СУДЬБА


ЮВЕЛИР ИЗ САЛЕХАРДА



УМЕТЬ СЕБЯ РАСХОДОВАТЬ СПОЛНА


     «Мессеры пронеслись над нашим поездом, бомбы сбросили веером. Горел первый вагон, на месте последнего образовалась воронка. Каким-то чудом в наш вагон бомба не попала, то есть упала совсем близко, и я, когда скатился с железнодорожной насыпи, как раз в нее в неразорвавшуюся и уткнулся...» — Георгий Трофимович Шелковый так свой рассказ не начал, а заканчивал. В том пригородном поезде было много детей... Лето. Украина. 41-й год. Страшная картина.
     А я час-другой мучила его вопросами и не находила объяснения, почему именно таким образом закручен клубок его жизни. «Человек словно в зеркале мир многолик...» — Омара Хайама призывала на помощь... А слышал ли Шелковый мои вопросы? Он сам себе привык их задавать. По жизни так: скажет себе «почему?» и, как с трамплина, мысль понеслась. Не всегда плавно, не гладко. А у кого гладко? Какое-то скопление «почему» в человеке. Там, у поезда собрал…
     — Почему — хор организовал? Я же сам пою. У матери голос был меццо-сопрано. А во время войны я по госпиталям ходил, раненым пел. Вот откуда желание концерты «Эхо войны» давать... Я закончил в Харькове музыкальное училище по классу виолончели, потом дирижерско-хоровое в Сыктывкаре. Были у меня два хора в Ухте, потом после педагогического института еще один в Салехарде. В каждом хоре не менее ста человек, но в концертную бригаду я отбирал человек 25. Лет до 11, до 12 — маленькие. Как-то репетирую на сцене с первыми голосами, а вторые в это время отдыхают и, бог знает, что творят: что-то тянут, что-то рвут, на окна лезут — мешают. Как утихомирить мальчишек? Осенило — научу в шахматы играть. Я один был хормейстер, а хор надо обязательно на два голоса делать: низкие голоса две ноты берут всего, а высокие мелодию ведут. Работать надо отдельно. Вот в Салехарде до меня дошло, что надо дать им шахматы. В конце зала все устроил. Через год у меня забрали хор (человек 50 — рабочий состав был), передали музыкальной школе, там недобор был. В шахматы они уже все умели играть.
     С тех пор мечтаю о хоре. Естественное желание что-то свое положительное передать. Вот по праздникам в шахматных кружках: «А ну-ка давайте, кто нам споет?» Вы знаете — туго, на уроках пения в школах ведь петь не учат, это пародия, как правило, балуются ребята… А когда человек поет, приток энергии необычайный происходит. Почему мне удается в 75 лет еше работать? (Все нормы перевыполнил, что государство нам мужчинам отводит.) Я думаю, что дети помогли. Вот эта аура вокруг детей, энергетика!

Материал подготовила
Марина ЧЕРНЫШЕВА



На главную страницу

 Library В библиотеку