Журнал Легкая Атлетика #3
На главную страницу
Назад


На дистанции Юрий Борзаковский 

Уважаемые читатели!

С этого номера мы после большого перерыва вновь начинаем публиковать кинограммы. Представляем вам бег Юрия Борзаковского на чемпионате России по эстафетному бегу 4х800 м в 2000 году перед Олимпиадой в Сиднее. Он бежит последний этап эстафеты 4х800 м примерно за 270 м до финиша. 

Прокомментировать технику Борзаковского мы попросили его тренера Вячеслава Макаровича Евстратова.

— Прежде всего нужно отметить, что в тот день, когда была снята эта кинограмма, Юрий был не в лучшей своей форме. У него был излишний вес (около 73 кг, при боевом – 69,5—70), да и рабочее состояние также было не самое хорошее. Кроме того, и темп бега был невысокий для Юрия. Его результат на этапе 800 м был около 1.50. Все это несомненно отразилось и на технике бега, отсюда и ряд ошибок, которых не бывает в его лучших забегах.

— Что вы имеете в виду?

— На кадрах 3—4 и 17—18 видно, что маховую ногу Юрий ставит слишком далеко от проекции ОЦТ, не под себя, как хотелось бы. Поэтому таз при приземлении отстает (кадр 4). Во время контакта с дорожкой он, на мой взгляд, сильно «провалился» на опорной ноге (кадр 12). Вследствие отставания таза и излишнего напряжения мышц бедра опорной ноги вынос маховой ноги идет не от таза и тоже с задержкой.

— Давайте поговорим чуть подробнее о выносе таза..

— Очевидно, что вынос маховой ноги происходит за счет бедра, но важно за счет каких мышц бедра. Если это делать за счет мышц нижней части бедра, то таз будет как бы ведомым. Если он не «зажатый», будет двигаться за бедром. Более правильно, чтобы движение проходило за счет мышц верхней части бедра, где находятся, собственно, сгибатели бедра. Тогда таз будет ведущим. Произойдет мах от таза — вперед, а не от колена – вверх.

Может быть, словами трудно передать ощущения, но если бегун поэкспериментирует и поймает движение тазом, то сразу почувствует эффект по продвижению вперед.

— Мне кажется, у Юрия это происходит очень неплохо. Посмотрите на кадры 4—7 и 12—14, Юрий довольно быстро проходит опору, и колено идет вперед, когда ОЦТ миновал вертикаль, и довольно значительно.

— И все-таки проходить вертикаль надо быстрее. Не проталкивая себя вперед, Юрий полагался больше на передний шаг, захватывая дорожку впереди, а пройти момент вертикали быстро не мог. Понятно, что через опорную ногу желательно проходить быстро, не задерживаясь.

На кадрах 18—19 видно, что он допустил излишнее сгибание в стопе. По моему мнению, стопа должна держать его в передней части, почти не касаясь пяткой земли, чтобы на нее не было давление тела, иначе опорная фаза затягивается.

Отталкивание от дорожки (кадр 6—8) не очень сильное и последующий вынос этой  ноги  после отталкивания вперед тоже не активный.

— Но нужно учитывать, что Юрий бежит в невысоком темпе, поэтому и смотрится чуть хуже. Чтобы иметь представление о быстром, более активном беге Борзаковского, мы предлагаем небольшую кинограмму (см. верху) с предпоследнего виража в забеге, когда Юрий пробежал 1.44,15 зимой в Карлсруэ.

— Я считаю, что беговая схема должна оставаться на любой скорости, даже в тихом беге. Бегун-профессионал должен изучать себя, технику бега, думать о своих ощущениях и проверять их в любом темпе. Кто занимается балетом, даже при ходьбе разворачивает стопы наружу. Музыкант не только старается играть правильно на концертах, он всегда шлифует мастерство. Так же должен и спортсмен — ведь спорт тоже искусство. Нельзя относиться пренебрежительно к своим движениям, особенно на высшем уровне.

— Понятна строгость тренерского взгляда, но ведь талант Борзаковского проявляется и в его беге, который сам по себе доставляет удовольствие. Проявляется в двигательной одаренности, даже когда он бежит в слабом темпе и  настроен не на показ высокого результата.

— К его достоинствам относится свобода, расслабленность в беге. Он  не делает лишних движений, не затягивает шаг и в то же время выполняет мощный толчок. Юрий обладает хорошим ритмом бега, чувствует скорость на отрезках  до сотой доли секунды, редко ошибается во времени отрезка.

— Мне нравится хорошая амплитуда движений, хорошее складывание ноги сзади.

— Что касается складывания, то главное, чтобы оно происходило «по пути движения» бедра вперед. Бывает же, что после отталкивания сначала происходит складывание голени, а потом уже нога идет вперед. У Юрия же наибольшее складывание наблюдается под собой (кадры 5—6, 13).

— Амплитуда и складывание невозможны без хорошей гибкости и подвижности в суставах…

— Мы много уделяем этому внимания, Юрий делает и продольный и поперечный шпагат, может быть, чуть хуже наклоняется вперед к прямым ногам сидя, не касаясь их грудью, но мы следим за гибкостью, необходимой для беговых движений. Мышцы должны быть растянуты до того предела, чтобы не травмировались. Абсолютной гибкости добиваться не нужно.

— Что вы скажете о работе рук?

— Работа рук мне лично не очень нравится, мне хотелось бы, чтобы он опустил ниже предплечья, но Юрий говорит, что ему так удобнее.

— Кто вам нравится в техническом плане среди бегунов на 800 м?

— Мне импонирует бег мягкий, легкий рекордсмена мира датчанина Уилсона  Кипкетера. Он словно порхает по дорожке. Ноги сильные, продвижение хорошее, но одновременно Уилсон расслаблен, попадает в себя, не затягивает шаг.

Сравнивать трудно, так как он более легкий, а Юра более мощный.

 

Беседу вел Сергей Тихонов
Видеосъемка Виктора Моцака


На главную страницу
Назад


 Library В библиотеку