу. Например, следующие две партии были сыграны по горячим следам моей лекции на тему «Ход g2-g4 в дебюте», на которой показывались в основном классические партии Алехина и Ботвинника и лишь вкратце упоминались придуманные в наши дни дебютные варианты с этим ходом.
А.ПАНТЕЛЕЕВ (13, 2015) Л.КУЗНЕЦОВ (17, 2238)
Москва 1999
Славянская защита D45
1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nc3 Nf6 4.e3 e6 5.Nf3 Nbd7 6.Qc2 Bd6 7.g4 h6 8.Rg1 e5 9.Bd2 e4 10.Nh4 B:h2 11.Rg2 Bb8 12.0-0-0 a6 13.Be2 Nf8 14.f3 ef 15.B:f3 (грозит 15.cd cd 16.N:d5) 15...Be6 16.Nf5 g6 17.Ng7+ Kd7 18.N:e6 fe 19.e4 dc? 20.g5! Ne8.
21.d5! Kc8 22.dc bc 23.Na4 Qc7 24.gh Ba7 25.Qc3 Rh7 26.Bg5 Nd6 27.Rgd2 Nb5 28.Q:c4 Kb7 29.e5 Rc8 30.Rd8 Nd7 31.R:c8 Q:c8 32.Q:e6 Qc7 33.Kb1! N:e5? 34.Bf4 Re7 35.Qf6 Nd4 36.h7 R:h7 37.B:e5 Rf7 38.Q:g6 Qd7 39.B:c6+! Черные сдались.
Чтобы по достоинству оценить эту партию, кроме разницы в 200 с лишним пунктов Эло, надо учесть и тот факт, что черными играл чемпион Москвы до 18 лет, а у Пантелеева два года назад был лишь 2-й разряд!
А.ПАНТЕЛЕЕВ (13, 2015)
Б.ГРАЧЕВ (13, 2251)
П-во Москвы «М14», 1999
Славянская защита D45
1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nc3 c6 4.e3 Nf6 5.Nf3 Nbd7 6.Qc2 Bd6 7.g4 dc 8.B:c4 b6 9.e4 Bb7 10.e5 c5 11.Be2 cd 12.ef.
Не всегда конкретная дебютная подготовка идет на пользу. Главное - свежая голова и вера в свои силы. Познания белых не простирались дальше 8.B:c4, а черные, как выяснилось после партии, откопали в базе Chess Assistant хотя и редкий, но имеющий отличную статистику ход 8…b6. Сейчас вместо осуществленной в партии некорректной жертвы фигуры стоило решиться на 12...dc!? 13.fg Rg8 14. Q:h7 Ke7! 15.bc с неясной позицией..
12...gf?! 13.Ne4 Be7 14.Bh6 Rc8 15.Qd3 e5 16.Nh4 Nc5 17.N:c5 bc (проигрывает 17...B:h1 из-за 18.Ne4 B:e4 19.Q:e4 Qd7 20.a4! Kd8 21.Ba6! Rb8 22.Nf5) 18.Bf3 Qa5+ 19.b4! (вынуждая размен ферзей, т.к. нельзя 19... Q:b4+ ввиду 20.Bd2 Qb6 21.Rb1) 19…Ba6 20.ba B:d3 21.Be2 Be4 22.Bb5+ Kd8 23.f3 Bd5 24.a6 c4 25.Kf2 Be6 26.Nf5 Rg8 27.Rab1 B:f5 28.gf Bc5 29.Ba4 Rc7 30.Rb8+ Rc8 31.Rb7 Rc7 32.Rhb1 Bb6 33.R1:b6! ab 34.Rb8+ Ke7 35.R:g8.
Черные сдались. Эта партия из 6-го тура во многом предопределила турнирную судьбу партнеров. Чемпион мира 1995 года (до 10 лет) остался, увы, за бортом первенства России …
Надо ли учить дебютам?
Каждый ученик - личность со своими вкусами, и дебютный репертуар у занимающихся в одной группе может сильно не совпадать. Так, может, пусть учат дебюты сами? Перефразируя Остапа Бендера, я бы рискнул утверждать, что если блондин изучает дебюты самостоятельно, а брюнет - нет, то никакие лекции этого не изменят!
С.ОЛЕНЕВА (13, 1)
Е.ТОРОЧКОВА (13, 1)
П-во Москвы «Д14», 1999
Сицилианская защита B73
1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cd 4.N:d4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.Be2 0-0 8.0-0? Наши недостатки - продолжение наших достоинств. Чемпионка Москвы понятия не имеет об основной идее ускоренного дракона - провести d7-d5 в один прием. Однако время, сэкономленное за счет отказа от изучения дебюта, не прошло даром: посмотрите, насколько грамотно Света играет оставшуюся часть партии, демонстрируя понимание таких вещей, как профилактика, форпост, слабый пункт, игра на двух флангах и т.д.
8…d6? Амнистия! После 8...d5! белым было бы не до жиру.
