КОМПОЗИЦИЯ


Яков
ВЛАДИМИРОВ,
гроссмейстер



СЛИШКОМ МНОГО ГЕНЕРАЛОВ



ПОЛКУ ГРОССМЕЙСТЕРОВ И МАСТЕРОВ ПРИБЫЛО


      Стал достоянием истории очередной, XV личный чемпионат России, который подвел спортивные и творческие итоги работы наших составителей в 1995-1997 годах. На этот раз он был объединен с «Альбомом России» за тот же период, и на чемпионские регалии претендовали все композиторы, чьи произведения были отобраны в эту антологию. Таким образом, число финалистов всех разделов увеличилось по сравнению с прошлым первенством по меньшей мере вдвое, а в трехходовках, например, фигурируют 46 (!) авторов.
     Регламент непосредственно XV чемпионата оставался прежним. Победители определялись по сумме баллов, набранных пятью их лучшими композициями (естественно, отобранными в «Альбом»). В каждом разделе было по три арбитра, и если один из них участвовал в данном жанре и как составитель, то его произведения по привычной 15-балльной шкале оценивал директор раздела.
     Приятно, что, несмотря на нововведения, связанные с «Альбомом», практически все ведущие композиторы страны (за исключением этюдистов В.Козырева и Г.Умнова) участвовали в чемпионате. В ряде разделов гроссмейстеры и сильнейшие мастера создали почти непреодолимый заслон для конкурентов, стремившихся в заветную первую пятерку, дающую право на присвоение звание мастера. Тем не менее, шестерым (А.Бахареву, И.Агапову, С.Осинцеву, А.Журавлеву, А.Ажусину и А.Селиванову) это удалось сделать. Гроссмейстерскую норму выполнили известный московский этюдист Олег Перваков и тульский проблемист Анатолий Степочкин, второй раз ставшие чемпионами России. Последний, кстати, выступал во всех задачных разделах и стал рекордсменом по числу отобранных в первый «Альбом России» композиций — 48! Впервые победил в чемпионате уралец Вячеслав Пильченко, давно уже являющийся виднейшим специалистом современной двухходовки. Как и ожидалось, в ретрожанре не было равных москвичу Никите Плаксину. Трижды в XV чемпионате успех сопутствовал одному из ведущих проблемистов мира москвичу Якову Владимирову, доведшему число своих побед в личных первенствах СССР и России до 13!
     С полными спортивными итогами чемпионата можно познакомиться в №34 журнала «Шахматная композиция» и №9 «Вестника РШФ», здесь же приведем лишь первые пятерки разделов.
     Приведем и несколько интересных работ наших композиторов в 1995-97 гг.

№1. В.ПИЛЬЧЕНКО
I приз, «Tidskrift
for Schack», 1997




Мат в 2 хода

     №1. 1.Qd7? - 2.Qf7X, 1...B:e5 2.Nc3X, 1...R:d6 2.Q:d6X, 1...N:d3! 1.Nc5? - 2.Qe6X, 1...R:d6 2.Qf3X, 1...K:d6 2.Qd7X, 1...B:e5! 1.Ng5? - 2.Qe6X, 1...B:e5 2.Qf3X, 1...K:e5 2.Ne4X, 1...R:d6! К цели ведет 1.Qf3! - 2.Qf7X, 1...B:e5 2.Ng5X, 1...R:d6 2.Nc5X, 1...N:d3 2.B:b3X, 1...Ke6 2.Qf7X.
     Современный принцип сочетания перемены игры с переменой функций ходов, причем у белых они выступают в роли вступлений и матов, а у черных - как защиты и опровержения ложных фаз.

