ОПЫТ


МАТЕРИАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ




     Сегодня тренер, не умеющий доставать деньги на свою систему подготовки, обречен на провал. Увы! Обучая навыкам организационным, методическим и т.п., в вузе забывают про коммерческий элемент. А ведь ныне он является центральным в жизни тренера.
     «Где вы взяли средства на соревнования?», «Как вам удается финансировать учебно-спортивную работу?» — вопросы такого рода все чаще приходится слышать из уст коллег. Смысл один: где и как найти деньги! Вопрос архиважный, ответить на него непросто. Попробую в какой-то мере помочь «товарищам по несчастью» и поделиться своим опытом.
     Разумеется, если родители или родственники выкладывают средства «на-гора» — советовать нечего. А вот если способный ребенок из бедной семьи — возникают проблемы. Для меня примером служит Григорий Абрамович Гольдберг, основатель шахматной специализации ГЦОЛИФКа и секундант М.М.Ботвинника. Без всяких, казалось, шансов на успех заходил он в кабинет к начальству, и «мертвое дело» оживало... В наше время молодые тренеры считают, что при советской власти все давалось легко и непринужденно. Как бы не так! Помню, как пробивались места и деньги для поездки студентов на соревнования в качестве судей, секундантов, на научные конференции.
     Что же делал Григорий Абрамович в кабинетах у начальников? Почему его оттуда не выпроваживали, а решали вопросы? Ответ по прошествии времени дать трудно. Я собрался пофантазировать на эту тему...
     Одному начальнику предложил помочь в его работе с инвалидами труда. В процессе реабилитации рабочих наш шахматный клуб был готов оказать поддержку в обмен на целевое финансирование одного шахматиста.
     Бизнесмену для детей его сотрудников организовали от клуба лагерь с шахматным уклоном.
     Руководителю наладили обучение детей в детских садах — в качестве шефской помощи от клуба.
     Да мало ли на что еще способен изворотливый ум шахматиста... Вот некоторые типовые приемы.
1. Учти интересы конкурирующих фирм!
     У нас в ОАО «КАМАЗ» подходил 30-летний юбилей. Социальный отдел наметил программу. Средств, как всегда, не хватало. Свернули все, и шахматную часть тоже. Но нам очень хотелось «не упустить» праздничную дату…
     Основой послужило давнее соперничество межу ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Татнефть» (г. Альметьевск) — самой богатой компанией в Татарстане. Обратились к ним в профком, они состыковались с профкомом Камаза. Был организован матч на 30 досках «КАМАЗ» — «Татнефть» с прекрасными призами и шведским столом. Результат: широкая реклама обеих фирм на ТV и в местной печати.
2. Разовая услуга предприятию.
     Для выезда юных шахматистов на турнир в Чехию летом 1999 года средств не было, и никто из финансовых воротил не хотел даже заводить об этом разговор. Обратились к директорам заводов — отказ. Стали думать...
     К нам часто приезжают иностранцы. Мы взяли на себя обязательство провести недельную программу отдыха производственной делегации, а директор завода выделил через совет директоров требуемую сумму.
3. Совместно с молодыми.
     Взяли «вечернее» шефство над трудными подростками, от которых в микрорайоне была одна головная боль. По примеру давних гайдаровских времен составили из них «стройотряд», который благоустроил подвалы домов.
     Результат: на отремонтированных площадях открыли подростковый клуб, магазин, видеотеку, молодежное кафе, Интернет-центр. Программа позволила создать новые рабочие места, куда этих «трудных» и приняли на работу. Средства выделяли горжилуправление и частные предприниматели. Клуб получил только 7%, но этого хватило на целый год учебно-спортивных выездов.
4. Помогает дружба.
     У футбольного клуба «КАМАЗ» есть автобус. Договорился с директором футбольного клуба: обеспечили техобслуживание автобуса силами родителей, достали бензин в организации, дети сотрудников которой учатся в шахматном клубе. За это нам организовали разъезды по России.
5. Обмен услугами.
А. Торговая фирма «Модус» вывозит на просмотр свои модели; в разных городах у них сеть магазинов. Мы (шахматный клуб и «Модус») договорились о проведении двухдневного шоу в большом зале клуба — показа одежды. Взамен — транспортные услуги и призы для соревнований среди мальчиков и девочек.
Б. Предприятию требовались молодые способные кадры работников. Ребята должны были работать и учиться на вечернем отделении местного вуза. Мы помогли отделу кадров завода подобрать людей, они оплатили по договору две командировки. 6. Привлечение к труду иных сил.
Есть у нас в городе парк. Никто не хотел его благоустраивать: зарплата — ниже некуда. Организовали людей из местных деревень, они привели парк в идеальное состояние. Клуб помог с досугом, питанием, отдыхом. От колхоза получили бесплатно продукты — картофель, морковь, репу. От «парка» — оплаченную 12-дневную командировку.
Случаи, которые мне рассказали:
7. Для поездки не было денег, и шахматисты г. Менделеевска совсем отчаялись. Организатор взялся провести праздник в местном СИЗО, и начальник тюрьмы организовал участие детей в соревнованиях.
8. В маленьком городке Оренбургской области шахматные организаторы получили «гешефт» от директора хлебозавода, оказав последнему помощь в продаже хлебных продуктов силами юных шахматистов.
9. Шахматный отдел Дома детского творчества организовал выставку-продажу кухонных поделок и живописи для оформления школ к 1 сентября. За это дети из клуба съездили в Ялту на шахматный турнир. Для жителей северного города Стерлитамак — неплохо!
     Словом, если грамотно поставить вопрос о средствах, то он решается. К сожалению, в работе со спонсорами накопились негативные моменты. Типовые случаи: финансы у спонсора выбили и тут же про него забыли.
     В последнее время появились «дети лейтенанта Шмидта». Они предлагают за малые деньги великие достижения. Был у нас такой тренер — Арам Арутюнович Бабаян. Он закончил Институт физкультуры в Ереване (шахматная специализация). Обещал за 3000 рублей на одного ребенка (цены на 1.04.2000) выезд на 15 дней в Чехию. Собрал примерно 180.000 и исчез. Подобные безобразия происходят в Архангельской, Пермской, Ростовской областях, Татарстане. Многие горе-организаторы находятся в розыске.
     Вряд ли можно считать перспективным сотрудничество и в тех случаях, когда лже-спонсор забирает от 30% до 60% выделенной суммы.
     В заключение отмечу, что серьезная работа со спонсорами в Смоленске, Рязани, Уфе, Казани, Набережных Челнах и многих других городах находит понимание и у местных руководителей.


На главную страницу

 Library В библиотеку