КОМПОЗИЦИЯ


Яков
ВЛАДИМИРОВ,
гроссмейстер



ПРОБЛЕМИСТЫ ПОШЛИ В ШКОЛЫ



ВЕЧНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА: ТРУДНОСТЬ ИЛИ КРАСОТА


      Тематические открытия середины XIX века вскоре были подкреплены разработкой теоретических основ композиции, чему способствовало появление специальных газетных и журнальных рубрик, издание антологий, многочисленные конкурсы и, наконец, формирование главных школ. Среди художественных критериев, привлекающих к себе внимание при анализе композиции, можно назвать следующие:
     — тактическая направленность, неожиданная и глубокая взаимосвязь ходов, их логическая последовательность;
     — экономия белых сил, красота финальной позиции;
     — разнообразие игры и совершенство конструкции.
     В различные исторические периоды составители разных стран под влиянием либо личных вкусов, либо исследуя творчество своих коллег начинали развивать какие-то отдельные элементы. Иногда пристрастие к определенному акценту делалось особенно заметным из-за всеобщего признания или выдающихся достижений большой группы композиторов. В таких случаях принято говорить о появлении школы. Национальная принадлежность совершенно не обязательна для характеристики той или иной школы, но формирование устойчивых групп по этому признаку наиболее логично. Примечательно, что рост техники составления позволил довести элементы, развиваемые каждой школой, до совершенства и привел к еще большему расхождению во вкусах.
     У истоков английской школы стояли лауреаты первых в истории композиции конкурсов составления — Д.Кэмпбелл, В.Гримшоу, Ф.Хили, но основополагающие принципы были сформированы в 60—70 гг. XIX века и отражены в двухтомной антологии Д. и У.Пирс «English Chess Problems» (Лондон, 1874) и в большом вступлении к сборнику «The Chess Problems...» (Лондон, 1887). Особенно ярко английский стиль был выражен в двухходовке, которая в то время на континенте почти не культивировалась. Перечислим наиболее характерные ее черты:
     — красивый, трудно находимый первый ход, подчеркиваемый ложными следами и ставящий черных в положение цугцванга;
     — разнообразие защит и вариантов, но без повторяющейся мотивировки и при небольшой тактической насыщенности;
     — изящное построение, стремление к далеким и даже зеркальным матам;
     — любовь к задачам-блокам;
     — непримиримое отношение к дуалям, даже в разветвлениях, не защищающих от угрозы.


На главную страницу

 Library В библиотеку