КОМПОЗИЦИЯ


ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА



Яков Владимиров у колыбели художественного этюда


     На грани XIX и XX веков происходит знаменательное событие для истории шахмат — рождение художественного, комбинационного этюда. Уже упоминалось, что впервые определение этюда (и его окончательное размежевание с задачей) было дано в сборнике Клинга и Горвица в 1851 г. Однако продолжало господствовать мнение, что этюд является придатком практической партии и призван исследовать и развивать теорию эндшпиля. Да и число соревнований для этюдистов было мизерным — всего лишь 8 конкурсов составления в XIX веке, причем половина из них совмещалась с состязаниями проблемистов. Но вот в очень коротком для истории интервале времени (1895 — 1905) начинается творчество волшебников шахматного искусства Алексея Троицкого (1866 — 1942), Анри Ринка (1870 — 1952), Леонида Куббеля (1891 — 1942), братьев Василия (1881 — 1952) и Михаила (1883 — 1938) Платовых. Вначале они показали ярчайшие образцы матовых и патовых комбинаций, остроумно пуантированные замыслы с ловлей фигур, проведением пешки. Затем пошли по неизведанному для практической партии пути, открывая идеи, связанные с позиционной ничьей, построением крепости, вечным преследованием, систематическим движением, синтезом, этюдной интерпретацией задачных тем. Классики композиции впервые обратили внимание практиков на удивительные комбинационные и геометрические эффекты борьбы сторон даже при ограниченном материале, тем самым расширив представления об эстетике шахмат.
     Творческая деятельность Алексея Алексеевича Троицкого началась в 1895 г. и с двумя перерывами (в начале ХХ века и во время гражданской войны) продолжалась до его смерти. Как С.Лойд в задачной, так и А.Троицкий в этюдной композиции был пионером в исследовании множества оригинальных идей, выраженных им в остроумной форме и привлекших затем всеобщее внимание. В 1910 г. он первым разработал основы теории этюдного творчества, художественные требования как к цельности структуры этюда, так и к естественности начальной позиции, тактической насыщенности борьбы, оригинальности замысла.


На главную страницу

 Library В библиотеку