Логотип ` Катера и Яхты`
№170 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru
 
 
ТЕХНИКА

В делах с гребным марафоном, с тех пор как я узнал, что это такое, от Евгения Смургиса, минуло без малого два десятка лет. И в отношении к этому уже довольно четко определившемуся международному виду морского спорта (или виду морских приключений) меня продолжает удивлять равнодушие наших соотечественников. Казалось бы, давняя история со множеством публикаций в “Катерах и яхтах”, “Вокруг света” и других изданиях об уникальных весельных переходах Смургиса на трассах от Владивостока до Ла-Рошели должна была породить целую плеяду последователей. Но, увы, что-то не видно! Хотя число яхтенных вылазок за рубеж растет с каждым годом…

Где же, я вас спрашиваю, рисковые, тщеславные, молодые и мускулистые россияне?…

Мне как бывшему координатору прерванной кругосветки Евгения Смургиса иногда звонили. Но все реже. Я уже потерял всякую надежду на продолжение дела, когда в 1994 г. позвонил Вячеслав Кавченко — гребец из Ростова-на-Дону, мастер спорта по альпинизму и велосипедным гонкам. Он стал консультироваться по поводу своего желания продолжить идею Смургиса об океанском плавании на гребной лодке. Потом стало известно, что он приступил к строительству лодки по своему оригинальному проекту. В феврале 1999 г. он обратился к Кеннету Крачлоу — директору Общества океанских гребцов — с просьбой помочь приобрести необходимый для плавания опреснитель морской воды. Кеннет совершенно неожиданно предложил ему уже готовую для пересечения Атлантики лодку, которую согласилась передать россиянину Джейн Мик* — участница трансатлантической гонки в октябре-январе 1997-98 гг.

Общество океанских гребцов

Это сравнительно молодое международное общество объединило гребцов-мореплавателей в некую семью, подобную космонавтам, и взяло не себя заботу об организации океанских переходов. Общество следит за продвижением вышедших в океан лодок, поддерживает с ними связь, при надобности приходит на помощь и на своем сайте в сети Интернет собирает подробности о подвигах гребцов. Оно же способствует широкой рекламе каждого такого путешествия и теперь уже можно уверенно сказать, что все программы гребных марафонов последних лет с маркетинговой точки зрения оказались прибыльными. Безупречным по организации было, например, пересечение Атлантики англичанином Эндрю Холзи, больным эпилепсией; 116 дней один на один он сражался с океаном и победил, пройдя на веслах 2900 миль. В прошлом году Общество обслуживало сразу два рекордных плавания женщин-одиночек — француженки Пегги Буше и американки Тори Марден. В начале апреля в Королевском географическом обществе напутствовали все того же Эндрю Холзи на одиночное покорение Тихого океана (в мае он уже стартовал из американского порта Сан-Диего и идет к берегам Австралии). В октябре этого года с Канар начнет одиночное плавание к Барбадосу ветеран океанской гребли Джефф Аллум (28 лет тому назад он уже пересекал Атлантику вместе с двоюродным братом Доном). Не удивлюсь, если многоопытный Джефф сможет установить какой-либо рекорд для книги Гиннесса. Хотя один рекордный факт уже очевиден: ему 52 года, никто в таком возрасте в одиночку не отправлялся в океан на веслах.

В январе 2000 г. Общество намерено дать старт первому из русских покорителей океана, но об этом ниже.

Статистика подвигов на веслах


Они были первыми: Гарбо и Самуэлсен у своей 18-футовой лодки, названной по имени спонсора “Ричард К.Фокс”. Они пересекли Атлантику за 55 дней, делая за сутки по 56 миль.

