ПАМЯТЬ


ПОД ЕЕ КИСТЬЮ
ОЖИВАЛИ ФИГУРЫ



УШЛА ИЗ ЖИЗНИ ГАЛИНА ИВАНОВНА САТОНИНА


     Она родилась 14 декабря 1905 года в Казани и до своего 95-летия не дожила всего четыре месяца.
     Семья у Сатониной была примечательной. Брат Константин — профессор Казанского университета, автор книги «Введение в косметику». Не косметику в сегодняшнем понимании этого слова, а космос. Книга вышла в 1931 году. Константин Сатонин считался теоретиком нового искусства и на правах старшего во многом помогал Г.И. В 1938 году его взяли как врага народа, а выпустили во время войны, когда он был уже безнадежно болен туберкулезом... А ее старшая сестра прожила 102 года.
     Сразу после революции Галина Ивановна поступила в Казанский Художественный институт. Довольно забавное учебное заведение, где сочетались АХРовское и левое направления. Сатонина была сторонницей Маяковского и, соответственно, «левого фронта» искусств. Ее учителя — известный художник Константин Чеботарев и его жена Пистунова.
     Галина Сатонина одна из немногих в СССР работала в так называемой «технике набрызга». Она создавала рисунок, затем по нему вырезала трафарет, разводила нужную краску, набирала ее на зубную щетку и изящным жестом «об нож» стряхивала на трафарет. Затем трафарет сдвигался и накладывался другой слой краски... В итоге получалась многоцветная композиция. Это было удобно для тиражирования работ.
     Впервые Сатонина обратилась в своем творчестве к шахматистам в 1949 году. Она прокомментировала картинками партию Левенфиш — Смыслов из чемпионата СССР. Впрочем, и сама она — перворазрядница, многократная чемпионка Татарии. Выступала Галина Ивановна, и неплохо, на чемпионатах России, играла за команды Татарии, Всероссийского общества «Спартак».
     У Г.Сатониной было довольно много выставок с начала 60-х. Первая — в Казани, затем пришел черед всесоюзных. Нашлось место ее композициям в музее Домбровского и в собрании Ежи Кежицкого («С шахматами через века и страны»). Практически на всех наших крупных соревнованиях организовывали выставки Сатониной, в том числе в московском Театре эстрады на матче Петросян — Спасский. Ее искусство находило живейший отклик в виде колоссального количества отзывов и желания заполучить ее работы.
     Основные серии ее работ — взаимоотношения фигур. К примеру, борьба четырех коней, спертый мат, проходная пешка, вилка... Одна из лучших работ посвящена знаменитой партии Полугаевский — Нежметдинов и пытается передать восприятие поединка этими шахматистами (в момент жертвы ферзя ходом Rf4). Очень большая и серьезная серия — чемпионы мира.
     Галина Ивановна была очень спортивным человеком. В 60 лет легко переплывала Волгу — туда и обратно, а ширина ее примерно 1,5 км плюс довольно сильное течение. В те же 60 опережала на конькобежных соревнованиях 30-летних. В жизни была абсолютным аскетом. Носила два комплекта одежды одного и того же серого цвета, в шутку называемых друзьями летним и зимним. Приходя в гости, удивлялась: «Зачем столько шкафов?», даже если их было всего два. Не признавала разносолов; ее вполне устраивали вареная картошка, селедка, маленький кусочек масла и... водочка. Водку она уважала.
     Однажды Галина Ивановна сходила замуж. Муж Миллер также был перворазрядником, по профессии — инженер-оружейник из Ижевска. Родила сына Арнольда, но с мужем рассталась.
     За исключением работ, посвященных шахматам, она делала очень интересные экслибрисы, в том числе шахматистам: Гаприндашвили, Петросяну, Талю... Рисовала пейзажи — зыбкие, неустойчивые: природа в состоянии ожидания. Такие вещи она чувствовала и любила выражать.



На главную страницу

 Library В библиотеку