Логотип ` Катера и Яхты`
№171 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
Мастерская технического творчества

   
   

В широко известной детской книжке “Доктор Айболит” есть такое сказочное животное с двумя головами, способное одинаково легко двигаться вперед и назад. У нашей парусной лыжи тоже есть такое свойство, так как она симметрична относительно миделя, благодаря чему при разворотах не требуется разворачивать лыжу, а достаточно развернуть сам парус. Особенно это удобно при хождении курсом галфвинд.

Идея создать такую парусную лыжу из легкодоступных и сравнительно дешевых охотничьих лыж (а не дефицитных и более дорогих стеклопластиковых прыжковых) появилась у меня сразу после постройки швертбота “Ленсе” — в 1988 году. Тогда и была построена первая платформа с лыжами, причем планировка платформы была рассчитана на “хождение” только в одну сторону. Из-за отсутствия паруса испытать лыжу той же зимой не получилось. Только через несколько лет удалось довести дело до конца: склеить гик-уишбон и купить бывший в употреблении парус; для мачты использовали ствол елки.

Первые же выходы “на снег” показали, что снаряд оказался сравнительно сложным в освоении. Только после двух-трех уроков кое-как удалось его “оседлать”, но при этом требовалось, чтобы ветер был достаточно сильным, а снежный покров имел наст или на льду лежали 2-5 см снега. (В дальнейшем для предотвращения дрейфа при движении по льду мы поставили небольшие стальные коньки 30ґ150 мм.)

Несмотря ни на что, подростков от нового снаряда было “за уши не оттащить”.

Два года назад снаряд сделали симметричным относительно мачты, и повороты стало делать намного проще.

Парусная лыжа “Тянитолкай” ходит в основном курсами от бакштага до полного бейдевинда. На ходу можно приводиться и уваливаться, помогая ногами. В сильный ветер скорость бывает такой, что бегом лыжника никому не догнать, но специальных замеров мы пока не производили.

Для изготовления “Тянитолкая” были взяты обычные деревянные охотничьи лыжи длиной 1.5 м и шириной 11 см. Платформа собрана из доски (толщиной 22 мм) и фанеры (толщиной 10 мм). Стойки сделаны из деревянных брусков 40ґ80ґ100 мм. Ремни нарезаны из резинового шланга, внутрь вставлена стальная проволока диаметром 4 мм.

На лыжах установлены в середине — уголки 30ґ30ґ100 (легкий сплав), а на пятках — скобы из стали.

Сборка деревянных деталей велась на эпоксидном клее и шурупах. Соединение металлических деталей с деревянными выполнено на шурупах и болтах.

Скользящие поверхности лыж покрыты эпоксидной смолой и отполированы. (Для улучшения скольжения по снегу стоило бы покрыть их специальной пластмассой, как у беговых или прыжковых лыж.)

Вес платформы получился 9.5 кг.

Для начинающих рекомендую добавить по бокам пару беговых лыж, превратив “Тянитолкай” в подобие “финских” саней.

Если кто-то хочет сделать парусную монолыжу, но не может достать прыжковую лыжу, рекомендую воспользоваться нашим опытом.

P.S.: Еще одно дополнение. В принципе стоит, наверное несколько уменьшить высоту установки платформы над лыжей — сделать чуть покороче стойки.

И.Ставицкий, Шексна




Идея строительства каютного катера возникла после долгих лет эксплуатации открытой мотолодки в суровых условиях Заполярья. К проекту предъявлялись пять классических условий: безопасность, надежность, комфорт, экономичность, скорость. На мой взгляд, все пять удалось выполнить. Этому подтверждение — уже пять сезонов плаваний по Норильско-Пясинской водной системе, включающей в себя несколько огромных (по 100-300 кв. км) озер и мелководных горных рек.

На строительство катера ушло пять длинных полярных зим. Во многом руководствовался публикациями в “КиЯ”, но неоценимую помощь оказал и опыт норильских судостроителей-любителей. Нужно сказать, что здесь многие ”болеют” судостроением. В эксплуатации около двух десятков глиссирующих водометных катеров с дизелями воздушного охлаждения. Можно сказать — сложилась своя школа любительского судостроения.

Корпус отформован из стеклопластика с защитой уязвимых частей днища титановым листом толщиной 2-4 мм. Шпангоуты, переборки, палуба и рубка изготовлены из 10-миллиметровой фанеры с последующей оклейкой стеклотканью.