Одиночество в экстремальных путешествиях стало модным. Кто не слышал о великом японце Наоми Уэмуре или о нашем Федоре Конюхове? Мне и самому приходилось плавать на гребной лодке (в Белом море) в одиночку. Иногда, оказывается, это удобно. Не надо строить отношений со случайным партнером или спорить с профессионалом, который вскоре надоест тебе до чертиков… Воистину несть числа одиночным путешественникам в океанских гребных марафонах. Первыми были в 1969 г. Джон Фэрфакс (Лас-Пальмас — Майами) и Том Макклин (Сент-Джонс — Блэк Сад Бей). Но немало подвигов и на счету парных марафонов. А теперь немного истории.

В 1897 г., когда два американца норвежского происхождения Джордж Гарбо и Френк Самуэльсен на спор отправились через Атлантику на открытой гребной лодке-дори, никто не подозревал, что эта невероятная история будет иметь славное продолжение. Героический рейс норвежцев на какое-то время стал громкой сенсацией, но потом о возможности пересечь океан на веслах попросту надолго — лет на 70 — забыли. Лишь в 1966 г. англичане капитан парашютного полка Джон Риджуэй и его подчиненный сержант Чей Блит, понятия о гребле имевшие весьма поверхностное, купили за 200 фунтов лодку и стартовали к берегам родной Англии. Цель их плавания — выйти из малоприятной и скучной ситуации, когда в повседневной казарменной рутине и денег не хватает, и нет ни развлечений, ни славы.

Справедливости ради отметим, что на самом деле первыми пытались возродить пересечение океана на веслах тоже англичане — журналисты Дэвид Джонстон и Джон Хор. Двумя неделями раньше парашютистов они стартовали от побережья Южной Каролины на лодке “Паффин” — “Тупик”, названной в честь симпатичной красноклювой птицы. На 84-й день с проходившего судна увидели обломки их лодки…

Ровно через три месяца друзья Джон и Чей достигли Британии. В наши дни это состоятельные и знаменитые люди, удостоенные за свой подвиг рыцарских званий и продолжающие активную деятельность на ниве яхтинга и океанской гребли (оба регулярно упоминаются в “КиЯ”).

Теперь, когда мы подошли вплотную к проблеме — что же такое океанские плавания на веслах — уместно вспомнить о Евгении Смургисе, который год спустя после триумфа британских парашютистов начал свой беспримерный марафон сначала по рекам и морям через всю страну, а потом, с появлением возможности выйти за рубеж, ринулся сразу в кругосветку и погиб на этом маршруте. Кстати говоря, протяженность пройденной им части кругосветного маршрута по морям Северного ледовитого океана и Атлантики — 11 300 км — превышает достижения любого из покорителей двух океанов (например, того же Фэрфакса или д’Абовиля, пересекавших и Атлантический и Тихий океаны). Всего же на веслах он прошел 55 000 км…

Вывод напрашивается сам собой. Да, безусловно, океанские гребные марафоны, особенно одиночные, стали мерилом мужества, они сродни восхождению на Эверест и заняли заметное место среди самых рискованных видов спорта. А с расцветом телевидения и средств связи по зрелищности и маркетинговой популярности гребля в океане уже выстроилась в ряд следом за гонками “Формулы-1” и яхтенными кругосветками.

Теперь немного статистики за 100 лет океанской гребли. Искушению бросить вызов судьбе и выйти в океан на весельной лодке (длиной от 6 до 10 м) поддалось свыше 90 человек. Из них пятеро англичан и россиянин из Липецка Евгений Смургис погибли. Океаны планеты пересекали 60 лодок, при этом Атлантику успешно преодолел 81 человек, Тихий — 8, Индийский и Северный Ледовитый (частично) — по одному. Лишь 22 гребца пересекали тот или иной океан в одиночку (зато и на 11-местной галере плавание тоже имело место). Всего в океане на веслах плавали представители 9 стран. Более половины всех океанских гребцов — британцы.