№2. В.Чепижный
III приз
ЮК «Москва-850», 1997




Мат в 2 хода

     №2. 1...Bd5 2.Q:d5X, 1...Nd3 2.Q:d3X, 1...Rd6 2.N:d6X, 1...Nd2 2.N:d2X. 1.Nb-? - 2.Nd6, Nd2X, 1...Q:f4, Q:f2!, 1.Nc2? Q:f4!, 1.N:c6? Q:f2! 1.Nd3?! - 2.Nd2X, 1...Bd5 2.Nd6X, 1...Rd6 2.N:c5X, 1...Q:f2 2.N:f2X, 1...Bd7! Решает 1.Nd5! - 2.Nd6X, 1...Nd3 2.Nd2X, 1...Nd2 2.Nc3X, 1...Q:f4 2.N:f6X.
     И здесь очень содержательная игра с логически осмысленной цепочкой корректирующих вступительных ходов белым конем. Приятно, что автор ушел от стандартных путей развития игры механизма полубатареи.

№3. Я.ВЛАДИМИРОВ&Co
I приз, ЮК Ю.Фокина
1995




Мат в 3 хода

     №3 (составлена совместно с В.Кирилловым, А.Лобусовым и В.Ударцевым).
     1.Bf4! - 2.Rc3 R:e4 3.Nf3X, 2...B:e4 2.Be3X, 1...R:e4 2.Q:g7+ R4e5 3.Be3X (3.Nf3?), 2...R8e5 3.Ne6X, 1...B:e4 2.Qd6+ Bd5 3.Nf3X (3.Be3?), 2...Qd5 2.Nc6X, 1...Qb8 2.Qc6 B:c6 3.N:c6X, 1...Rf8 2.Qe6 R:e6 3.N:e6X.
     Гармоничное сочетание двух систем игр. Первая объединяет угрозу с редким латышским Новотным и варианты с темой Сомова, вторая - жертвы ферзя после «раздвоения» черных линейных фигур.

№4.И.АГАПОВ
А.БАХАРЕВ, I приз
ЮК Ю.Горбатенко, 1997




Мат в 3 хода

     №4. 1.Qd8! - 2.Ng6+! B:g6 3.Qh8X, 2...Q:g6 3.Qd4X, 1...Qa7 2.Nf7+! B:f7 3.Qh8X, 2...Q:f7 3.Qd4X, 1...Rg2 2.Nd4 - 3.Nc6, Qe7X, 2...Rg6 3.Nf7X, 1...Be3 2.Ng5! - 3.Qd6,Qe7X, 2...Bc5 3. Rd5X, 1...B:f3 2.ef Qa7 3.Ng6X.
     Опять две четкие пары вариантов. В первой - черный слон перекрывает своего ферзя, в результате чего проходит угловой мат белым ферзем. Еще более занятна другая пара вариантов, когда черные сдваиваются на линиях, контролируемых ферзем, мешая ему затем парировать ходы второго белого коня.

№5. Я.ВЛАДИМИРОВ
I приз, ЮК "Победа-50"
1995




Мат в 4 хода

     №5. 1.Qc3! - 2.Rd3 Qh8 3.Q:d2+ Ne3 4.Q:e3X, 1...Qg6(h7) 2.R:f3+! N:f3 3.Be5+! Nf:e5 4.Qg3X, 3...Ng:e5 4.Qe3X, 1...Q:h4 2.Be5+! N:e5 3.R:f3+! Ne:f3 4.Qf6X, 3...Ng:f3 4.Qe3X, 1...dc 2.Bf6 - 3.B:g5+ Q:g5 4.R:f3X (2...Q:h4 3.Q:c5), 1...f2 2.Rg3 f1N 3.R:g4+ Q:g4 4.Be5X.
     Борьба двух треугольников фигур. У белых в засаде за ладьей и слоном располагается ферзь, у черных кони всегда готовы включить для решающей защиты своего ферзя. В первой паре вариантов черный ферзь покидает контролируемые линии, и, отвлекая коней, линейные фигуры белых позволяют нанести решающий удар ферзем. В другой паре белые сначала уничтожают одного из коней противника, а затем матуют с узлового поля f3 или e5.