Пассажирский салон просторный (высота — 1.7 м) и светлый благодаря большой площади остекления. На ночлег в нем могут разместиться 4-5 человек. Между пассажирским салоном и рулевой рубкой расположены камбуз, где можно стоять во весь рост, и шкаф для одежды. Крыша салона выполнена в виде многослойной конструкции (стеклопластик-фанера (4 мм)—пенопласт (20 мм)—фанера (4 мм) и держит вес трех загорающих. В крыше установлен вентиляционный люк.

Для выхода на палубу в носовой части сделан откидной люк, а откатная дверь в кормовой части позволяет выходить в кокпит. Кокпит оборудован удобными сиденьями, расположенными вдоль фальшбортов и транца, что позволяет разместить здесь за обеденным столом 6-8 человек.

Благодаря тримаранным обводам катер избавлен от валкости на стоянке. По потопчинам вдоль бортов можно передвигаться без опасения свалиться в воду.

Для удобства на рыбалке и с целью обеспечения безопасности вожу с собой самодельную пластиковую лодку — тузик длиной 2.3 м, который легко крепится за борта поперек катера за транцем. На спокойной воде тузик держит четыре человека. Эксплуатируется как под веслами, так и под мотором “Салют”.

На катере установлен импортный восьмицилиндровый дизель воздушного охлаждения “DEUTZ” мощностью 232 л.с. при максимальном числе оборотов по паспорту — 2600.

Основные данные катера
Длина наибольшая, м8.0
Ширина наибольшая, м2.5
Высота борта на миделе, м1.6
Осадка на стоянке, м0.4
Мощность двигателя, л.с.232
Скорость макс., км/ч58
Емкость топливного бака, л450
Дальность плавания, км500
Пассажировместимость, чел.до 10

Двигатель “чистый”. Масло в моторном отсеке отсутствует, что выгодно отличает его от отечественных дизелей. За все время эксплуатации в тяжелых режимах не произошло ни одной поломки. Для сравнения надо сказать, что “камазовские” двигатели, установленные на подобных глиссирующих катерах, довольно часто выходят из строя.

Система воздушного охлаждения двигателя позволяет без проблем эксплуатировать катер при отрицательных температурах окружающего воздуха. Водой охлаждаются только выхлопные коллекторы и масляный радиатор. При остановке двигателя вода из радиатора сливается естественным путем, так как радиатор расположен выше ватерлинии.

Вопрос выбора движителя был однозначно решен в пользу водомета (D=320 мм; Н=410 мм). Я стал убежденным сторонником водометов. Достаточным аргументом, кроме прочих, может служить тот факт, что катер длиной 8 м и весом более 3 т (с пассажирами на борту) проходит по мелям, через которые не всегда проскакивает мотолодка. Параметры движителя подобраны из расчета максимальных оборотов 2350 об/мин. Максимальная скорость — 58 км/ч. На режим глиссирования выхожу при 1900 об/мин. При крейсерской скорости 45 км/ч число оборотов составляет 2100-2150. Расход топлива — 900 г на 1 км пути, т.е. дальность плавания на одной заправке — 500 км. При минимальной заправке катер глиссирует с 16 пассажирами на борту, при полном баке — с 10 пассажирами. В водоизмещающем режиме приходилось везти и 25 человек.

На попутной волне газ практически не сбрасываю даже в шторм. Со встречной волной приходится считаться — жалко бить катер об волны. Катер устойчив на курсе при любых погодных условиях, кроме сильного бокового ветра, когда приходится прикладывать к рулю значительные усилия. Эффект “паруса” — явление, свойственное всем каютным катерам.

Перекладывая только руль, можно двигаться вперед, назад и вращаться на месте. Радиус циркуляции на полном ходу невелик. Эффект “проскальзывания” кормы отсутствует.

На ходу или на якоре, включив задний ход, можно воспользоваться теплым душем. Вода поступает из системы охлаждения масляного радиатора. Душевой “кабиной” служит самоотливной кокпит.

Многочисленные леерные ограждения служат не только надежной страховкой, но и украшают катер. Запас плавучести обеспечивают блоки пенопласта. Судно оборудовано ходовыми огнями, фарой-искателем, громкоговорящей связью, магнитофоном и др. Катер транспортируется в бортовом КамАЗе. Четыре стационарных рыма позволяют легко производить погрузочно-разгрузочные работы.

Катером я доволен. Получаю огромное удовольствие, путешествуя на катере. Кроме местных водоемов, плавал по Енисею и Нижней Тунгуске. В планах — переход по маршруту Архангельск — Санкт-Петербург.

Н.Назаренко, г.Норильск


 Library В библиотеку