Логотип ` Катера и Яхты`
№171 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
Судоводителю на заметку

   
   

Продолжение статьи...

ПРАВИЛА

Вроде бы само собой разумеется, что водитель мотолодки или катера, имеющий удостоверение судоводителя, должен знать правила движения по водным путям. Однако не секрет, что в ряде уголков нашей необъятной родины судоводители не утруждают себя сдачей экзаменов в ГИМС (невзирая на протяженность акваторий и интенсивность судоходства). Оставим вопрос получения соответствующего документа на их совести, посоветуем лишь одно: раздобыть соответствующие учебники и обязательно изучить правила. Приобретенные знания позволят вам, скажем, не вылететь с фарватера в незнакомом месте или не заставить капитана идущей навстречу многотонной махины прибегать к рискованным маневрам, чтобы спасти вам жизнь.

Но это, как говорится, программа-минимум. Изучать правила судовождения лучше всего под руководством специалистов. Да и, получив “права”, от инспекторов прятаться не придется.

МАРШРУТЫ И РАССТОЯНИЯ

Слово “маршрут” применимо не только в том случае, когда перед вами стоит задача попросту переместиться из точки А в точку Б, но и при прогулках безо всякой определенной цели. И чем больше расстояние, на которое вы при этом удаляетесь от базы, тем большее значение этот вопрос приобретает. Цель простая — благополучно вернуться домой.

Очень хорошо, если акватория вам хорошо знакома — тогда ситуация более-менее прогнозируема (хотя и в знакомых местах лучше не расслабляться — плывущий по воле течения безвестный топляк бывает порой почище знакомой мели). Но какому капитану не хочется исследовать новые неизведанные места? Тут задача значительно усложняется.

Необходимо учитывать сразу множество факторов: не только расстояние, но и особенности судоходной обстановки, капризность погоды, наличие безопасных укрытий на случай непредвиденных происшествий… Кстати, укрыться в бухте или пересидеть на берегу при малейших сомнениях в безопасности дальнейшего плавания — не трусость, а хорошая морская практика. Как бы ни торопились и вы сами, и ваши гости к родному очагу, лучше проявить твердость и не рисковать.

И, наконец, хватит ли топлива? Порой даже опытные судоводители долго пытаются завести заглохший вдруг мотор, пока не понимают, что бак “обсох”. Если такое происходит вдали от берега, да еще и ветер усиливается, недалеко и до беды.

К сожалению, мало кто может более-менее точно назвать реальный (а не паспортный) расход топлива для своего мотора, а оценка количества бензина в баке нередко производится по принципу: “булькает — значит, есть”.

Между тем, с достаточной точностью оценить количество топлива даже в самом простом стандартном баке подвесника можно при помощи обыкновенной деревянной палочки с нанесенными на нее делениями. Еще более точный результат даст взвешивание бака ручным безменом, шкалу которого можно отградуировать с точностью до литра. Это и позволит вам иметь представление, скажем, о том же часовом расходе топлива. Полезны будут и чисто практические сведения вроде: “Чтобы дойти вон до того острова и вернуться, мне нужно столько-то бензина”.

Не советуем, правда, поддаваться магии цифр и ударяться в другую крайность, а именно брать топливо “впритык” — на обратном пути ухудшение погоды, поломка или необходимость буксировки может вынудить вас пойти или иным маршрутом, или в другом режиме, что “съест” непредусмотренное количество топлива, так что всегда имейте достаточно солидный резерв.

Говоря о навигации в целом, нельзя не упомянуть получающие все большее распространение персональные спутниковые навигаторы GPS, значительно повышающие безопасность плавания.

Компактный приборчик, воспользоваться которым под силу даже ребенку, не позволит вам заплутать и приведет точно в намеченную точку или даже по заранее определенному маршруту. Кроме того, большинство аппаратов “помнят” нанесенные точки опасности (например, координаты замеченных вами мелей), и при приближении к ним предупредят вас об этом звуковым сигналом.

Ну а вовремя засечь мель помогут компактные эхолоты, наиболее совершенные из которых — гидролокаторы — “видят” дно не только непосредственно под лодкой, но и впереди по курсу.

И последнее о маршрутах: перед отходом по возможности сообщите остающимся на берегу, в какие края вы собрались, когда примерно вас ждать и где вы укроетесь в случае непогоды. Как правило, на берегу относятся к подобной информации достаточно ответственно и при необходимости приступают к поискам.

