"БЭМС" - ШКОЛЬНЫЙ КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ БЕГА

Школьные клубы любителей бега встречаются не так часто. Тем интереснее опыт работы такого клуба из московского района "Чертаново", ставшего уже достаточно популярным в столице.

 

Название клуба придумали сами ребята. Расшифровывается оно так: Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные. В сентябре 1999 года в школе ? 855 района "Чертаново-Северное" Южного административного округа Москвы начал работать наш клуб. Мне довелось стать его руководителем и тренером.

Немного о себе. С начала восьмидесятых годов дважды в год я попадал в больницы c обострением язвы двенадцатиперстной кишки с кровотечениями. Врачи считали, что единственный путь к выздоровлению - операция. Понимая, что это может привести к инвалидности, я стал искать другие пути выхода из этого положения. Знакомясь со страницами "ЗОЖ" газеты "Советский спорт", "БиЗ" журнала "Легкая атлетика", с книгами Гилмора, Лидьярда, статьями академиков Амосова и Микулина, я пришел к выводу, что помочь мне может только бег. Вооружившись минимальным запасом знаний по оздоровительной ходьбе и бегу, летом 1982 года я впервые вышел на школьный стадион возле дома и начал свое первое занятие с ходьбы. Не скажу, что тренировки в течение первого месяца приносили мне радость. Я понял, что добиться результата смогу лишь при условии регулярности занятий и постепенного повышения нагрузок, поэтому выходил на стадион в любую погоду каждый день - и ни дождь, ни снег, ни ветер не могли мне помешать. В течение получаса чередовал ходьбу с бегом, постепенно увеличивая время бега. Через два месяца перешел к чисто беговым тренировкам.

Примерно через полгода я почувствовал, что здоровье заметно улучшилось, и вскоре язва почти перестала меня беспокоить. Когда время моих беговых занятий увеличилось до 1 часа, я стал посещать клуб любителей бега "Битца" и в 1984 году преодолел свой первый марафон - ММММ-84. А в течение следующих восьми лет я пробежал более 30 марафонов.

В этот период мне довелось стать одним из организаторов, а затем и председателем КЛБ "Огонек" в парке "Царицыно". А в 1999 году я стал учителем физической культуры школы ? 855.

Для меня не стоял вопрос: какую спортивную секцию я должен вести в школе. Мой беговой опыт подсказывал, что оздоровительный бег - одно из основных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, воспитания потребности в регулярных физических упражнениях. И тогда, заручившись поддержкой директора детско-юношеского клуба физической подготовки Центра образования "Чертаново" Ю.Л. Бялова и старшего преподавателя школы ? 855 и методиста района "Чертаново-Северное" Ю.А. Каражаса, я решил организовать клуб любителей бега для школьников, их родителей и учителей. Но на первом этапе поставил задачу привлечь к занятиям в клубе любителей бега именно учащихся школы.

Бег имеет ряд преимуществ перед другими видами спорта:

Доступность. Обучить примитивной технике бега, достаточной на начальном этапе, намного проще, чем технике большинства видов спорта, таких, как футбол, волейбол, баскетбол и т.д. Занятия в КЛБ проводятся на школьном стадионе, в парке и в лесу и не требуют наличия легкоатлетических манежей и дорогостоящего оборудования. Учащемуся достаточно надеть спортивный костюм, кроссовки или кеды - и он готов к занятию.

Эффективность. Бег повышает физическую выносливость - одно из основных физических качеств, необходимых человеку в его существовании; выносливость необходима для дальнейших занятий любым видом спорта.

Оздоравливающий эффект. Бег - наиболее сильное средство положительного воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и прекрасное средство закаливания организма, поскольку занятия проводятся на свежем воздухе, в легкой одежде.

В то же время бег носит монотонный характер и на первый взгляд кажется неинтересным для начинающих. В это время очень важно правильно организовать занятия, сочетать бег с активными средствами эмоционального характера, например, такими, как игры, эстафеты и т.д.

