КОМПОЗИЦИЯ


Яков
ВЛАДИМИРОВ,
гроссмейстер



ПОРА ОТКРЫТИЙ



РЫВОК ВО ВТОРОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ


      Начало второго тысячелетия существования композиции совпало с временем бурного расцвета шахмат. Развитие железных дорог, совершенствование почтовой службы способствовали установлению дружеских связей между шахматистами. В 1836 г. в Париже стал издаваться журнал «La Palamede», в 1841 г. в Англии — «Chess Player’s Chronicle», в 1846 г. в Германии — «Deutsche Schach-zeitung». 1 мая 1851 г. английская королева Виктория в сверкающем белом кринолине открывает в лондонском Гайд-парке I Всемирную выставку, а 25 мая в Сент-Джорджском шахматном клубе в честь выставки начинается первый международный турнир, завершившийся 15 июля (!) победой А. Андерсена.
     Все возрастающий интерес к шахматам привел к появлению рубрик в известных печатных изданиях, в том числе в иллюстрированных, самых массовых и популярных. Это обстоятельство, несомненно, привлекло внимание читателей и к композиции, появились новые авторы и, конечно, новые идеи.
     Нехитрый анализ композиторского творчества первого тысячелетия показывает, что его авторов волновали лишь чисто практические идеи: комбинационные жертвы фигур, цугцванги, элементарные геометрические маневры, погоня за черным королем, теоретические находки в области эндшпиля. И вдруг в интервале 1840 — 1870 гг. открывается масса оригинальных комбинаций и маневров, невиданных до того в практической игре, но, безусловно, подчеркивающих неисчерпаемую глубину и красоту шахмат. Это, конечно, не значит, что проблемисты «умнее» игроков, до этого что-то не видевших, просто у тех и других — разные цели. Борьба с запатованием, например, совершенно не актуальна в практической партии (хотя и может встретиться), все задачные механизмы воплощаются лишь в нескольких вариантах, в то время как партнеры за доской могут избрать лишь один путь.
     История знаменитой «индийской задачи» не раз освещалась на страницах «64». Напомним о ней вкратце. Автор ее — английский капеллан Генри Ловдей — прислал первоначальную версию (в виде четырехходовой задачи) из Индии в самом начале 1845 г. Редактор «Chess Player’s Chronicle» Г. Стаунтон привел ее с надписью над диаграммой «Индийская задача» без указания автора. Композиция имела довольно скрытый путь к цели, к которой, к сожалению, вели 9 вступительных ходов белых. Получив журнал, Ловдей обнаружил дефект и с извинениями отослал обратно версию той же комбинации уже в трехходовой форме.


На главную страницу

 Library В библиотеку