ОГОНЬ

Бывалые моряки подтвердят — страшнее пожара на судне нет ничего. Несмотря на обилие воды кругом, потушить огонь крайне сложно, и он быстро отвоевывает у экипажа и без того ограниченное пространство. На маломерном судне этот процесс гораздо скоротечней, и деваться в случае пожара попросту некуда — только за борт. Поэтому лучше всего до пожара дело не доводить.

Из катеров и мотолодок к группе наибольшего риска следует отнести суда с бензиновыми двигателями, хотя, бывает, горят и дизельные силовые установки. Прежде всего повышенное внимание следует уделить системе питания — топливным бакам и подводящим шлангам. Малейшая течь в системе — повод если не для паники (здоровая паника тоже делу не вредит), то, по крайней мере, для быстрых и решительных действий. Полумеры вроде подмотки изолентой могут обойтись дороже.

Специально для владельцев отечественных подвесников: имейте в виду, что если вы подсоединяете топливный шланг к мотору напрямую, т.е. без посредства штуцера с запорным клапаном, то будьте готовы к тому, что после отсоединения шланга от мотора и завинчивания дренажного клапана в крышке бака получившаяся система, особенно на солнце, превращается в нечто вроде сифона: при нагреве пары бензина начинают бодро вытеснять топливо наружу. Кто не верит, может провести эксперимент: минут за десять из выставленного на солнцепек бака непрерывной струйкой выльется не меньше литра бензина. Продолжать эксперимент и поджигать упомянутый литр не советуем — сила пламени такова, что можно заработать серьезные ожоги. В общем, если запорный клапан отсутствует, советуем (по степени убывания): 1 — немедленно купить его и установить на место; 2 — после отсоединения бака сразу затыкать шланг подходящим по диаметру болтом; 3 — ни в коем случае не завинчивать дренажный клапан крышки.

И еще о профилактике возгорания: даже самые легковоспламеняющиеся материалы горят, только если их поджечь. В роли “поджигателей” выступают, как правило: а — двигатель с искрящей системой зажигания или “стреляющим” карбюратором, и б — курящие члены экипажа. “Очаги” в моторе ликидируются обычными техническими методами, да и вовремя опознаются по перебоям в его работе. Курение же надо либо полностью запретить (во время заправки это непреложное правило), или же регламентировать таким образом, чтобы исключить попадание искр в пожароопасные места.

Профилактика профилактикой, но средства пожаротушения все же следует иметь на борту — правила это категорически требуют. Для тушения пожара можно использовать кусок плотного брезента, но лучше все же обзавестись огнетушителем, например, автомобильным. Кстати, если вы добираетесь до места стоянки лодки на машине, огнетушитель можно попросту взять из нее.

МОТОР И ОБОРУДОВАНИЕ

Мотор — это “сердце” вашего судна, и от его бесперебойной работы во многом зависит безопасность и прогнозируемость плавания. Но даже если вы уверены в нем на все сто, на борту должен обязательно иметься комплект инструментов и запчастей. Для непродолжительной прогулки вам вряд ли потребуются запасные поршни и коленвал, но вот свечи, шпонки и даже запасной гребной винт прихватить стоит.

Надо сказать, что в ряде случаев мотор сам по себе может быть источником повышенной опасности. Взять, к примеру, распространенную манеру использовать подвесной мотор со снятым капотом. Не говоря уже о том, что в этом случае систему зажигания может залить волной, открытый маховик при неожиданном откидывании мотора из-за удара о подводное препятствие может нанести серьезные травмы, особенно если он снабжен зубчатым стартерным венцом.

Умеючи следует пользоваться и шнуром аварийного запуска. Пуская двигатель, попросите пассажиров пригнуться, чтобы слетевший с маховика шнур не щелкнул кого-нибудь в глаз. Никогда не наматывайте шнур на руку! Шнур при запуске может застрять в пазу маховика и стремительно намотаться обратно, и если при этом его вовремя не отпустить, есть риск остаться без руки.

И, наконец, об одном значительно повышающем безопасность приспособлении, которым отечественные подвесники, увы, не оборудуются. Речь идет об аварийном выключателе зажигания со стропкой, крепящейся к руке или поясу водителя. Он автоматически останавливает мотор, если водитель вдруг окажется за бортом. Чем “резвее” мотолодка, тем больше шансов, что когда-либо он пригодится. Кроме того, его можно использовать и вручную — например, когда надо остановить мотор буквально в доли секунды. Вещь полезная, но даже у владельцев импортных моторов упомянутая стропка обычно бесполезно болтается возле замка зажигания или обмотана вокруг румпеля…

Использующиеся на отечественных моторах и “дистанционках” кнопки “стоп”, на наш взгляд, с точки зрения безопасности не совсем удачны. Ведь для полной остановки двигателя кнопку необходимо некоторое время удерживать, чтобы заглушенный мотор вновь не завелся по инерции, а в ряде случаев это может не получиться. Бывалые люди советуют использовать вместо кнопки тумблер с длинным рычажком — тогда мотор можно остановить буквально взмахом руки.

