Если в ходе обычной эксплуатации лодки время от времени и возникают экстремальные ситуации, как правило мы стараемся их избегать — сбрасываем газ при встрече с волной, уходим в укрытие… В гонке же все происходит с точностью наоборот — здесь все подчинено скорости и только скорости, поэтому и лодка, и мотор работают на пределе своих возможностей. Гонка — очень серьезное испытание для любого судна, способное выявить все его сильные и слабые стороны. И тем более гонка 24-часовая, представляющая собой самый настоящий “endurance test” — так в международной практике называют испытания на выносливость. Обычно мы даем результаты испытаний “на мерной миле” в конце отчета, но что касается “Мустанга-540” производства петербургской компании “Мнев и К”, на котором мы выступали в 24-часовом марафоне “White Nights Endurance”, то здесь совершенно особый случай. Все испытатели (они же гонщики) “КиЯ” были единодушны в своих оценках: лодка просто великолепная. Напомним, что выступали мы на абсолютно серийном “Мустанге”, собранном буквально у нас на глазах.
БОЧКА МЕДА
Впервые “Мустанг-540” был представлен широкой публике на прошлогодней “Бот-шоу” в Петербурге и сразу же вызвал огромный интерес. На сегодняшний день это одна из наиболее популярных моделей “Мнев и К”. Лодки с жестким корпусом и надувными бортами выпускались, конечно, и прежде, но “Мустанг” — это самый классический, так сказать, “чистокровный” РИБ, который нам до сих пор доводилось видеть.
Если обычную жесткую лодку можно сравнить с “легковушкой”, то РИБ обычно ассоциируется с джипом — причем не каким-то там “паркетником”, а с серьезным внедорожником, которому по плечу самая тяжелая, а порой и грязная работа. Такой вот “джип на воде” и представляет собой “Мустанг”. Взять хотя бы внешность — облик у лодки “патрульно-агрессивный”, и на воде испытываешь желание на всякий случай уступить ей дорогу.
Классический РИБ — это просторная платформа с водительской консолью посередине кокпита, ведь назначение лодки, как правило, сугубо деловое. Как правило, это быстроходная плавучая база спасателей, водолазов, рыбаков, которым надо брать с собой массу достаточно громоздкого снаряжения.
В этом смысле планировка “Мустанга” просто идеальна, поскольку допускает размещение и достаточно большого для 5.4-метровой лодки экипажа (сидение на бортах и на корточках не в счет). На заднем “диване” можно расположиться втроем (водитель при этом сидит посередине), еще двое могут устроиться на банке перед консолью, и еще одно треугольное сиденье расположено прямо в носу — правда, сидеть приходится спиной к движению, да и трясет там на волне ощутимей всего. Все сиденья представляют собой крышки вместительных сухих рундуков, небольшой “бардачок” для всяких мелочей имеется и прямо под штурвалом на консоли. Под консолью упрятан и 100-литровый стационарный бензобак, снабженный прозрачной мерной трубкой. При этом в кокпите остается еще уйма свободного места для упомянутого громоздкого снаряжения. В общем, пространством в кокпите конструкторы “Мустанга” распорядились очень продуманно.
“Мустанги” выпускаются в разных вариантах комплектации. Лодка с заводским номером 608/9, предоставленная команде “КиЯ”, представляла собой нечто среднее между самым “навороченным” и самым простым вариантами. За водительским сиденьем была установлена рампа из стальных труб с пластиковой наделкой, в которой, как на крыше джипа, располагались мощные фары (пять штук передних и одна задняя) и ходовые огни. При желании на такую рампу можно поставить проблесковые маячки, звуковые сигналы или сирену и т.п. Надувные борта были оборудованы стальными релингами (в “простом” варианте их заменяет тросовая обвязка). Между кормовыми и носовыми релингами предусмотрительно оставлен свободный промежуток, чтобы легче было влезать в лодку с воды. Как и на всех модификациях “Мустанга”, рулевая консоль была оборудована ветровым стеклом “мотоциклетного” типа, которое огибал удобный стальной поручень. Кстати, стекло прекрасно исполняет свои функции по защите водителя от ветра и брызг. Показательный факт — даже в сильный дождь на стекла очков и “забрала” шлемов на полном ходу попадали лишь считанные капли. Видно сквозь него, хоть стекло и полимерное, тоже неплохо.