Гонка через океан, начатая в октябре 1997 г. и посвященная столетию первого пересечения Атлантики на веслах, была особенно впечатляющей: на старт марафона от Канар до Барбадоса — это свыше 5500 км — вышло три десятка двухместных лодок. В преддверии этой гонки и было основано в Лондоне Общество океанских гребцов во главе с Кеннетом Крачлоу — человеком, фанатично преданным делу океанских марафонов, который в сущности и ввел в оборот понятие “океанский гребец”. Это он был координатором плаваний знаменитого британского гребца-одиночки Питера Бёрда. Уже покорив на веслах Атлантику и Тихий океан, Питер упорно (трижды!) пытался одолеть трассу в Тихом океане “от материка до материка” по-иному: со стартом во Владивостоке и с финишем в Сан-Франциско. Он погиб. На берегу бухты Врангеля, откуда он вышел в свой последний рейс, Федор Конюхов установил памятную доску. Теперь, старанием Общества океанских гребцов учрежден переходящий приз имени Питера Берда, названный “СПИРАЛЬ ТИТАНОВ”. Имена погибших гребцов уже значатся на самых первых витках этой спирали. Есть в их числе и Евгений Смургис.

Первый одиночка

История самого первого одиночного плавания на весельной лодке через океан заслуживает некоторых подробностей, тем более, что, приехав в Лондон, мы оказались среди нескольких людей, причастных к этому событию. В офисе Общества, а затем и дома у Кеннета Крачлоу мы встретились со знаменитой Сильвией Кук. Выяснилось, что она “причастна” не только к плаванию в паре с Фэрфаксом через Тихий океан, но и к его первому — одиночному — переходу через Атлантику:

“Я ни о чем таком не помышляла в том памятном мне 1968 году, — так начала Сильвия свой рассказ, — когда увидела в газете странное объявление. Некто Фэрфакс призывал граждан Британии помочь ему пересечь океан в одиночку, поскольку парное пересечение уже состоялось ранее. Что оставалось делать? Я решила помочь: запечатала в конверт однофунтовую купюру — были такие тогда. Джон позвонил мне и через некоторое время состоялось наше знакомство. Выяснилось, что я была единственной, поддержавшей его обширный план сбора пожертвований. “Что ж, Сильвия, соглашайся быть моим секретарем, посиди на телефоне месяц-другой”, — без обиняков предложил мне Джон, хотя я уже тогда была не прочь отправиться в океан с таким незаурядным человеком. Тем не менее, 20 января 1969 года Джон стартовал один — на своей громадной, десятиметровой лодке “Британия”. Мы — провожающие — пожелали ему счастливого одиночества, на что он не без сарказма заметил: “Вовсе я не одинок, смотрите на груду канистр с питьевой водой — это как минимум пятеро стокилограммовых бездельников. Жаль их катать по океану, но и без них не обойтись. По крайней мере, они хоть умеют булькать...”

Потом мы узнали подробности о “синхронной” высадке британца на флоридский пляж и американских астронавтов на Луну. Поводов для приветствий было тогда много. После шестимесячного марафона Фэрфакса одиночные плавания на гребных лодках стали регулярно повторяться. Что же до мечты Сильвии Кук, то она осуществилась в 1971 г.: она в паре с Джоном отправилась пересекать Тихий океан. Их плавание длилось без малого целый год. Но не всегда даже столь долгое “одиночество вдвоем” в безбрежном океане предполагает последующую совместную жизнь на берегу. Он остался в Новом свете навсегда, одарив Сильвию громким титулом первой леди в океанских плаваниях на веслах…

А первым одиночкой-мужчиной, бросившим вызов Тихому океану, стал швед Андерс Свендлунд (от берегов Чили до Самоа, 1974 г.).

“Carpe Deum”

Так называется лодка Джейн Мик, которую она предоставила Вячеславу Кавченко.

