Логотип ` Катера и Яхты`
№170 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
ТЕХНИКА


На страницах “КиЯ” название финского предприятия “Фискарс”, ведущего историю от основанной 350 лет назад кустарной мастерской, делавшей топоры, упоминалось уже много раз*. И именно в связи с выпуском здесь алюминиевых сварных мотолодок “Бастер”. Эти лодки были, а во многом и остаются образцом единственно правильного подхода к решению всех проблем серийного лодочного производства: конструкция корпуса идеально соответствует запланированной технологии и позволяет максимально использовать преимущества материала. Нелегко назвать другой пример столь же удачного сочетания противоречивых требований к проекту, в этом и состоит “ноу хау” фирмы “Фискарс”. Лодочное производство было развернуто здесь лишь немногим более двадцати лет назад, однако за это время изготовлено и продано свыше 60 000 “Бастеров”. Фирма стала крупнейшим в Европе производителем лодок из легкого сплава, хотя число работающих в ее цехах никогда не превышало 50.

Девиз фирмы “Fiskars”: “Новая концепция — долговечность, живучесть, удобство”. Коротко и ясно. Здесь не торопятся ежегодно поражать новыми “революционными” моделями, не завлекают назойливой рекламой скоростных показателей или деталей оборудования.

В 1999 г. выпускалось ровно столько же базовых моделей, сколько тремя-четырьмя годами раньше — семь. И при этом только одну из них можно назвать новой: вместо 4.05-метровой лодки “Mix” появилась 4.15-метровая “XS” (кстати сказать, не типичный “Бастер”, а “классическая” остроносая универсальная моторно-гребная лодка). Зато практически на каждой модели можно видеть следы продолжающейся целенаправленной работы по улучшению потребительских качеств лодки. Вот самая крупная модель — “Magnum”. Сравнивая старые и новые ее модификации, видим, например, что изменилась система продольных реданов: в носу их нет, зато появились короткие брызгоотбойники.

Конструкторы фирмы культивируют не снижение веса и цены, а повышение надежности, не повышение максимально достижимой скорости, а возможность поддерживать скорость на волнении. Фирма так формулирует пять основных черт, присущих “Бастерам”: 1 — прочность; 2 — простота управления; 3 — комфорт; 4 — безопасность; 5 — экономичность. И это — не пустые слова. (В 1998 г. наши коллеги из германского журнала “Stander” провели всесторонние объективные испытания самого крупного из “Бастеров” и дали ему довольно высокую оценку. В 1999 г. такому же тесту подверглась и заслужила такой же отзыв модель “L”; ее испытывала редакция журнала “Skipper”).

Основное достижение фирмы — полное использование преимуществ выбранного конструкционного материала — сваривающегося “морского” алюминиевого сплава. “Материал, которому не страшны века, — так говорят об этом сплаве создатели “Бастеров”, — никакие другие материалы не сравнятся с ним. “Морской” алюминий объединяет в себе малый вес и долговечность, выдерживает большие ударные и разрывные нагрузки, дает плотные и прочные сварные швы. К корпусу легко крепить оборудование. Даже в тяжелых условиях эксплуатации материал не теряет своих изначальных качеств — не гниет и не ржавеет, его не нужно защищать от контакта с морской водой. Он не становится хрупким на горячем солнце и при лютом морозе. Он негорюч, и поэтому безопаснее, чем многие другие материалы”.

Заслуживает особого внимания удачная типовая конструкция “Бастеров”. Во-первых, всюду, где это возможно, применены унифицированные узлы. Носовая оконечность, например, одинаково оформлена высокой скулой, наклоненным транцем-форшпигелем и носовой палубой; притупленная в плане форма носа очень удобна для посадки-высадки людей. Днищевая обшивка всех моделей (применены обводы “глубокое V” с примерно одинаковым углом килеватости — на крупных моделях от 17.5° до 19.5°) изготовляется на одной и той же оснастке из цельного листа требуемых размеров. На листе прокатываются гофры-реданы. Секция набора включает низкие коробчатые киль и по два стрингера на борт и нужное количество высоких коробчатых флоров, на горизонтальные верхние поверхности которых впоследствии укладываются листы фанеры, образующие сплошной настил самоотливного кокпита.