Лодка была оборудована дистанционным управлением поворотом с довольно простеньким штурвалом из нержавейки (мы очень завидовали обладателям толстых мягких “баранок”), реверсом-газом одной рукояткой с кнопками управления триммером и аварийным выключателем зажигания с витой стропкой и чекой, которую мы цепляли за поясной ремень спасательного жилета. Кстати, поначалу стропка показалась нам коротковатой, но несколько пробных рывков показали, что срабатывает аварийный выключатель только при удалении водителя от пульта метра на полтора, не меньше. Мотор, естественно, был с электростартером — аккумулятор с выключателем “массы” установлен в пластиковом ящике под крышкой кормового рундука. С одной стороны, это надежно фиксирует его от нежелательных перемещений, с другой, вытащить его из ящика для замены или обслуживания довольно сложно. Не получится и установить аккумулятор нестандартного размера — наверное, все же более удобным было бы крепление “по-автомобильному”, за отбортовки на самой батарее.
Остойчивость “Мустанга” выше всяких похвал — как только мы спустили лодку на воду, на борту тут же оказались чуть ли не все участники нашей группы поддержки. Причем на борту в самом прямом смысле слова — на правом надувном. “Мустанг”, конечно, слегка накренился, но не настолько, чтобы вызвать панику.
Столь же спокойно ведет себе груженый “Мустанг” и на ходу — пассажиров (6-8 чел.) и груз можно размещать как попало: ни заметного увеличения времени выхода на глиссирование, ни повышенного дифферента в ту или иную сторону не отмечается. Триммер требуется лишь для того, чтобы выжать максимальную скорость.
Кстати, мы обратили внимание, что “Мустанг” вообще любит нагрузку, особенно на волне. Подтвердили это и испытания одной из лодок этой серии, использовавшейся в качестве спасательного судна в ходе соревнований по фанбордингу “Кубок Балтики” на призы нашего журнала, которые проводились в Зеленогорске. С экипажем в 6-7 человек на короткой ветровой волне высотой более полуметра скорость можно было не сбрасывать — ход у лодки был удивительно мягким, некоторую тряску ощущал лишь пассажир, расположившийся в самом носу. На гонках этим обстоятельством воспользовались наши основные конкуренты — украинцы предпочитали выходить на трассу вдвоем, а экипаж Ишутина-Овчинниковых и вовсе насыпал в кокпит лодки песку в качестве балласта. На длинной (более двух-трех длин корпуса) “морской” волне можно поддерживать максимальную скорость и при высоте волны около метра.
С одним водителем на особо крутой волне “Мустанг”, оправдывая свое название, порой выпрыгивает в воздух и приводняется с довольно ощутимым ударом. Однако если “занутрить” мотор триммером, опустив нос, лодка, хоть и несколько потеряв ход, начинает уверенно рубить волну форштевнем и склонности взлететь не выказывает. И вообще реакция на триммер потрясающая — в гонке мы пользовались кнопками гидрооткидки гораздо чаще, чем рукояткой дросселя.
Устойчивость на курсе тоже выше всяких похвал. Особенно хорошо это было заметно на вроде бы спокойной Кронверкской протоке, которая в некоторые моменты гонки была буквально исчиркана скрещениями продольных кильватерных волн и их отражениями от стенок набережной. На этих волнах, похожих на путаницу рельсов на железнодорожной сортировке, некоторые лодки рыскали так, что страшно было смотреть. Наш “Мустанг” при этом шел как по нитке — только переваливался с боку на бок.
Способность лодки уверенно держать курс даже в ходе нештатной ситуации подтвердилась и после “Кубка Балтики”, когда один горе-водитель из команды обеспечения со всего хода вылетел на камни. В результате на “Mercury-50” напрочь срезало “шпору” подводной части, а от винта осталась только ступица с жалкими огрызками лопастей. С антикавитационной плиты девался куда-то и плавничок-компенсатор реактивного момента на антикавитационной плите. Винт мы заменили и, ожидая ежеминутной борьбы со штурвалом, отправились из Зеленогорска в Питер. Ничего подобного! Если в поведении лодки и появились какие-то изменения, то они были слишком незначительны, чтобы обращать на них внимание. Руль один из нас держал буквально двумя пальцами, и через час, несмотря на волну, мы уже были на месте.
