"Катера и Яхты"

2 (168) 1999 г.                                                                                 POWER & SAIL BOATS

    

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

КРУГОЗОР    

  

102-0.gif (6292 bytes)

из архива редакции

102-1.jpg (15141 bytes)

Eще немного, и "Пелла" уткнулась в берег у водомерного поста полярной станции Остров Правды. Первыми, как всегда, встречают собаки, брех стоит несусветный! 2 часа ночи. Берег для отстоя неудобный, ночевать придется в лодке...
Над головой ярко вспыхнул свет фонаря, по трапу застучали сапоги. Выглядываю - приближаются двое с карабинами. Представился, познакомились. На предложение ночевать в доме отказался, сказав, что нанесу визит утром. Они ушли. А через некоторое время появился женский коллектив полярки с тем же предложением. Стараясь не обидеть их отказом, сказал, что "по условиям путешествия" должен ночевать только в лодке, наговорил кучу всякой ерунды. Как объяснить этим гостеприимным людям, что бесхозную лодку может запросто раздавить лед, а если вытаскивать ее на берег, придется все убирать, спасая от собак. Словом, с ночевкой вне лодки было бы немало хлопот для всех.
Спал, как сурок. Хозяева предусмотрительно не будили. Странно, наверное, было им видеть на фоне льдов маленькую лодочку, из-под тента которой торчала обычная печная труба - шел дым. Много, наверное, у них накопилось вопросов до моего пробуждения.
Заход на станцию был очень кстати. Сколько, думаете вы, нужно брать в подобное путешествие часов? Я взял двое. И оба моих "хронометра" вышли из строя. А без часов - ни счисления, ни определения места. А впереди туманы и два открытых участка в 150 км - предстоит плавание вне видимости берегов.
- Возьмите мои часы, - предложил начальник станции Эдуард Константинович Крыжин, - у меня есть еще. Вам же без времени нельзя...
Уговаривать меня было не надо: сам попросил бы.
Заправил газовый баллон, разжился свежим хлебом, сделал на память снимки. Общение с шестью полярниками Правды было недолгим и очень приятным.

103-2.gif (9698 bytes)

Туман быстро скрыл гостеприимный остров. Осень стремительно набирает силу - улетают птицы, неумолимо укорачиваются дни. Опустилась ночь. Тусклые проблески маяков направляют путь. Это большая удача - хоть ночью иметь четкие ориентиры. В полночь совсем рядом прошел большой сухогруз. Нахожусь на судоходном пути, спать не придется.Утром с некоторым беспокойством обнаружил, что земля исчезла. Странное дело, каким огромным утешением является возможность не терять ее из виду! Лодка дрейфовала в нужном направлении. Появилась редкая возможность устроить в открытом море баню. Мылся я каждые десять дней, но чтобы на ходу и вдали от берегов - никогда. Разобрал "гребное место", натянул тент, затопил под ним печь. Помывка удалась на славу. Все-таки в открытом море куда спокойнее, чем вблизи берегов, суша гораздо опаснее моря.
Погода продолжает ухудшаться. Ночь на 12 сентября провел, укрывшись за кекуром - одиноко стоящей скалой. Повезло: можно было спать совершенно спокойно - никто не раздавит!
Пробуждение, однако, оказалось тревожным. Почему не слышно хлюпанья воды? Почему не колышется лодка? Новый сюрприз - вмерз в лед! В затишье за скалой образовался лед толщиной в сантиметр. Температура-то минус 5°. Опять настроение упало - уж очень похоже на финал приключений! Целый день лишь для самоутешения копошусь в сале - густом слое ледяных кристаллов на поверхности - и блинчатом льду. Затем точно в такой же бесполезной и безнадежной работе проходит еще один день. И только после этого ветер приносит туман и морось, отгоняет молодой лед от берега. Это теплый циклон, о приближении которого говорили полярники с Правды.

103-1.jpg (16170 bytes)

День 14 сентября останется в памяти на всю жизнь.
"Капитан ледокольного судна "Пелла-фиорд" хочет нанести визит капитану атомного ледокола "Советский Союз", - говорю морякам, встретившим меня на большом водолазном боте. У них все - как положено, они все в ярких спасжилетах, по рации ведут переговоры с начальством.
И вот с высоты огромного черного борта опускается парадный трап. Пришвартовываю к нему лодку, поднимаюсь наверх - становлюсь на семь часов гостем экипажа.