9.Qd2 Re8 10.h3 Bd7 11.f4 a6 12.a4 Qa5 13.Nb3 Qc7 14.Kh1 Rac8 15.Bf3 Kh8 16.Nd5 N:d5 17.ed Nb8 18.c3 Qc4 19.Na5 Qc7.
20.Qf2! Bf5 21.Bb6 Qd7 22.Rfd1 h5 23.g4! hg 24.hg B:g4 25.Qh4+ Bh5 26.B:h5 gh 27.Q:h5+ Kg8 28.Rg1 e6 29.Qh6 f5 30.de R:e6 31.R:g7+. Черные сдались.
Надо ли готовиться к партиям?
Как ни относись к изучению дебюта, но на соревнованиях готовиться к партиям все-таки приходится.
«Мы начали подготовку. Прихватили вечер, утро, день и закончили за 45 минут до начала партии». Эта цитата из статьи известного детского тренера о подготовке к решающей партии чемпионата мира среди девушек до 14 лет. Преклоняюсь перед трудолюбием профессионала! А я-то всегда думал, что такую объемную работу надо проводить между турнирами, ведь ежедневная игра с шестичасовым контролем и для взрослых - нелегкое испытание, а тут все-таки дети…
…Перед матчем с питерской командой Миша пришел за советом: как бороться с вариантом Найдорфа. Я предложил ему испробовать недавно придуманный ход 6.Rg1. После тщательного изучения статьи в 49-м томе «New in Chess» он резонно заметил, что при желании черные могут свести игру к атаке Кереса и попросил том «B» ЭШД.. Я уже начал опасаться, что чрезмерное усердие плохо кончится, к тому же накануне турнира Миша потратил немалое количество энергии, поступив в МГУ, однако решил не прибегать к силовым методам воздействия, предоставив своему подопечному возможность самому убедиться: такая подготовка - палка о двух концах. Добросовестно проработав громадный раздел энциклопедии, ближе к полуночи любознательный юноша пришел ко мне в номер доложить, что атака Кереса пришлась ему не по душе, и попросил компьютер, чтобы повторить свою любимую атаку Созина. Затем для лучшего сна еще часок Миша посидел за монитором. Наутро черные разыграли редкий дебютный вариант и быстро получили неважную позицию.
М.ТОКМАЧЕВ (16, 2219)
Н.ВИТЮГОВ (11, кмс)
Командное п-во России, Ярославль 1999
Сицилианская защита B88
1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.d4 cd 4.N:d4 Nf6 5.Nc3 d6 6.Bc4 Be7 7.Bb3 0-0 8.0-0 Nc6 9.f4 N:d4 10.Q:d4 b6 11.Kh1 d5 12.ed Bb7 13.Be3 ed 14.Rad1 Ng4.
Напрашивающееся 15. f5! приводило к ясному перевесу белых. В партии, однако, последовало 15. Bg1?, после чего они форсированно проигрывают.
15...Bc5 16.Qd3 B:g1 17.K:g1 d4! 18.Nb5 (18.Q:d4 Qh4 19.h3 Qg3) 18…Qh4 19.h3 Ne3 20.Rf2 N:d1 21.Q:d1 Rad8 22.N:d4 Rfe8, и героическое сопротивление ничего спасти не смогло - качество есть качество…
На мой взгляд, чем короче подготовка к партии, тем лучше. Приведу пример удачной блиц-подготовки. Обладающий несомненными тактическими способностями Виталий Городецкий белыми разыгрывал окопные b3- и g3-образные схемы и старался не вылезать фигурами дальше третьего ряда. Ходу к 20-му воздвигались пешечные барьеры, и… следовало соглашение на ничью чуть ли не при всех фигурах на доске. Три победы (две из них черными) при четырех ничьих вывели его в группу лидеров. Для выхода в финал России требовалось выиграть две последние партии. Было известно, что соперники играют шевенинген. Чтобы научиться его играть, может не хватить жизни, поэтому подготовка длилась 10 минут. За первые пять Виталия удалось убедить, что играет он здорово, надо только двинуть пешку на первом ходу вперед на два поля и потом ходить вперед, а не по горизонтали. Еще пяти минут хватило, чтобы показать одну из боковых схем против шевенингена и объяснить план: «Пожертвуешь фигуру где-нибудь на королевском фланге и поставишь мат». Результат превзошел все ожидания.
В.ГОРОДЕЦКИЙ (10, 1)
А.КАЛИНИЧЕВ (11, 1)
П-во Москвы «М12», 1997
Сицилианская защита B43
1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.d4 cd 4.N:d4 a6 5.Nc3 Qc7 6.Bd3 Nc6 7.Nb3 d6 8.0-0 Nf6 9.f4 Be7 10.Qf3 0-0 11.Bd2 b5 12.a3 Bb7 13.Rae1 Rfe8 14.Qh3 Nd7?! 15.f5 e5? 16.Nd5 Qd8 17.g4 h6.