Итак, на второй день пребывания в Лондоне мы с ним отправились в местечко Варгрейв, километрах в шестидесяти от столицы вверх по Темзе. Ехали на машине Питера Хогдена — еще одного известного океанского гребца и нашего друга, которому в 1997 г. я вручил добрых две дюжины значков с эмблемой оборвавшейся в Бискайском заливе русской кругосветки. “Выполнил я твой завет, Василий, — сказал мне Питер сразу при встрече. — Если присмотришься, когда бог даст пересекать океан, увидишь на дне обозначенный этими значками путь, о котором когда-то мечтал Евгений. Когда мы с Нилом Хитом — моим напарником гребли через Атлантику, бросали по значку на каждом меридиане”.

В пути мы не теряли времени и решили, что опытный Питер станет наставником Вячеслава при подготовке к плаванию. Это была хорошая идея, поскольку Питер мог помочь и при переделке двухместной лодки Джейн для одиночного гребца…

Окрестности вдоль Темзы изрядно зазеленели, хотя был только конец марта, и на стоянку лодок мы пробирались уже среди распустивших свои будущие крылатки вязов. “Карпе Деум” (латинская модель изречения “лови мгновенье”) явно носила следы стодневного пребывания в океане. Встретившая нас 53-летняя Джейн Мик (на вид ей около сорока!) обнялась с 55-летним “сменщиком” из России и началась их русско-английская болтовня, которая время от времени прерывалась нашими просьбами: “Пожалуйста, говорите не так быстро!” Вячеслав вальяжно уселся в “насиженное гнездо” гребца и почиркал веслами по уже подросшей траве газона.

Потом мы детально знакомились с заслуженной лодкой. Наверное, своими восторженными возгласами и цоканием языками мы напоминали компанию грузин, смакующих хорошее вино… Лодка и на самом деле вызывала восхищение тщательностью отделки. Каждая деталь была продумана и исполнена в самом уважительном смысле с расчетом на многодневное пребывание в океане. Конструктор лодки Дэвид Грэхем лазал вместе с нами и был явно горд тем, что его труды не пропали даром. Лодка даже после многомесячного плавания выглядела неплохо. В забранных медными сетками сливных шпигатах я обнаружил высохшие следы водорослей из струй Северного пассатного течения.

Маршрут трансатлантического марафона

Трасса между 20 и 30° северной широты — идеальный полигон для плавания гребных лодок. Здесь господствует северо-восточный пассат, слегка подгоняющий лодку в западном направлении, а течение дает гребцу ощутимую прибавку от 5 до 20 миль в сутки, которые в какой-то степени компенсируют снос лодки от встречных ветров, которые нет-нет да и встречаются. На 60-м градусе западной долготы течение подворачивает к северу и уже называется Антильским. Вскоре оно вливается в одну из струй Гольфстрима и идет вдоль побережья Флориды — конечной цели путешествия. Протяженность маршрута 3700 миль (6850 км), расчетное время в пути — 100-120 суток. Сезон гребного перехода выбран также неслучайно: зима и весна в северной Атлантике — наиболее благоприятное время, поскольку сезон тропических ураганов в Карибском море наступает не раньше второй половины июня…

Британский вклад

“Будете на бортах флаги свои рисовать или спонсоров прославлять, но не забудьте сохранить для истории это название “Карпе Деум”, — попросила напоследок своего “сменщика” Джейн. Потом в местном пабе мы за чашкой кофе отметили заключенную сделку (правда, бутылка Донского игристого на столе стояла, но так и осталась неоткупоренной). Джейн Мик примерила сувенирную футболку “Вокруг света”. Потом в обнимку с Кавченко — бравым и молодящимся преемником по океанскому марафону — позировала в полумраке прокуренного паба, оставляя без внимания гвалт разгулявшихся завсегдатаев и перезвон пивных кружек.