103-3.gif (11311 bytes)

Капитан Анатолий Григорьевич Горшковский любезно предоставил возможность осмотреть судно - это первая навигация нового атомного исполина. Затем, разумеется, была отменная сауна. На встрече с моряками я рассказал о путешествии, ответил на множество их вопросов. На прощание был чай в каюте капитана. "Смотрите - не утоните, уж больно мала ваша лодочка": - напутствовал Анатолий Григорьевич "своего коллегу" капитана "Пеллы-фиорда".
К утру выхожу на восточный берег Пясинского залива. На пути остается только одна преграда - шхеры Минина, однако это очень сложный участок. Даже паровая яхта Э.В.Толля "Заря" в 1900 г. только с большим трудом выбралась отсюда. "Шхеры Минина доставляют нам немало огорчений," - писал в дневнике Толль.
...Погода все хуже, сильно мешает продвижению. Дожди, бураны. Магнитные компасы не работают, солнца нет. До коренного берега далеко - 150 км.

104-2.jpg (11267 bytes)

Где-то на середине пути три острова, не промахнуться бы! Единственная возможность взять курс - это привязаться к географической карте. Нахожу у юго-западной части о-ва Подкова два небольших островка. Если "посадить" их на одну ось с лодкой, то нос последней будет направлен на юг. Так и ухожу в туман, заметив направление ветра. Правда, один раз удалось скорректировать показания компаса по времени и солнцу. Помогали ориентироваться и пролетающие утки: их курс - на юг, к местам зимовки.
Через 14 часов хода неожиданно из тумана появился скалистый берег. Стал двигаться вдоль него и вскоре убедился, что это - остров. Но какой? Если Западный Каменный, можно, промахнувшись, угодить в Енисейский залив. Надо ждать, пока туман поднимется, и с высоты можно будет осмотреться.
На следующий день оттащил лодку подальше на берег и полез на вершину острова. Когда увидел его очертания полностью, стало ясно - нахожусь на о-ве Расторгуева, т.е. приплыл именно туда, куда хотел, теперь от берега отделяют меня всего 80 км.
Пока ходил, прошли часа два. Когда при возвращении стала видна лодка - открыл рот: около "Пеллы" ходил здоровенный белый медведь. Запахи пищи его раздражали - он то и дело останавливался, принюхивался. От увиденного бросило меня в жар. Если зверь начнет крушить мое судно, тем и запишет он бесславную последнюю строчку в моей биографии. С собой - ни ножа, ни ружья. Все в лодке! Клялся же без ружья в тундру не уходить. Надо что-то делать, а что?
Пугнуть его свистком, что ли? Не помню даже, когда и кто его в карман спасжилета положил. Подкрался поближе, засвистел, как соловей-разбойник, метнул в зверя камень, а сам спрятался за скалу, смотрю, что будет. Камень попал в борт лодки, грохот пошел, будто от удара в бочку. Сила страха отбросила зверя в сторону, кинулся он в воду - убоялся милицейской трели! Пока он отплывал, я подскочил к лодке и достал ружье. Смотрю, медведь остановился, возвращается к берегу. Выстрел в воздух его не испугал нисколько. Агрессивен зверь!
Память мгновенно выдает картинки времен таежного промысла (в моем "послужном" охотничьем списке добытых трофеев - 17 медведей, правда - не белых). Помню я и рассказ о недавнем нападении медведя на полярников мыса Челюскина. Остается одно - стрелять! В ствол загоняю патрон с дробью - это последняя надежда не лишать зверя жизни. Два патрона с пулями держу в правой руке - наготове. К счастью, эти два не потребовались. Когда угостил его по горбу дробовым зарядом, медведь ухнул в море. Осталась на берегу жижа смердящего поноса...
На ночь в непогоду и при свежем ветре отправляться не хотелось: в темноте следить за волной будет очень сложно. Едва рассвело, столкнул лодку. Ветер не ослаб, а днем надо ждать его усиления! Хорошо хоть, что тумана нет. Какую вытяну последнюю карту?
Тает за кормой остров Расторгуева. Макушку его уже поглотил горизонт, а коренной берег еще и не открылся. Все внимание сосредоточено на ходе волны: нельзя ни на секунду оставить лодку без твердой руки - зальет. Прыгаю, как в седле лихого мустанга. Ветер переходит на южные румбы. Это худшее, что могло быть: 30 км против такого ветра не выгрести. Но судьба опять пожалела меня: к 16 часам море стало успокаиваться, по курсу отчетливо проявилась береговая черта.