СВЯЗЬ

И здесь мы, увы, далеко не впереди планеты всей. Серьезные УКВ-радиостанции можно встретить разве что на крупных яхтах и моторных катерах, а более простые и доступные аппараты CB (Civil Band — гражданский диапазон), столь распространенные на Западе, у нас и вовсе в диковинку. По пальцам можно пересчитать и пользователей транкинговой радиосвязи. А между тем, вовремя посланный призыв о помощи позволяет избежать очень серьезных неприятностей. В самое ближайшее время “КиЯ” намерен вплотную заняться этим серьезным вопросом, хотя должны заметить, что кое-какие положительные сдвиги все же имеются.

Мы имеем в виду сотовую телефонную связь, которая в большинстве регионов достаточно хорошо развита и имеет территорию охвата, достаточную для использования и на водных путях.

Итак: если вы являетесь счастливым обладателем “мобильника” (который, по нашему мнению, давно уже не является предметом роскоши и атрибутом исключительно коротко стриженных молодцов с растопыренными пальцами), имейте в виду — “SOS” можно послать и с его помощью. Из этого вытекает простой и логичный вывод: обеспечьте своему маленькому мобильному другу такие условия, чтобы воспользоваться им можно было и после серьезного происшествия на воде.

Поскольку “трубки” в так называемом “спортивном” (влагозащищенном) исполнении у нас практически не встретишь, для начала упрячьте телефон хотя бы в полиэтиленовый пакет (не дырявый), стянув его у антенны аптекарской резинкой. Кстати, и услышать звонок, и даже разговаривать через полиэтилен на большинстве телефонов вполне возможно — проверено. После чего уберите аппарат от греха в карман — что будет с него толку, даже от упакованного, на дне морском?

Самый сложный вопрос — куда звонить? Лучше, конечно, заранее выяснить номер соответствующей службы (например, МЧС или службы спасения) и занести его в память телефона. Если припрет, адресовать “SOS” можно и в любую экстренную службу — например, пожарным. 01, 02, 03… Смеем надеяться, что диспетчеры соответствующих служб с пониманием отнесутся к вашей беде и что-нибудь придумают, дабы вам помочь. Можно, в конце концов, и просто позвонить друзьям: “Тонем, но не сдаемся…”

Но все же нам представляется, что у этой проблемы должно быть более глобальное решение, в связи с чем мы и обращаемся с призывом ко всем операторам сотовой связи России.

Как правило, у каждой системы есть бесплатный справочный телефон, который обычно используется для выяснения остатка денег на счете, переключения тарифов и т.д. Может, именно его и использовать в качестве “аварийного”? Правда, диспетчеры (очень милые юноши и девушки, судя по голосам) должны при этом владеть информацией, куда переключить вызов терпящего бедствие. Выяснить это мы беремся сами. И если подобная совместная акция “КиЯ” и сотовых операторов позволит в наступающем сезоне спасти хотя бы одну человеческую жизнь, будем считать, что затея удалась.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Кому из нас не памятны бесхитростные плакаты с приемами оказания первой помощи утопающим, которыми в свое время были буквально увешаны стенды на пляжах и лодочных стоянках? Несмотря на невысокий художественный уровень, дело они свое делали. Если не навыки, то, по крайней мере, хотя бы основные знания в этой области были очень у многих. Сейчас, как показывает практика, многие не знают даже самых элементарных вещей. Мало иметь желание помочь — надо знать как. Вот и происходят жуткие случаи, про один из которых нам рассказали прошлым летом в Приозерске.

Недалеко от берега перевернулась “надувнушка” с двумя рыбаками. Один из них не умел плавать. Его товарищ попытался ему помочь, но в результате утонули оба — прямо на глазах у родных на берегу. Утопающий в панике вцепился в своего спасителя и увлек его за собой на дно. “Умей освобождаться от захватов тонущего,” — грустно закончил рассказчик, профессиональный спасатель, использовав знакомую “плакатную” фразу.

Сразу заметим, что это тема отдельной публикации, и вопросы оказания первой помощи на воде мы обязательно осветим в одном из ближайших номеров.