В связи с тем, что учащиеся 5-7-х классов стали моими учениками на уроках физкультуры, было принято решение привлекать в КЛБ учеников именно этих классов. Но клуб открыт и для учащихся других классов.

Учитывая мое расписание уроков в школе, решили проводить занятия в КЛБ 3 раза в неделю: два раза в будние дни с 15.00 и один раз в субботу с 10.00. Место сбора - перед спортивным залом в школе.

Наметили строить работу следующим образом: одно занятие проводить на свежем воздухе - на школьном стадионе, затем в лесу, где ходьба и бег сочетаются с подвижными и спортивными играми, а два занятия начинать в спортивном зале (разминка, подвижные и спортивные игры, эстафеты) и продолжать на лесных тропах.

О том, что в школе открывается клуб любителей бега, учащиеся и учителя узнали из красочно оформленного объявления со стихами и рисунками. А учителя физкультуры стали приглашать всех вступить в КЛБ, подчеркивая роль бега как базы для успешного выступления в различных видах спорта и действенного средства в укреплении здоровья.

На первое занятие пришло всего 6 человек. Но уже после нескольких тренировок число занимающихся стало расти, вскоре достигло 20 человек и продолжало увеличиваться. Здесь сыграло большую роль то, что занимающиеся стали приводить на занятия своих одноклассников и друзей.

На этапе начальной подготовки необходимо было приучить детей к тренировочному режиму с 3-разовыми занятиями в неделю; заложить фундамент разнообразной физической и функциональной подготовки; освоить основные беговые средства тренировки при невысоких скоростях и объемах бега; освоить основные технические элементы и простейшие тактические приемы бега.

Для решения этих задач необходимо было приучить детей регулярно и без пропусков посещать тренировочные занятия. Чтобы им было интересно, занятия необходимо было насыщать разнообразными упражнениями и играми.

Вот как строится обычное занятие. Первая его половина проводится в течение 45 минут в лесопарковой зоне. Учащиеся от школы добираются туда медленным бегом, чередуя его с ходьбой, причем доля бега постепенно возрастает. Затем в течение 10 минут они выполняют в движении упражнения общеразвивающего характера, после чего им предлагается (в зависимости от физической подготовленности) различная по продолжительности и интенсивности беговая нагрузка.

Через два месяца тренировочной работы проводим кроссы от 2 до 5 км по слабо пересеченной местности, бег в гору, по мягкому снегу и т.д. Разнообразие видов нагрузки достигается за счет использования методов беговой тренировки: равномерного, повторного, интервального, смешанного и соревновательного.

Равномерный метод обеспечивает выполнение бега с умеренной интенсивностью. Необходимо пробегать за одно занятие от 1 до 3 км (при этом допускается 500-600 м бега чередовать с 20-30 м быстрой ходьбы). Наибольший эффект достигается на пересеченной местности в условиях лесопарка. Повторный и интервальный методы тренировки способствуют не только развитию общей выносливости, но и других физических качеств.

В первый период занятий с детьми физическая нагрузка постепенно увеличивается за счет общего объема бега, а позднее и за счет повышения интенсивности выполнения беговых упражнений. Длительность отдыха при этом несколько сокращается. Тем самым организм занимающихся адаптируется к новым, повышенным, нагрузкам в соответствии с возрастающими функциональными возможностями.

Первую часть занятия учащиеся (возвращаясь в школу) заканчивают легким бегом, чередуя его с ходьбой. Вторая половина занятия проводится в спортивном зале. В нее включаются эстафеты (с мячами, скакалками, эстафетными палочками и т.д.), спортивные игры (мини-волейбол, мини-футбол, стритбол), что позволяет эмоционально насытить тренировочное занятие и развить быстроту, координацию и ловкость.

Создание клуба любителей бега, его успешное дальнейшее существование во многом зависит от воспитательной работы. Педагог должен найти подход к каждому члену клуба. Нужно учитывать и знать, что представляет собой семья каждого учащегося, его умственное развитие, как он успевает в школе, его характер, уровень физического развития. Поэтому с первого же занятия я стал регулярно беседовать с учащимися, используя каждую свободную минуту (перед занятиями, по пути в лес на тренировку и обратно, во время ходьбы и легкого бега и т.д.).

