Логотип ` Катера и Яхты`
№173 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Старт. Финиш. Победитель.

   
   


Парусный спорт зависим от погоды вообще, и от ветра — в частности. Такова специфика. И виндсерфинг не исключение. Летний этап чемпионата России по виндсерфингу — Кубок Балтики на призы журнала “Катера и Яхты” — едва не сорвался по причине почти полного штиля, накрывшего побережье Финского залива аккурат в дни соревнований.

Ничего страшного не произошло! Да и не может так быть, чтобы два года подряд Балтика нам подарки устраивала” — эти слова Олега Острикова, среди фанбордистов больше известного как “Монстр”, выражают мнение лишь части участников прошедшего турнира. Многие же открыто выражали свое разочарование. Действительно, в памяти у всех еще остались воспоминания о свежем западном ветре, подарившем прошлогоднему чемпионату великолепные соревнованиях в двух запланированных дисциплинах и дополнительную возможность провести выступления в прыжках на доске под парусом (“wave”), что для Питера явилось редкой удачей. И вот — такая вялая погода год спустя!

Ожидающим своей участи на берегу залива в Зеленогорске участникам соревнований оставалось лишь уповать на неточность прогнозов синоптиков, каждый раз предвещавших очередной день без ветра. И ведь зарегистрировано на этот раз было рекордное число участников, приехавших на гонки из самых разных уголков нашей, как говорится, необъятной родины. В стартовый протокол были внесены фамилии 62 спортсменов из Анапы, Москвы и Подмосковья, Петербурга, Ростова-на-Дону, Севастополя, Сочи.

Такое внушительное представительство обязывало организаторов соревнований провести Кубок на высоком уровне. Эту ответственность наравне со всеми разделял и наш журнал, чье имя внесено в официальное название турнира. Однако за несколько дней до объявленных стартов мы столкнулись с проблемами технического характера. Прошедшие двумя неделями раньше гонки “24 часа Петербурга” практически “выкосили” весь парк доступных нам для пользования моторных лодок с надувными бортами (так называемых RIB), которые, в условиях нашего мелководья, являлись единственно-приемлемым для обслуживания соревнований типом судов. Спортсмены-фанбордисты уже съезжались в Петербург, а оргкомитет тщетно пытался раздобыть катер для судейства и технических работ.

В этот очень ответственный момент на помощь журналу пришли специалисты из петербургской компании “Стрингер”, которые предоставили для этих нужд свой заслуженный и проверенный годами катер модели “Стрингер-550”, за что мы выражаем им свою глубокую признательность.

Информационную поддержку соревнованиям оказали Радио “Максимум”, Телекомпания “6-й канал”, газета “Спорт XXI”.

Первый уик-энд был абсолютно потерян для виндсерфинга — ветер совершил лишь несколько робких попыток набрать силу, но тщетно. Да и с направлением не повезло. Долгожданные порывы западных направлений так и не пришли, а при восточном ветре нормальные условия для гонок можно было ожидать не в Зеленогорске, а на западном побережье Ладожского озера, в нескольких десятках километров от места, где расположились участники. Однако отлаженной схемы принятия оперативного решения и переброски лагеря с одного берега на другой организаторы пока не выработали. Поэтому в выходные дни гонщикам оставалось только развлекать себя экскурсионной программой в Северной столице. Как, впрочем, и в понедельник. “Организаторы таких соревнований должны быть мощнее” — говоря это, президент Федерации экстремальных видов спорта (FXS), проводившей Кубок Балтики, Владимир Демченко имел ввиду, в первую очередь, техническую оснащенность, которая позволяла бы быстро и без проблем переезжать на небольшие расстояния и спортсменам, и техническому парку, и судьям. — “На следующий год следует также более тщательно продумать график и географию Кубка в зависимости от метеоусловий”. Лишь во вторник удалось провести первые гонки — отдельный зачет для гонщиков на длинных олимпийских досках и так называемую “фан-гонку” для желающих. А вот “сourse race” — первую зачетную гонку Кубка зрители увидели лишь на следующий день, в среду, когда, наконец, дунуло достаточно (более 4.7 м/c), чтобы открыть эту дисциплину. Результаты ее были вполне предсказуемы: Михаил Ершов пришел первым, следом за ним финишировали Алексей Ноздрин и Алексей Чибизов. Здесь же, недалеко оказался и Дмитрий Давиденко, который в прошлом году на Кубке Балтики составил основную конкуренцию питерским лидерам — на этот раз севастополец пришел четвертым.