18.B:h6! gh 19.Q:h6 Bf8 20.Qh5 Nb6 21.f6 N:d5 22.Qg5+ Kh8 23.Qh5+ Kg8 24.ed e4 25.R:e4 Qb6+ 26.Kh1 Ne7 27.R:e7 B:d5+ 28.Q:d5 B:e7 29.Qg5+ Kf8 30.Qg7X.
На следующий день вновь улыбнулась удача.
В.ГОРОДЕЦКИЙ (10, 1) А.КИМ (11, 2180)
П-во Москвы «М12», 1997
Сицилианская защита B95
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cd 4.N:d4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Bg5 (далековато…) 6…e6 7.Bd3 Be7 8.Bd2 (так-то оно лучше!) 8…b5 9.a3 Bb7 10.0-0 0-0 11.f4 Nbd7 12.Nb3 Qc7 13.Qf3. Ценою темпа (какой пустяк!) достигнута желаемая расстановка. В дальнейшей тактической борьбе белые, правда, не пожертвовали слона, а забрали, реализовав его в эндшпиле. Награда за экспресс-подготовку - победный финиш, серебряная медаль, путевка в первенство России и неоспоримый аргумент на будущее в пользу любимого хода Остапа Бендера.
Если ученик не достиг мастерского уровня, то мне кажется, что объяснение основных идей, заложенных в том или ином дебютном построении, даст больше проку, чем зубрежка «ты сюда - он туда».
…Перед матчем с сильной екатеринбургской командой было решено удивить соперника некорректным гамбитом, статья по которому в 50-м томе «New in Chess» отличалась от обычных для этого издания материалов тем, что в ней раскладывались по полочкам основные стратегические идеи. В статье 18 страниц, время близится к полуночи, а с утра - за доску. В результате принятого Акимом мудрого решения ограничиться изучением идей он уже на 6-м ходу уклонился от рассматриваемых в книге вариантов, но зато очень четко исполнил две идеи - размен чернопольных слонов и оккупацию пункта d6.
А.СЕЧИН (15, 2119) К.ЛАХНО (14, кмс)
Командное п-во России, Ярославль 1999
Французская защита С00
1.e4 e6 2.Nf3 d5 3.e5 c5 4.b4?! d4 5.bc B:c5 6.c3 Nc6 7.Ba3! Qa5 8.B:c5 Q:c5 9.cd N:d4 10.Qa4+ Nc6 11.Nc3 Qb4 12.Q:b4 N:b4 13.Rb1 Nc6 14.Nb5! Ke7 15.Nd6 b6 16.Rc1 Bd7 17.Bb5 Nb8 18.Rc7 Nh6 19.Nd4 Kd8 20.Rb7 B:b5 21.N4:b5 Nd7 22.N:a7 Nb8 23.0-0. Черные сдались. Эффектный гол в самом начале матча вдохновил нашу команду, были забиты еще два безответных мяча, а девочка спасла разноцвет без нескольких пешек, и в итоге - крупная победа над сильным соперником.
Конец - делу венец
Мало кто возьмется оспаривать мысль, что наибольшую пользу приносит изучение окончаний. При этом, правда, почему-то распространено мнение, что объяснять их юным шахматистам очень непросто, так как эндшпиль для них скучен и неинтересен. Очередной штамп, далекий от истины. Придя как-то на занятие, я спросил аудиторию: «Выбирайте: или я дам вам сеанс, или будем изучать скучные окончания с разноцветными слонами». Второе предложение было принято почти единогласно.
В.ДОБРОВ (15, 2252) М.СУЛТАНГАРЕЕВ (16, 2339)
Командное п-во России, Ярославль 1999
Защита Боголюбова E11
1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nf3 Bb4+ 4.Bd2 Qe7 5.g3 Nc6 6.Nc3 B:c3 7.B:c3 Ne4 8.Qc2 N:c3 9.Q:c3 Qb4 10.Q:b4 N:b4 11.Kd2 a5 12.Kc3 d6 13.Bg2 Nc6 14.Nd2 Bd7 15.b3 e5 16.e3 ed+ 17.ed 0-0 18.Rhe1 Rfe8 19.a3 Kf8 20.f4 h6 21.Nf1! R:e1 22.R:e1 g6 23.Nd2! Rb8.
24.B:c6! Такие ходы радуют тренера больше, чем эффектные жертвы. Неожиданно меняя «каталонского» слона, белые подбираются к оторвавшейся пешке a5.
24…B:c6 25.c5! Bd5 26.Nc4 dc 27.dc Ra8 (коня стоило уничтожить - ладейный эндшпиль после 27...B:c4 28.K:c4 c6 выглядит меньшим злом) 28.Ne5 Rd8 29.Rd1 Ke7 30.Nc4 B:c4? 31.R:d8 K:d8 32.K:c4 c6 33.b4 ab 34.K:b4 h5 35.Ka5 Kc7 36.h3 f6 37.g4 hg 38.hg f5 39.g5 b6+ 40.cb+ Kb7 41.a4. Черные сдались.
|