Тренер ведет четкий учет прохождения и пробегания каждым членом клуба беговой дистанции на занятии. Суммарное количество километров подсчитываем в конце месяца. Поскольку работа выполняется на свежем воздухе и в движении, то все пройденные пешком и медленным бегом километры мы называем "километрами здоровья". В конце каждого месяца проводим клубный праздник, на котором награждаем значками

3 мальчиков и 3 девочек, преодолевших наибольшее количество этих "километров здоровья", отмечаем дни рождения членов клуба, родившихся в этом месяце. Праздник проходит обычно торжественно и весело с номерами художественной самодеятельности, песнями и чаепитием. Дружеская обстановка еще больше сплачивает наш коллектив. На эти праздники приглашаем родителей учащихся и учителей школы.

Нашему КЛБ уже полтора года. За это время удалось создать дружный коллектив единомышленников. Сейчас в клубе тренируются более 40 мальчиков и девочек 10-14 лет. Они успешно выступают в различных районных и окружных спортивных соревнованиях, районной олимпийской викторине, эстафете фирмы "Несквик", которая состоит из спортивных дисциплин и конкурсов эрудитов и художников.

Занятия в клубе благотворно влияют на здоровье учащихся. Легкие простудные заболевания за это время перенесли лишь 4 человека. Повысилась общая выносливость учащихся. В декабре 1999 года каждый из них уже мог пробежать без отдыха 2-3 км, хотя в начале сентября большинству из них было трудно пробежать 300-400 м медленным бегом. А к весне 2000 года они были в состоянии пробежать более 5 км, а некоторые и свыше 10 км.

В апреле у ребят начался соревновательный сезон: 16 человек участвовали в пробеге памяти Ю.А. Гагарина в "Звездном городке" на дистанциях 1 миля и 5 км; в пробеге в честь Дня Космонавтики в Королеве семиклассник Егор Пронькин впервые в жизни пробежал дистанцию 10 км; 23 человека участвовали в спортивном празднике, посвященном Дню Победы, на дистанциях 1 и 5 миль; 12 июня в "Кремлевской миле" приняло участие 6 девочек из нашего клуба.

Во всех этих соревнованиях я выступал вместе со своими воспитанниками, пробегая более длинные дистанции. Мне хотелось, чтобы я был для них примером и на тренировках и на соревнованиях. Теперь передо мной стоит задача расширить состав клуба за счет дальнейшего привлечения школьников, родителей и учителей. Я планирую установить связь с другими московскими клубами любителей бега, чтобы принимать участие в различных соревнованиях, проводимых московским советом КЛБ.

В конце учебного года мы подвели итоги заработанных членами клуба "километров здоровья". Победителем стал пятиклассник Алексей Афонин. Этот мальчик, несмотря на несколько излишний вес, благодаря своему упорству "заработал" более 600 "километров здоровья", он не пропустил ни одной тренировки и получил диплом и самый лучший приз. Призы и дипломы получили и многие другие члены клуба - Егор Пронькин, Дмитрий Смирнов, Илья Рублев, Ира Гузеева, Илья Долженков и другие.

Второй год нашего существования ознаменовался тем, что те ребята, которые раньше с трудом пробегали 2-3 километра, теперь могут преодолевать и 10 км, а 8-классник Сергей Есипов на "Карнавальном пробеге" в Королеве 17 декабря пробежал дистанцию 20 км.

В конце февраля наш клуб совместно с районной Управой устроили пробег в честь 23 февраля на конно-спортивном комплексе "Битца" под девизом "Себя преодолеть" (дистанции от 1,8 до 9 км).

 

Лев Климов,
учитель физкультуры
СШ ? 855 г.Москвы,
председатель школьного
КЛБ "БЭМС"


 Library В библиотеку