Вот уже около тридцати лет “КиЯ” систематически знакомит читателей с продукцией новосибирских авиастроителей (см. № 12, 26, 67, 120, 129, 155, 169, 166). Их “дюральки” своей надежностью и высокими скоростными качествами, неприхотливостью в эксплуатации и рациональным дизайном давно уже завоевали популярность среди водномоторников страны, стали незаменимым транспортным средством на многих реках и озерах. За прошедшие годы завод “Алмаз” выпустил свыше 50 тысяч лодок двух основных модификаций, но в дальнейшем спрос на лодки повсеместно упал, и завод резко сократил их производство. Сейчас положение начинает меняться.
С момента нашей предыдущей встречи (см. “КиЯ” № 166) прошли два года. Как обстоят дела с производством, сбытом и разработкой новых моделей лодок сегодня? — такой вопрос я задаю директору “Алмаза”. Кроме самого Валентина Ивановича, которого на предприятии очевидно неслучайно называют “впередсмотрящим” и “генератором идеи”, здесь — в его кабинете — присутствуют недавно назначенные главный инженер Михаил Александрович Богаудинов и главный конструктор Алексей Михайлович Маркасов. Они дают все необходимые дополнительные пояснения. Сам обширный директорский кабинет несколько напоминает выставку: мне показывают великолепно выполненные точные модели всех выпускаемых заводом лодок, благодаря чему заказчику, дилеру или будущему партнеру по совместной деятельности не приходится терять время для посещения цехов, так как в первом приближении можно ознакомиться с продукцией на месте.
— Итак, что произошло за последние два года?
— За 1998-2000 годы произошли существенные изменения в самом нашем коллективе. Часть сотрудников ушла на заслуженный отдых. Пришли молодые, энергичные специалисты, как правило, знающие основы рыночной экономики. Появился у нас и специалист по дизайну. В заводском КБ, кроме конструкторов по самолетостроению, появились и инженеры-кораблестроители. Удачная кадровая политика позволила создать коллектив, адаптировавшийся к условиям рыночной экономики.
Были проведены конъюнктурно-информационные исследования рынка дюралевых лодок. Разработана и новая концепция их производства и сбыта, основные положения которой сводятся к следующим семи пунктам:
- Определение границ технических и производственных возможностей самого предприятия “Алмаз”;
- Выявление потенциальных и перспективных рынков сбыта лодок, уточнение своей рыночной ниши;
- Создание перспективного модельного ряда выпускаемых лодок;
- Разработка мероприятий по всемерному улучшению качества лодок с целью создания конкурентоспособной продукции — как сегодняшней, так и на перспективу;
- Поиск партнеров по двигателям и движителям для лодок нашего модельного ряда с целью поставки в продажу полностью оборудованных лодок, готовых для эксплуатации;
- Реклама модернизированных лодок с обновленным дизайном;
- Создание дилерской сети по сбыту продукции завода.
Эти пункты концепции положены в основу всей нашей дальнейшей деятельности. В настоящее время мы заканчиваем формирование дилерской сети, проводим работы по улучшению дизайна лодок. Даже частичное выполнение намеченного плана работы позволило заводу увеличить количество выпускаемых лодок примерно на 25% по сравнению с 1998 г., причем вся эта продукция успешно реализуется.
— Вы упомянули термин “модельный ряд”. Охарактеризуйте поподробнее эти ряды.
— Пожалуйста. Начну с мотолодок семейства “Обь”. Тут уместен небольшой экскурс в прошлое, чтобы напомнить читателям о малоизвестных фактах, способствовавших росту популярности новосибирских дюралевых лодок. В свое время все спортивные команды заводов-изготовителей, выступавшие во всесоюзных соревнованиях, регулярно организуемых вашим журналом, как правило, включали в свой состав экипаж на мотолодке “Обь”. И эта лодка всегда оправдывала надежды. За годы проведения соревнований на Приз “КиЯ” “Обь” свыше 15 раз входила в число победителей! Но верхом триумфа нашей первой “Оби” был 6-часовой марафон на Каратамарском водохранилище (Иртыш) в восточном Казахстане в мае 1970 г. Об этой гонке на заводе вспоминают до сих пор.
По условиям соревнований команда-победительница определялась по наибольшему количеству пройденных ее лодками кругов за 6 часов непрерывной гонки. Дистанция была кольцевой протяженностью 38 км. На соревнования прибыло пять команд из разных городов Союза, в состав каждой команды входили 3 серийные мотолодки со стандартными моторами “Вихрь”. Две команды выступали на деревянных фанерных мотолодках “МК-29” производства Ленинградского завода спортсудостроения и Городецкой судоверфи. Наша новосибирская команда выступала на своих серийных мотолодках “Обь”. Остальные команды были укомплектованы “Прогрессами” и лодками собственной постройки.
