По габаритам и весу “Гармин” GPS 12 уже вплотную подобрался к самым маленьким сотовым телефонам стандарта NMT-450 (слева). Более компактные телефоны стандарта GSM (справа), наверное, уже предел миниатюризации “навигаторов” — с маленького дисплея будет трудно считывать показания.
|
Какой он маленький!” — воскликнул при появлении “новобранца” (легкого компактного приборчика размером с сотовый телефон) один из сотрудников редакции, имевший ранее дело с аналогичными устройствами, габаритами и весом напоминавшими кирпич, снабженный торчащей сбоку бочкообразной антенной. Миниатюризация в области электроники движется семимильными шагами, но на сегодняшний день наш “Гармин” — один из самых маленьких “навигаторов” в своем классе.
Вполне естественный шаг при попадании в руки подобной игрушки — немедленно ее включить, даже не заглядывая в инструкцию. Но открыть инструкцию все же пришлось, дабы выяснить, чем наш малютка питается. К счастью, дорогостоящих и редких деликатесов не потребовалось: пришлось купить лишь четыре пальчиковые алкалиновые батарейки размера “АА”, которых полным-полно в любой лавке. Это нам понравилось — будь здесь встроенный аккумулятор, где-нибудь в глуши мы рисковали бы оказаться на нуле из-за отсутствия розетки для подключения зарядного устройства. И пусть “Гармин” достаточно прожорлив — комплекта свежих батареек, как небезосновательно предупреждает инструкция, хватает в среднем на 12 часов непрерывной работы — это не беда: запасные батарейки можно всегда взять с собой.
При нашей попытке “зацепить” спутники прямо во дворе редакции, окруженном высокими домами, “Гармин” повел себя солидарно с большинством своих “коллег” — долго жаловался на плохую связь и только минут через пять показал на экране три довольно кисленьких сигнала. Да, для нормальной работы персональному навигатору нужно открытое пространство, и в этом плане наш прибор мало чем отличается от прочих. На водной глади — и в Питере, и в Москве, и в Воронеже — никаких проблем с приемом не было, на экране постоянно красовалось от 10 до 12 закрашенных столбиков. А ведь чем больше спутников “поймано”, тем выше точность.
Кстати о точности: система GPS работает под контролем правительства США, и во все “бытовые” приборы изначально заложена погрешность вычисления расстояний порядка 15 м. В принципе,такой подход нас вполне устраивал, ведь “Гармину” при всем многообразии своих функций большей частью предстояло работать в качестве обычного измерителя скорости. И дабы устранить все сомнения, для начала мы решили сверить показания “навигатора” с показаниями автомобильных спидометров.
Результат превзошел все ожидания: и на ВАЗ-2107, и на Мазде-626, и на УАЗ-469, и на “девятке”, и на прочей автотехнике (около десятка наименований) при скорости 60-120 км/ч значения на экране прибора “отставали” от стрелки автомобильного спидометра на стандартные 4-5 км/ч. (Специалисты по автомобилям нам потом разъяснили, что практически все спидометры обязательно “врут” примерно на такую величину — чтобы счета на штрафы за превышение скорости не приходили на автозаводы). Неоднократно пробовали мы измерить “Гармином” и расстояния между километровыми столбами на прямых участках шоссе. Разница результатов составляла здесь от 5 до 20 метров, но кто в данном случае был за нее ответственен — правительство США или отечественные топографы, которые вкопали упомянутые столбы в землю, утверждать не возьмемся.
Условия наших редакционных тестов никак не назовешь тепличными, а уж дебют “Гармина” на испытаниях камышового аэроглиссера (отчет см. на стр. 4) мы назвали бы и вовсе экстремальным. Уже в ходе первых “заездов” мокрый с ног до головы автор, сжимая в кулаке мокрый “навигатор”, ругательски ругал себя за то, что не догадался упрятать его хотя бы в полиэтиленовый пакет. Однако “Гармин” продолжал работать как ни в чем не бывало — корпус у него абсолютно герметичен и, вдобавок, заполнен инертным газом. Ни в отсек для батареек, ни в гнездо порта для подключения внешнего питания и компьютерного кабеля тоже не попало ни капли воды, хоть они попросту закрыты резиновыми крышками. Так что историю про утопленный в реке “Гармин”, который был вскоре найден благодаря светящемуся под водой экрану, мы теперь уже “рыбацкой байкой” не считаем.