Итак, британцы сделали весомый вклад в российскую программу одиночного пересечения океана на гребной лодке. Подразумевается, что программа эта остается российской со всеми правами на рекламный дизайн лодки, флаг, название, на кино-видео и печатную продукцию. Дело теперь лишь за равноценным вкладом русских спонсоров…

Позднее Кеннет Крачлоу заявил, что даже в случае провала со спонсированием российской стороной, плавание Вячеслава Кавченко все равно должно состояться. Тамошний спонсор найдется непременно, там могут оценить преимущества неординарного проекта и с выгодой для себя готовы разориться на полсотни тысяч долларов. Но что останется тогда русского в этом плавании, кроме, разве что флага? И что намалюют тамошние спонсоры на бортах лодки — неведомо. Ведомо лишь, что не мы будем пожинать плоды сенсационного замысла. Ну да ладно, пока остаемся оптимистами. “Ждем-с”, — как говорят гиганты отечественной рекламы. (Никто из нас тогда в Лондоне и не помышлял о грядущей рутине и сложности “пробивания” такой красивой и заманчивой идеи!)

О гонках на Темзе и не только о них

В один из дней мы снова оказались в машине Питера Хогдена. Я должен сказать, что этот гребец с лодки “Хоспискаре” сделал большое дело для безнадежно больных людей. Малопонятное нам это название лодки означает “Госпиталь для умирающих”, утешение для тысяч людей. Питер очень успешно способствовал сбору средств на поддержание такого госпиталя. Реклама на бортах его лодки срабатывала безупречно: в адрес спонсоров Питера шли письма с чеками для госпиталя.

Надо бы отметить, что невиданная гребная эпопея 1997-98 гг. была не просто и не только великолепным спортивным зрелищем. Множество телезрителей не только “болели” и следили за местом “их лодки” в океане, но попутно и размышляли над тем, кому послать очередной чек: школе, госпиталю либо тому или иному из больных эпилепсией и параличом. Благотворительность на фоне грандиозной и рискованной игры в океане — это ли не лучшее доказательство реальной помощи большого спорта тем, кто не может сражаться с океаном на равных, а вынужден коротать свои дни в инвалидной коляске или на больничной койке…

Другой пример такого спонсорства — лодка “Коммодор Шипинг” с британского острова Джерси. На бортах своей лодки гребцы без обиняков обозначили сумму в 1 000 000 фунтов для строящегося на этом острове госпиталя. Спонсор этой лодки — местный Метеорологический институт — не прогадал. К тому же драма, случившаяся на лодке вскоре после старта, только подогрела интерес телезрителей и болельщиков Джерси. Дело в том, что один из гребцов Карл Клинтон из-за травмы позвоночника был снят вертолетом; его напарник Джон Сирсон, оказавшись в одиночестве, продолжил и успешно завершил гонку, придя восьмым по счету среди… парных экипажей. Разумеется, этот случай только прибавил писем с денежными чеками. И дело было сделано, и госпиталь теперь построят. Спонсоры довольны: они не только вернули истраченные деньги, но и получили солидную прибыль…

“Вершина реки” (конечно, имеется в виду Темза) — одна из популярных в Британии гонок академических восьмерок — состоит, собственно, из двух гонок.

Сначала упражняются в мастерстве молодые гребцы. Дистанция всего 6 км, а вот число лодок… более 400! На это состязание, занимающее для каждого экипажа (вместе с подготовкой) менее часа, приезжают спортсмены чуть ли не из всех стран Европы. Во всяком случае, немцев и итальянцев было очень много! После шума и криков на финише (организовано все великолепно, и длится гонка около трех часов) начинается безудержное поглощение пива на террасах многочисленных гребных клубов. На 100-километровом отрезке Темзы их, во всяком случае, больше сотни (и плачевное в этом смысле сравнение с Москвой-рекой не может не удручать!).

Вторая гонка с тем же названием — для ветеранов — проводилась на следующий день и на несколько мостов повыше вверх по Темзе…

Посмотреть гонку ветеранов, в которой Питер Хогден — не самый слабый из тех, кому за 50, мы приехали в знакомый по 1993 г. “Трайдасменс ровинг клаб” — это клуб попроще, как бы — для трудящихся. Именно в этом клубе приютили тогда русскую лодку “МАХ-4”.