№6. А.ГРИН
I приз, МК З.Бирнова
1996




Мат в 4 хода

     №6. 1.Kc3! - 2.Rb4+ Ka6 3.Nb8+ Ka5 4.Bb6X, 1...b1N+ 2.Kb4 B- 3.Rb5+ Ka8 4.Rb8X, 2...Bb7 3.Ra6+! K:a6 4.Nb8X, 1...Bb7 2.R:b2+ Ka6 3.Bb6 B- 4.Nc5X, 2...Ka8 3.Bf2 B- 4.Rb8X.
     Блестящая находка-завещание гения отечественной композиции!
№7. О.ПЕРВАКОВ
Iприз, "Проблемист
Юга",1996-1997




Выигрыш

     №7. Тематический ложный след 1.Rg8+? K:g8 2.e8Q+ Kh7! 3.Q:d5 Q:a5+! 4.Q:a5 Rf1! 5.Q:c3 Rf3, и белым не усилиться.
     Правильно 1.Rf7+! K:f7 2.Q:d5+ Kg7 3.e8Q Q:a5+! 4.Q:a5 Rf1 5. Q:c3 Rf3. Теперь по сравнению с ложным следом черный король стоит на g7, а не на h7, что позволяет сыграть 6.Qf8+! Отличны и эхо-разветвления: 4...Rg1 5.Q:c3 Rg3 6.Q:g6+!, 4...Rh1 5.Q:c3 R:h3 6.Qh8+! с аналогичными привлекающими-отвлекающими жертвами ферзя. 4...Rd1 5.Q:c3 Rd3 6.Q:g6+.

№8. Н.КРАЛИН
О.ПЕРВАКОВ, I поч.отз.
МК Джозефа, 1997




Выигрыш

     №8. А здесь и исходное положение, и игра полярны предыдущему этюду.
     1.d7? Kg6+ 2.Kg8 Rd1 3.Be6 f5 4.Kf8 Kf6 5.Ke8 K:e6 6.d8Q R:d8+ 7.K:d8 Kd6!, ничья.
     1.Bb3! Rh2 2.d7 Kg6+ 3.Kg8 Rd2 4.Bc2+! f5, и начинается тонкая темповая игра: 5.Ba4 Kf6 6.Kf8 Rd3 7.Bb5 Rd1. Теперь белые остроумным маневром передают очередь хода в этой позиции черным и ставят их в положение цугцванга. 8. Ke8! Re1+ 9.Kd8 Rc1 10.Bc4! Rd1 (10...R:c4 11.Ke8 Rd4 12.d8Q+ R:d8+ 13.K:d8, и белые выигрывают) 11.Ke8 Re1+ 12.Kf8 Rd1 13.Bb5. Цель достигнута, и финал: 13...Rd6 14.Bc6! Rd2 (снова цугцванг) 15.Ke8 Re2+ 16. Be4!.

№9. А.ЖУРАВЛЕВ
А.СТЕПОЧКИН, II приз
"Шахм.композиция", 1997




Коопмат в 3 хода

     №9. В разделе кооперативных матов итоги подводились двумя арбитрами.
     1.K:d4 N:b3+ 2.Ke5 Nd4 3.Kf6 R:f5X, 1.K:f4 Ne6+ 2.Kg3 Nf4 3.Kh2 Nf1X, 1.K:d2 R:f2+ 2.Kc1 Rd2 3.a3 N:b3X - популярная в кооперативном жанре циклическая форма темы Зилахи (черные забирают белую фигуру, которая матовала в другом решении) украшена «лучевыми» ходами черного короля и правильными матами.