Ну а во время испытаний парусного катамарана “Ветер” (стр. 12) выяснилось еще одно полезное для нас качество “навигатора” — во время лавировки показания обычного магнитного компаса и виртуальной “картушки” на дисплее “Гармина” расходились на строго определенную величину. Эта разница и дала нам угол дрейфа, вычислить который иными средствами нам было бы крайне затруднительно. Кстати, на фордевинде или при буксировке за мотолодкой никакой разницы в показании обоих компасов не отмечалось.
Озеро Вуокса, где мы традиционнно проводим свои тесты, к осени сильно обмелело, и мы воспользовались случаем, чтобы на будущее разведать все опасные точки. При задевании швертом за камни мы каждый раз отмечали место происшествия “Гармином”. При приближении к так называемой “точке опасности” (радиус вокруг которой можно установить вручную), приборчик начинает тихонько попискивать, как электронный будильник: тормози, мол, не то останешься без винта (руля, шверта, куска днища и т.д.)
Вуоксинские плесы, протянувшиеся на многие десятки километров, нам, в принципе, хорошо знакомы, но мы все же решили подстраховаться и при каждом повороте “забивали” в прибор точку маршрута. Ориентируясь по ним, “Гармин” благополучно привел нас обратно на базу, причем навигацию можно было бы смело поручить даже ребенку — отклонение от маршрута немедленно отражалось на дисплее в виде угла наклона символического изображения автострады, который и подсказывал, в какую сторону поворачивать руль.
Предупреждениями о возможных радиопомехах снабжены инструкции практически всех современных электронных устройств, и “Гармин” (который хоть и работает исключительно на прием) — тоже не исключение. Но, как показали наши испытания, фраза о возможных помехах в инструкции — не более чем перестраховка фирмы-производителя. Ни сотовые телефоны (Nokia-540 стандарта NMT-450, Nokia-6110 стандарта GSM-900), ни УКВ-радиостанция “Гранит” друг друга с “Гармином” деликатно не замечали — и в режиме ожидания, и в режиме вызова, и во время разговора. Никакого “шуршания” не выдавали и автомобильные магнитолы на всех диапазонах.
Ну а напоследок — небольшая курьезная история, после которой мы окончательно стали относится к “Гармину”, как к живому существу.
Двигаясь к месту очередных испытаний на машине, мы положили прибор в перчаточный ящик. Очевидно, в тесном и темном “бардачке” ему вскоре стало скучно и потянуло к общению. Пообщаться решил он, естественно, со знакомыми спутниками. Включился, установил связь, отметил отправную точку, принялся рисовать маршрут по городу... Это понять еще можно. Но вот чем не понравился ему собственный уровень контрастности экрана? В общем, когда шалуна достали на свет божий, натворить он успел многое.
Сами понимаете, что никакой чертовщины в произошедшем не было. Блокировки кнопок от случайного нажатия у “Гармина” нет, и, кувыркаясь в “бардачке” на питерских ухабах, он попросту опирался на лежащие по соседству предметы то одной, то другой клавишей. Кнопка включения у него, в принципе, чуть пониже остальных, и в большинстве случаев (например, в кармане) самопроизвольный выход на связь исключен. Но если уж такое случилось, самоуправец способен задействовать все функции, изложенные в его многостраничной инструкции.
Но в целом, вдохновленные полученными результатами, мы смело доверили “Гармину” ряд ответственных измерений, и большинство серьезных цифр на страницах этого номера — его работа. Помогая в проведении испытаний, прибор и сам находится на испытаниях, и мы будем регулярно знакомить вас с их результатами. Как говорится, продолжение следует.