Нас встретил капитан клуба Питер Кинг. Пять лет назад он как мог помогал нам в ремонте лодки и подготовке ее к трудному плаванию в Бискайском заливе. Теперь Питер Кинг — совладелец англо-американской фирмы “Ватер-Ровер” по производству спортивного инвентаря…

Мы расположились на террасе, там, где некогда ночевали Евгений и Александр на раскладушках. Сначала мы наблюдали финиш гонки, кричали неистово что-то Питеру Хогдену, а затем пошли встречать его восьмерку на пологую отмель, где обычно вытаскивают (или спускают) лодки. Потом в спортивном зале клуба мы с Вячеславом садимся в лотки-сиденья гребных тренажеров и с интересом следим за своими показателями на мини-компьютере: высвечивается масса всякой информации — от пульса и числа потерянных калорий до скорости и времени желанного финиша на воображаемой трассе. Потом Питер Кинг провозглашает, что в память о россиянах, живших здесь, и во благо грядущей российской программы он от имени фирмы дарит нам самую последнюю модель тренажера. (У него были солидные и цена и габариты, и хлебнули мы лиха при отправке этого груза в Хитроу!)

Гребцы-ветераны все прибывали. В баре за пивом уже образовалась солидная очередь, и Слава Кавченко здесь в этот момент и сделал свое официальное заявление о том, что в январе-мае 2000 года будет стартовать на трассе гребного перехода через Атлантику по маршруту первого в истории одиночного плавания.

Само собой, он сделал заявку на то, что при этом докажет, что “возраст не помеха”, поскольку ему во время перехода стукнет 56 лет…

Конечно, Чичестеру было 60, но он пересекал океан на яхте.

Элизабет Хофф — еще одна отважная женщина из числа гребцов-членов Общества. Она планирует в этом году пересечь Атлантику на лодке с маркой “Сектор”, хорошо известной по плаванию Д’Абовиля.


Кстати, великий и непостижимый Чичестер был упомянут неслучайно. На следующий день мы напрочь отказались смотреть сражение гребцов Оксфорда и Кембриджа. Говорят, в такие дни все британцы от мала до велика сидят у телевизоров (как у нас во время первенства мира по футболу). Лондон и в самом деле выглядел безлюдным, когда мы с Вячеславом решили отправиться в Гринвич, чтобы почтить память яхтсмена и побывать на борту его “Джипси-Мот-III”, стоящей на почетной стоянке рядом с “Катти Сарк”. Ехали в Гринвич, не прячась в подземку, а на втором этаже автобуса — длинным путем через мост Ватерлоо до самого Дартфорда, где триста лет назад квартировал русский царь Петр Первый. Прошли через парк Королевской обсерватории, постояв сразу в восточном и западном полушарии — на линии нулевого меридиана.

К сожалению, на площадке, где стояла легендарная лодка Чичестера, шло переустройство экспозиции. Гремели отбойные молотки, долбившие гранит, визжали пилы. Пришлось ограничиться тем, что на углу рядом со стройкой мы отметились в пабе, носившем имя легендарной яхты, и разорились на две пинты светлого пива. Посетовали, что нет у нас возможности прокатиться под Ла-Маншем с вокзала Ватерлоо и оказаться во Франции, чтобы отправиться в забытый богом Ла-Тремблад, где стоит у входа в морской музей лодка Евгения Смургиса “МАХ-4”…

“Ладно, потерпим, — сказал мне Вячеслав. — Когда дойду до того берега океана, обязательно вернусь к этому, где на высоких валах Бискайского залива океан остановил Женю Смургиса, и непременно положу в его лодку камешек с пляжа в Майами…”

В.Галенко, Лондон.
Фото автора

Реклама:
 


 Library В библиотеку