Повороты “Мустанг” проходит с устойчивым и безопасным внутренним креном, величину которого ограничивает надувной баллон внутреннего борта. Правда, особо круто с полного хода не повернешь — винт подхватывает воздух и теряет упор (этот эффект одинаково заметен и на девяностосильном моторе, и на “пятидесятке”). В принципе, получается нечто вроде ограничителя для особо бесшабашных натур, поскольку боковые ускорения в повороте таковы, что можно запросто оказаться за бортом.
Как уже упоминалось, большую часть 24-часовой дистанции наш “Мустанг” промчался по довольно высокой и крутой волне открытой Невы, испытывая порой жестокие удары, подвергшие конструкцию лодки серьезному испытанию на прочность. У некоторых соперников были при этом довольно серьезные проблемы — от тряски отрывались даже рулевые консоли! “Мустанг” выдержал испытание с честью — ничего не треснуло, не отломалось, не расшаталось. Прекрасно проявили себя и надувные борта, в момент “приводнений” державшие удар наравне с пластиковым корпусом — после финиша они столь же плотно сидели на своих местах. Отныне не вызывает у нас сомнений и прочность материала, из которого они склеены. В предстартовой лихорадке одна из лодок, подходя к берегу, крепко притерла наш “Мустанг” к железному бону со множеством острых углов. Мы уже мысленно распрощались с баллоном и с участием в гонке, но осмотр не выявил даже малейших царапин. На совесть сделано!
Одним словом, “endurance test” “Мустанг” прошел на пять.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
В ходе гонки нам удалось выявить и ряд недостатков предоставленного нам “Мустанга”. Правда, большая их часть относится к конкретной комплектации лодки.
Так, в частности, на рулевой консоли не имелось ни одного контрольного прибора и сигнализатора. Особенно не хватало нам тахометра, указателя угла откидки мотора и сигнализаторов перегрева и уровня масла. Надо сказать, что жертвой отсутствия приборов стала сама команда “Мнев и К” — во время “аква-ралли” в водоприемник мотора попали водоросли, а пищания встроенного в мотор сигнализатора через шлемы никто не услышал. В результате новенький “Mercury” перегрелся и его заклинило. Нам представляется, что при установке довольно дорогого мотора экономить на приборах не стоит.
Основные данные мотолодки “Мустанг-540”: Длина наибольшая — 5.4 м, ширина н аибольшая — 2.0 м. Вес лодки в сборе — 300 кг. Грузоподъемность — 1200 кг. Пассажировместимость — 8 чел. Разрешенная высота волны — 2 м. Характеристики жесткого корпуса (стеклопл.): длина — 4.7 м, ширина —1.5 м, высота — 1.1 м. Вес — 260 кг. Характеристики надувного борта (ПВХ, 1350 г/м2): диаметр баллона — 0.5 м. Вес — 40 кг. Мощность ПМ: минимальная — 40 л.с., максимальная — 130 л.с., рекомендуемая — 50-90 л.с. |
Не совсем удобной показалась нам и система осушения кокпита. Самоотлив работает только на ходу, но вытащить расположенную под ногами водителя тугую пробку довольно нелегко (и еще сложней вставить ее на место!). С подобной ситуацией можно столкнуться не только в гонке — наверняка необходимость избавиться от воды на полном ходу может возникнуть и в ряде других случаев, например, при использовании “Мустанга” в качестве спасателя. Несравненно удобней, как нам думается, был бы пружинный клапан, привести в действие который можно, попросту потянув за петельку или рычажок, расположенный в удобном месте. Кстати, на стоянке закрываемый пробкой шпигат располагается практически на уровне воды, поэтому удалить из кокпита песок, который нанесли туда на собственных ногах неаккуратные гости, простым поливом из ведра не получится — нужны черпак и тряпка.
Наиболее серьезные претензии вызвали у нас некоторые особенности конструкции топливного бака. Во-первых, у него очень узкая заливная горловина, что вызвало проблемы с подбором подходящей воронки, а также замедляло заправку. Но самое главное — это что трубка воздушного дренажа бака выведена не куда-либо, а непосредственно в “бардачок” под штурвалом! Мы положили туда рацию, и после финиша обнаружили, что под воздействием паров бензина она расклеилась, развалилась на части, а некоторые мелкие детали даже “потекли”. На наш взгляд, дренажной трубке в “бардачке” не место, и мы уверены, что конструкторы лодки вскоре найдут более достойное техническое решение. Убеждены мы также, что после ряда небольших усовершенствований “Мустанг” вполне может претендовать на титул “лодки без недостатков”.
А.Лисочкин
Реклама: