WWW-ПАУТИНА


Денис
БИЛУНОВ,
директор
московского
отделения
"Клуба Каспарова"



КАИССА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ



KASPAROVCHESS GRAND PRIX


      Шахматы и Интернет созданы друг для друга - эта гипотеза появилась на свет еще на начальном этапе развития глобальной информационной сети. Несколько попыток реализовать идею виртуального шахматного клуба было предпринято в первой половине 90-х годов, но настоящий прорыв шахмат в Интернет произошел во время первого матча Каспарова с Deep Blue. Сайт, посвященный этому событию, за считанные дни посетили сотни тысяч человек. На волне этого успеха стал обретать реальные очертания проект «Клуб Каспарова», который чемпион мира задумал как универсальный информационно-игровой комплекс в Интернете. После нескольких «проб пера» сайт получил тестовую прописку в России по адресу www.clubkasparov.ru.
     Мы начали свою деятельность с создания оперативной ленты шахматных новостей, постепенно обраставшей обзорными и аналитическими статьями. «Клуб Каспарова» быстро завоевал известность во всем мире - всего за полгода наш сайт стал одним из лидеров шахматного Интернета. Впрочем, это был лишь первый шаг - все-таки большинство предпочитает играть в шахматы, а не читать о них, поэтому мы с нетерпением ожидали запуска игрового модуля сайта, над созданием которого работал коллектив под руководством Шая Бушинского, одного из разработчиков известной программы Junior (Израиль). Хотя этот процесс занял больше времени, чем ожидалось, все же в начале нынешнего года началось объединение обеих частей проекта под новым названием KasparovChess www.kasparovchess.com (русская версия пока находится по старому адресу).
     К этому событию и был приурочен KasparovChess Grand Prix - первый сетевой супертурнир. Средний рейтинг участников составил 2657 (круговой турнир с таким составом получил бы XVII категорию). Ожидалось, что фавориту и «хозяину поля» Гарри Каспарову могут составить конкуренцию Александр Морозевич, Майкл Адамс и Петр Свидлер. Дополнительную интригу создавало участие в турнире программы Deep Junior, которая в прошлом году добилась неплохих результатов (победа над Гельфандом в матче из двух партий со счетом 1½:½ и др.). Шестнадцать участников по нокаут-системе разыгрывали призовой фонд в 55 000 долларов (победитель получил 20 000); каждый матч состоял из двух партий с контролем времени 1 час на всю партию. В случае ничейного исхода игрались две дополнительные блиц-партии, затем, при необходимости, еще две - и, наконец, до первой результативной партии. Во время игры шахматистам запрещалось анализировать позицию на другой доске или на компьютере. Соблюдение этого правила контролировал арбитр-наблюдатель. В установленное расписанием время участники входили в игровую зону сайта www.kasparovchess.com и «занимали место за доской». Арбитр-наблюдатель по телефону сообщал о готовности своего «подопечного» техническому координатору, который, получив «о'кей» от обоих соперников, пускал белым часы, - и партия начиналась.
     Все партии транслировались в игровой зоне сайта, бесплатно открытой для всех желающих. Впервые в Интернете трансляцию на регулярной основе сопровождал квалифицированный анализ - комментарий в реальном времени вели гроссмейстеры Сергей Шипов, Светлана Матвеева, София Полгар, Борис Альтерман, Алон Гринфельд и Ронен Хар-Цви. За те 10 дней, пока проходил Grand Prix, на сайте www.kasparovchess.com было зарегистрировано почти двести тысяч посещений. Разумеется, сейчас в Интернете такие цифры уже никого не удивляют, но важно, что, в отличие от известных шахматных мероприятий IBM (Каспаров - Deep Blue) и Microsoft (Каспаров против всего мира), проект KasparovChess пока не имел никакой рекламы вне традиционной - увы, не слишком большой - шахматной аудитории.
     Значительно больше, чем посещаемость, нас волновало, как пройдет сам турнир. Как известно, сетевой блиц стал обычным делом (и даже привычкой!) для десятков тысяч шахматистов, не исключая и элитных профи (см., например, недавнюю публикацию Александра Морозевича в «64» №12/99). До сих пор, однако, речь шла лишь о «легких» партиях с контролем времени 3-5 (реже - 15) минут на всю партию, и ведущие шахматисты если и соревновались друг с другом, то только за место в рейтинг-листе популярного игрового сайта ICC. Вопрос о том, возможна ли организация «серьезных» турниров в Интернете, долгое время оставался открытым.
     Игра «мышью» на мониторе компьютера, конечно, требует определенных навыков - у неопытного игрока, бывает, срывается палец с кнопки и фигура идет не на то поле (т.н. «mouse slip»). Впрочем, подавляющее большинство участников Grand Prix уже имело достаточный опыт сетевой игры, поэтому такого рода проблема возникла лишь однажды, в матче Шорта со Свидлером: ладья англичанина вместо поля с2 соскользнула на битое поле с1. Хотя Шорт тут же сдался, Свидлер попросил вернуть сопернику ход и закончить партию нормально.
     Следует отметить, что разработка правил и координация действий во время турнира были в основном возложены на израильский филиал, и теперь ясно, что это решение оказалось ошибочным. Главная проблема была вполне предсказуема - обрывы связи, хорошо знакомые каждому, кто хотя бы немного работал в Интернете. Тем не менее всякий раз, когда случались серьезные задержки, начинались длительные дискуссии о том, как лучше поступить - перенести партию, изменить контроль времени, присудить результат и т.д. К сожалению, важнейший спортивный принцип - конфликты единолично разрешает главный арбитр - не соблюдался, хотя и из лучших побуждений. Поскольку два участника - Каспаров и Deep Junior - имели прямое отношение к организаторам, то, разумеется, конфликты в их матчах вызывали особенно пристальное внимание зрителей. Именно по этой причине руководство KasparovChess стремилось сделать все, чтобы избежать подозрений в нечестном судействе.
     Принимать решение должен только профессиональный арбитр, и любые дискуссии в спорных случаях возможны только среди зрителей. Пенальти может быть назначен несправедливо, но пересмотр результата матча из-за судейской ошибки - явление исключительное.
     Что касается техники и связи с Интернетом, то единственным (хотя, возможно, и небезупречным) решением мне представляется возложение ответственности за проблемы этого рода на самих шахматистов. Чтобы облегчить проблемы как шахматистов, так и организаторов, возможно, имеет смысл вести игру только из помещений, оборудованных выделенным каналом связи с Интернетом. Возможно, в будущем шахматные клубы могли бы найти общий язык с местными провайдерами или, скажем, с Интернет-кафе для организации такого рода мероприятий. Думаю, что при правильной постановке вопроса это было бы интересно и зрителям, и спонсорам.

* * *

     Таким образом, KasparovChess Grand Prix еще раз подтвердил - шахматы имеют хорошие перспективы в Интернете. Серьезные турниры в сети с участием ведущих шахматистов мира технически реальны и вызывают большой зрительский интерес, хотя их проведение пока сопряжено с большим количеством технических проблем. Очевидно, следующим важным шагом вперед должна быть разработка твердых правил, которые позволят свести эти проблемы к минимуму. Свои соображения по этому поводу присылайте в московское отделение «Клуба Каспарова»: denis@totalchess.ru или в редакцию «64»: chess@online.ru .
     В публикуемой подборке о сетевом турнире частично использованы материалы сайта «Клуб Каспарова».


На главную страницу

 Library В библиотеку