№10. В.КИРИЛЛОВ&Co
I-III приз
ЮК "Москва-850", 1997




Обратный мат в 6 ходов

     №10 (составлена совместно с В.Желтоножко и А.Селивановым).
     1.Qe8! - 2.N:c7+ K:c5 3.Na6+ Kc6 4.N:b4+ Kc5 5.Rd5+ Kc4 6.N:a3+ Q:a3X, 1...Q:c2 2.N:g5+ K:c5 3.Rd5+ Kc4 4.Rd6+! Kc5 5.Ne4+ Q:e4 6.B:b4+ Q:b4X, 1...B:c2 2.N:f4+ K:c5 3.Rd5+ Kc4 4.Rd8+! Kc5 5.Nd3+ B:d3 6.Qb5+ B:b5X, 1...bc 2.Qb8 - 3. Nf8+ K:c5 4.Q:b4+ Kc6 5.Bd5+ Q:d5 6.Qb5+ Q:b5X, 1...B:e7 2.Nd8+ K:c5 3. Qh5+ Bg5 4.Rd5+ Kc4 5. Qf3 - 6.Q:b3+ Q:b3X.
     Отличное вступление с масштабной игрой трансформированных белых батарей в ответ на взятия белого коня. Разнообразные маты подчеркивают специфику жанра.
     Прошедший чемпионат выявил ряд проблем, связанных с совмещением его с изданием «Альбома России». Прежде всего — это формирование судейского корпуса. В отличие от всех других типов соревнований, в композиции опытные и квалифицированные арбитры одновременно являются и активными составителями, поэтому всегда трудно укомплектовать все коллегии. Приходится приглашать опытных судей из стран СНГ, но и они наперечет. Зарубежные арбитры плохо знакомы со спецификой 15-бальной системы, да и оперативно присуждать обычно безвозмездно не желают. В то же время, как показал XV чемпионат, нежелательно, чтобы в составы коллегий входили композиторы, претендующие на высокие места в данном разделе.
     Бичом соревнований по композиции стало неизменное запаздывание с подведением итогов по сравнению с регламентом (за рубежом нередки случаи, когда итоги конкурса обнародываются чуть ли не через 10 лет после срока присылки или первичной публикации). Вот и в данном чемпионате через 2 месяца после установленного срока присуждения неожиданно сложил свои полномочия один из арбитров кооперативного раздела. После страстных дискуссий было решено подводить итоги раздела по уже представленным директору отчетам двух других судей. Затягивать издание «Альбома» было нельзя, а присуждать третьему арбитру, зная вердикты коллег, неэтично, тем более что в интервале одного очка (!) оказались итоговые суммы четырех авторов, и все они могли обвинить нового судью в предвзятости. Очевидно, что регламент должен предусматривать такие ситуации.
     До последнего времени в заветную пятерку зачетных композиций допускалось не более 2 коллективных произведений. В XV чемпионате это число было увеличено до трех, что, несомненно, дало определенное преимущество авторам, предпочитающим работать вместе. Есть два пути уравнивания шансов. Можно разрешить устойчивому коллективу авторов выступать как одно юридическое лицо. Помнится, что в одном из первенств страны чемпионом стал Л.Лошинский, а третье место занял «коллектив» Л.Лошинский и В.Шиф. Допустим и учет коллективных композиций, как в «Альбоме ФИДЕ», где очки делятся на число соавторов с соответствующим увеличением числа зачетных композиций.      По-прежнему нарушаются правила присылки композиций, которые были впервые опубликованы за отчетный период. Иные авторы отправляют (в нарушение регламента) исправления или переработки задач или этюдов, которые ранее уже участвовали в чемпионатах страны или были напечатаны не в положенный срок. В «Правилах шахматной композиции», которые ранее были составной частью «Шахматного кодекса» страны, все проблемы предшественников освещены достаточно полно. Их никто не отменял, но под предлогом, что в «Международном кодексе композиции» эти вопросы сформулированы на редкость туманно, правомерность применения указанных «Правил» сейчас ставится под сомнение, и проблемы оценки степени оригинальности вновь становятся актуальными.
     В этом году заканчивается очередной трехлетний цикл важнейших отечественных соревнований, и не за горами объявление регламента XVI чемпионата, в котором необходимо устранить все огрехи только что завершившегося первенства.


На главную страницу

 Library В библиотеку