Большинство участников надеялось на тихую воду, но, как это часто бывает, погода внесла коррективы. В день соревнований порывистый ветер развел на водохранилище полутораметровую волну. Не буду пересказывать подробности этого в первый и пока в последний раз проведенного в истории отечественного водно-моторного спорта марафона (см. “КиЯ” № 26). Скажу только, что к исходу первого часа этой памятной гонки по крутым волнам на дистанции остались только четыре “Оби”. Три первых места делили между собой лодки нашей новосибирской команды, с отставанием на один круг шла “Обь” команды Златоуста. В этой тяжелейшей гонке дюралевые лодки нашего производства показали отличные мореходные и ходовые качества, высокую прочность: все новосибирские “дюральки” выдержали тяжелые испытания этого дня без повреждений. Наша команда заняла первое место. Этот эпизод продемонстрировал, в частности, высокое качество заклепочных соединений, выполненных на наших лодках по специальной технологии, разработанной на заводе.
В настоящее время завод производит две модификации “Оби”. Это глиссирующая комфортабельная “Обь-3-1” длиной 4.3 м, имеющая тримаранные носовые обводы днища. С подвесным мотором 50 л.с. она развивает скорость 50 км/ч при полной нагрузке 400 кг. Лодка пригодна не только для прогулок, но и для длительных туристских плаваний. В просторном кокпите свободно размещаются на раскладных креслах с мягкими подушками четыре человек. В носовой части расположено вместительное багажное отделение, в кормовой — отсек для размещения запаса топлива. Ветровое стекло и съемный тент защищают экипаж от ветра, дождя и брызг. Судно оборудовано ходовыми огнями и дистанционным управлением мотором до 50 л.с. Высота борта на миделе увеличена до 0.78 м, носовая палуба приподнята, усилена конструкция кормовой части корпуса (в частности — подмоторный рецесс). В целом лодка получилась более надежной и мореходной, но естественно и более тяжелой, чем “Обь”. Она может выходить в плавание при высоте волны до 0.7 м. По всем правилам безопасности она полностью соответствует требованиям мировых стандартов.
Следующая в этом ряду — крупная 7.2-метровая многоцелевая лодка “сибирский богатырь” — “Обь-4”. Она имеет универсальные обводы днища “комби” и мощную конструкцию корпуса, допускающую без особых доработок устанавливать на лодке стационарные двигатели или подвесные моторы мощностью до 130 л.с. О ней подробно рассказывалось в № 160.
К летнему сезону 2000 г. конструкторское бюро завода разработало совершенно новую лодку — катер “Обь-5” длиной 5.1 м. На этой модели, спроектированной специально под автомобильный двигатель мощностью 100 л.с. и водометный движитель, применены хорошо зарекомендовавшие себя на “Оби-3-1” тримаранные обводы днища. Пассажировместимость увеличена до 6 человек. Катер имеет кормовой моторный отсек. Умелое сочетание дюралюминия с пластиком придает “Оби-5” элегантный вид и улучшает обитаемость. Описание и фотоснимки этой модели будут опубликованы позднее, так как в настоящее время она проходит патентную защиту.
— А второй модельный ряд — это варианты старой “Сибирячки”?
— Да, это четыре выпускаемые в настоящее время и чисто символически объединенные одним названием гребно-моторные и чисто гребные лодки:
- Собственно “Сибирячка”, с 1989 г. запущенная в серийное производство, предназначена в основном для рыбаков и охотников (см. № 157). Это лодка длиной 4.2 м, которая может использоваться не только для речных походов, но и для морских прогулок в прибрежной зоне. Она рассчитана на трех человек и надежна — непотопляемость обеспечивается блоком плавучести из пенополистирола. Конструкция лодки предусматривает возможность установки на нее подвесного мотора типа “Ветерок” (до 12 л.с.). С 1999 г. лодка комплектуется дугами и тентом;
- “Сибирячка-мини-1” — неразборная картоп-лодка длиной 2.6 м;
- “Сибирячка-мини-2” — неразборная картоп-лодка длиной 3.4 м под мотор 2 л.с.;
- “Сибирячка-мини-3” (“Обласок”) — легкая складная двухместная лодка длиной 3.6 м и весом 36 кг. В сложенном виде представляет собой пакет с габаритами 0.43 X 0.15 X 1.6 м.
Последняя разработка наших конструкторов в этом семействе — это трехсекционная двухместная лодка “Сибирячка-мини-разборная”. Она может быть использована под мотором 5 л.с. Стыковые фланцы на краях секций — одинаковые, лодка может быть собрана по четырем различным схемам. Каждая секция стыкуется с последующей через резиновый уплотнитель при помощи 14 болтов. В сложенном состоянии компактна, легко перевозится на крыше или в багажнике автомобиля. Вес лодки с оборудованием — 40 кг.
— Какие пожелания вы хотели бы передать редакции?
— Мы всегда были и остаемся в числе постоянных подписчиков “КиЯ”. В прошлом наша команда испытателей-гонщиков регулярно принимала участие в водно-моторных соревнованиях и технических конференциях, организованных журналом. Мы считаем, что эту добрую традицию необходимо со временем возродить. Для создания отечественной конкурентоспособной лодочной продукции были бы очень полезны публикации в журнале действующих и разрабатываемых в области мелкого судостроения европейских и мировых стандартов на размерения (габариты по типажу лодок), по экологическим требованиям к лодочным моторам, а также по нормам мореходности и непотопляемости моторных лодок и моторных яхт. Мы уже излагали эту просьбу, но редакция пока на нее не откликнулась.
От имени нашего коллектива желаю журналу и читателям “КиЯ” счастливого плавания!
Беседу вел В.Бухарин,
г. Новосибирск