Однако главной удачей остается предложенная работниками фирмы типовая конструкция объемных бортов в виде замкнутой треугольной в поперечных сечениях призмы. Максимально использованы гибка и штамповка, стык на наружной поверхности борта (“верхняя скула”) прикрыт профилем привального бруса.

Своеобразный хорошо узнаваемый внешний вид “Бастеры” имеют именно благодаря этим объемным бортовинам. Повышающий остойчивость лодки развал бортов (ниже верхней скулы) в сочетании с наклоном внутрь корпуса верхних граней хорошо отсекает брызги при ходе по волне.

1 — релинги и любое другое оборудование легко крепится к алюминиевым конструкциям; 2 — легкий заполнитель в двойных бортах делает лодку практически непотопляемой и сверхостойчивой, а кроме того — снижает шум; 3 — настил из толстой фанеры выдерживает сильные удары, не намокает и не скользит; 4 — наружная обшивка (толщиной 2 мм) из морского алюминия обеспечивает “Бастеру” прочность и ударостойкость, ее внешняя поверхность даже не нуждается в окраске; 5 — конструкция днищевого набора — флоров и стрингеров — обеспечивает надежность в экстремальных условиях; 6 — cварочный шов прочен и водонепроницаем.

Монтаж корпуса сводится к установке на днищевую секцию с приваренным набором и транцами двух бортовых секций (в специальный скуловой профиль) и носовой палубы.

Объем сварки сведен до минимума. Для повышения качества сварки применяются кантователи, позволяющие сварщику работать в наиболее удобном нижнем положении. Основные продольные швы выполняются с использованием роботизированной техники — сварочных автоматов.

Весь объем внутри полых бортовин заполняется легким вспенивающимся полиуретаном, а это объем довольно значительный (на “Magnum”, например, 940 л, и даже на самой маленькой модели “Sun” — 312 л). Это обеспечивает всем без исключения “Бастерам” непотопляемость при полностью залитом водой кокпите (с мотором на транце и полной паспортной нагрузкой).

Качество и безопасность каждого готового “Бастера” проверяются и подтверждаются официально. Все лодки имеют как знак “СЕ”, так и синюю табличку. Это означает, что они удовлетворяют как скандинавским, так и общеевропейским стандартам безопасности.

На любой из лодок серии “Бастер” владелец может насладиться великолепными мореходными качествами и скоростью, маневренностью, устойчивостью на курсе. На текущий уход требуется минимальное время: обычно достаточно просто вымыть покрытый лаком корпус, хотя лучше все же покрывать его токсичной краской, предотвращающей обрастание. Для заядлых североевропейских рыболовов лодка “Бастер” — лучшее, что можно купить за умеренную цену. Ею можно пользоваться с ранней весны до поздней осени. Многие из качеств этих лодок, такие как остойчивость и безопасность, вместительность, первыми по достоинству оценили именно рыболовы. Лодки достаточно легки для перевозки на трейлерах. Их легко оборудовать для троллового лова. Все дополнительные рыболовные аксессуары поставляются отдельно; их легко крепить к морскому алюминию. Точно так же любой покупатель может заказать для любой модели всевозможные варианты тентов, трапик для спуска в воду, дополнительные релинги, сиденья и т.п. Заказ на лодку выполняется в срок от одного до двух месяцев. Возможна и поставка лодки с водометным движителем либо со стационарным двигателем и угловой колонкой.

Благодаря неприхотливости, долговечности и всем ранее упомянутым качествам открытые лодки семейства “Бастер” охотно приобретают спасатели, таможенники, полицейские, пожарные многих стран мира.

P.S.: Любознательный читатель может поинтересоваться — что означает само слово “buster”? Ответа из фирмы мы пока не получили, но пришли к общему мнению, что оно идет от американского жаргонного слова, значащего — нечто сногсшибательное, чудовищное, замечательное. На борту каждого из “Бастеров” буква “В” превращена в некое подобие удивленной рожицы, что в общем-то согласуется с нашим предположением.

Н.К.


 Library В библиотеку