105-1.jpg (5157 bytes)Я понимаю, что жизнь в безбрежном водном пространстве никогда и не прекращалась ни на минуту, но сейчас - будто прорвало: стада белух, нерпа, морские зайцы - проплывают рядом, ныряют, догоняют. Так много зверя еще видеть не приходилось! Живет Пясинский залив.
Берег оказался крутым, место для ночлега найти непросто. Подвернул назад, к падающему на восток склону - увидел там что-то похожее на устье ручья или речки.
Нос уловил запах дыма. В свежем морском воздухе очень отчетливо различаются посторонние запахи. Сначала даже не обратил внимания, подумав, что это от ствола ружья. Но охотничья привычка анализировать любые следы и приметы мгновенно отвергла это предположение: ружье лежало так, что запах должно было ветром относить. Покрутил носом - стало ясно, что гарь несло с берега. Чем ближе подходил, тем сильнее пахло. Костра не видно, значит, где-то в темноте зимовье. Чуть больше часа так и греб, держа нос по ветру.Таежный опыт не подвел - это было добротное зимовье охотника-промысловика Николая Копаня. Крепкий, статный мужчина за пятьдесят без лишних разговоров завел вездеход и вытащил лодку на галечный берег, пригласил меня в дом. Хозяин он оказался гостеприимный, поговорить нам было о чем.
А наутро дал он дельный совет: "Торопись, вот-вот шуга по морю пойдет, тогда к Диксону не пройти. И так морозы задержались, теперь дорог каждый час. Осталось немного - жми, в поселке отдохнешь:"

105-2.gif (14174 bytes) Последовал его совету - нажал. Последние 100 км одолел за полтора дня. Наконец-то лодка еще раз круто повернула на юг, и взору открылся поселок Диксон.
Выпущенные мною три ракеты поставили последнюю точку в этом далеко не простом плавании.
Вопрос самому себе: сумел бы я снова совершить это путешествие, попавшее в "Книгу рекордов Гиннесса"? Может быть. Но не уверен. Арктика - хозяйка свирепая. И если снова удалось бы, только и можно было бы сказать - повезло снова.
И уж никак нельзя сказать, что ты ее - Арктику - покорил, что теперь-то ты сильнее ее:
Закончить рассказ хочется гордыми словами Нансена: "Пока человеческое ухо слышит удары волн в открытом море, пока глаз человеческий видит сполохи северного сияния над безмолвными снежными просторами, пока мысль человеческая устремляется к далеким светилам - до тех пор мечта о неизведанном будет увлекать за собой дух человеческий вперед и ввысь".
Мечта о неизведанном. Действительно, разве не она увлекает нас в новые плавания?


Евгений Смургис
23 февраля 1993 г., г. Липецк

Иллюстрации

104-1.jpg (10372 bytes)

Беседа двух капитанов на борту атомного ледокола "Советский Союз"

104-3.jpg (49996 bytes)
Схема маршрута занесенного в "Книгу рекордов Гиннеса" одиночного весельного плавания Есвгения Смургиса Хатанга-Диксон с достижением широты 77° 44'(1990г.)Цифрами обозначены полярные станции - пункты захода, звездочкой - место встречи с атомным ледоколом "Советский Союз"

line.gif (147 bytes)

[ НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЬШЕ ]

line.gif (147 bytes)

Новый номер - Гостевая книга - Конференция - Связь с редакцией - Архив журнала - Подписка

line.gif (147 bytes)

Spart Design Group

Copyright © "Катера и Яхты" 1999. All Rights Reserved.

 


 Library В библиотеку