Насколько многие у нас полагаются на все тот же “авось”, можно судить и по отсутствию на большинстве маломерных судов аптечек для оказания первой помощи. Поскольку на воде всяческие неприятности происходят, как правило, вдали от цивилизации, из-за отсутствия под рукой хотя бы куска бинта и пузырька с йодом обращаться к врачу приходится потом и в результате пустяковой царапины. Как и в случае с огнетушителем, автомобилистам проще — аптечку можно забрать из оставленной на берегу машины.

ВЗАИМОВЫРУЧКА

Возможно, мы и зря включили в наши заметки этот последний раздел, поскольку подавляющее большинство наших водномоторников всегда готово прийти на выручку терпящим бедствие безо всяких дополнительных напоминаний. Однако не всегда необходимость вашего вмешательства настолько очевидна, что руки сами поворачивают штурвал. Мимо перевернутой вверх килем лодки мало кто пройдет без остановки — но вот, например, другая ситуация. Поднимается ветер, вы спешите вернуться на берег и видите, что водитель болтающейся на волнах моторки безуспешно дергает шнур стартера. Сигналов бедствия он не подает, но может стоит подойти к нему и предложить помощь? Если мотор не получится завести даже совместными усилиями, всегда можно взять бедолагу на буксир — в любом случае он не останется один на один со стихией.

Приятных и безопасных вам плаваний!

А. Лисочкин, г. Санкт-Петербург

БЕРИ БОЛЬШЕ, БРОСАЙ ДАЛЬШЕ

Не сказать, чтобы выпавший за борт член экипажа представлял собой вполне заурядное явление, но все-таки время от времени такое случается. И, что называется, по закону подлости за бортом, как правило, оказывается тот, кто по рассеянности или легкомыслию забыл облачиться в спасательный жилет. Хорошо еще, если бедолага умеет плавать и не успел от неожиданности наглотаться забортной водички. Особыми неприятностями это чревато на паруснике, который, как известно, мгновенно не остановишь.

Чем мы обычно располагаем, чтобы оказать помощь незадачливому члену экипажа? “Старый добрый” спасательный круг — дело, конечно, хорошее, когда ничего получше под руку не подвернулось. Он, конечно, поможет пострадавшему удержаться на воде, но метнуть его на более-менее приличное расстояние способен разве что здоровяк-водолаз из тех, кого логичней встретить разве что на муниципальной спасательной станции. Есть и еще один серьезный минус — прямое попадание тяжеленной твердой “баранки” в лоб утопающего способно автоматически перевести его в ранг утопшего.

Бросательный конец можно без особых усилий прицельно закинуть метров на двадцать, что особенно важно, если беда приключилась вблизи мелководья, рифов или полосы прибоя — когда пострадавшего нельзя поднять на борт непосредственно с судна. Но удержать пострадавшего на воде он не может — если к нему и привязаны поплавки, то рассчитаны они только на то, чтобы не утонул сам трос. Дополнительно прикрепленный к нему легкий спасательный пояс резко сокращает дистанцию броска за счет сопротивления воздуха. Возможен ли компромисс?

Возможен, сочли специалисты американской фирмы Rescue Solutions International, Inc., предложившие остроумное решение этой проблемы. “В полет” на конце троса отправляется только небольшая сумочка, не превышающая по объему обычного страховочного поплавка. Но стоит ей коснуться воды, как она развертывается, наполняясь углекислым газом, и превращается в полноразмерный спасательный пояс, способный удержать на воде даже самого массивного члена экипажа — плавучесть его составляет 9 кгс. Как и большинство “автоматических” спасательных жилетов, пояс снабжен сигнальной лампочкой и батареей, начинающей вырабатывать ток сразу после попадания в воду.

Здесь используется та же давно проверенная система, что и в автоматически надувающихся спасательных жилетах. Стандартные водочувствительные активаторы и емкости с газом после использования легко заменить и, уложив семимиллиметровый полипропиленовый трос длиной 38 м обратно в пластиковый чехол, вновь привести спасательное средство в “походное состояние”. Кстати, трос рассчитан даже на то, чтобы при необходимости поднять пострадавшего на борт при помощи лебедки. Длина имеющего собственную плавучесть троса подобрана так, чтобы в случае промаха имелась возможность, не вытаскивая его на борт для повторного броска, выполнить поворот и попросту отбуксировать спасательный пояс к терпящему бедствие, не подвергая его опасности попасть под форштевень или под винт.


 Library В библиотеку