Уже во второй половине дня произошла микросенсация — результат двух состоявшихся вслед за первой гонок мало того, что не укладывался в рамки предварительных прогнозов, но и вызвал многочисленные споры и даже протесты, разбиравшиеся в официальном порядке. После более чем убедительной победы в первой гонке, Ершов “отличился”, придя к финишу лишь шестым. Причиной тому, по словам Михаила, послужила неудовлетворительная подготовка судьями дистанции, знаки которой были крайне плохо видны на поверхности залива. В результате и Ершов, и Чибизов были дезориентированы и в борьбе поднялись выше знака, упустив свою позицию на дистанции и потеряв время. Претензия принята не была и результаты гонки утвердили. Победу в ней праздновал Давиденко; Ноздрин, как и в первый раз, пришел вторым, следом за ним — Токарев, а на четвертом месте оказался Кирилл Овсянников.

Понимая, что каждая гонка, учитывая сложившиеся погодные условия, может оказаться последней в нынешнем турнире, гонщики собрались на третий старт этого дня. Михаил Ершов при этом опоздал к старту, после чего и вовсе не вышел на дистанцию. Его протест на судейскую коллегию по поводу того, что старт оказался дан раньше запланированного, был рассмотрен, но в итоге не принят. Судьи также долго совещались, пытаясь определить статус проведенной гонки — началась она в приемлемый ветер, а заканчивалась уже когда тот ослаб и “вышел за рамки”, предусмотренные правилами. По свидетельству многих гонщиков, парусные доски с обезветренными парусами останавливались уже на первом знаке, т.е. ветер на дистанции был неудовлетворительным. В таких условиях обычно проводят “фан-гонку” — необязательную для участия и с отдельным зачетом. В конце концов решили занести результаты и этого, третьего старта в официальный зачет соревнований.

В оставшиеся дни о ветре также только мечтали, а в четверг смогли провести опять лишь “фан-гонку” и гонку в классе “Race-Board”. Таким образом судьба Кубка Балтики-2000 решилась за один день, и результаты по двум гонкам (худший из трех приходов исключался) были объявлены лишь в одной дисциплине.

А. Петров

В итоге награды получили: В абсолютном зачете у мужчин: 1 место — А.Чибизов (СПб), 2 — А.Ноздрин (Москва),

3 — Д.Давиденко (Севастополь). У женщин: 1 — А.Вторникова (Севастополь), 2 — О.Малышева (Сочи), 3 — И.Моисеева (Москва). Среди юниоров (до 21 года): 1 — Е.Запорожцев (СПб), 2 — К.Кудашев (СПб), 3 — К.Воногов (СПб). Среди ветеранов: 1 — А.Ноздрин (Москва), 2 — Д.Овсянников (СПб), 3 — Э.Усейнов (СПб). В классе Race Board: 1 — А.Ермишкин (Долгопрудный), 2 — К.Заиченко (Сочи), 3 — Е. Соловьева (Москва).

Призовой фонд соревнований был сформирован при поддержке компаний и представителей фирм: “O’Neill”, “SST”, “Star Board”, “North Sails”, “Matrix”, “Gun Sails”, “Gaastra”, “Nautix”, “Mistral”, “Fiber Spar”, “Simmerstiles”, “Planet Windserf”, “Ультра Си”, “Драйв”.


Алексей Чибизов

Интересно, как представляет ситуацию, сложившуюся на Кубке Балтики-2000, его победитель, Алексей Чибизов.

— По поводу протеста в третьей гонке могу отметить, что большинство гонщиков все-таки были с ветром, и я думаю, именно поэтому гонку оставили в зачете как “курс-рейс”. Есть судьи, и они это решают. Что же касается моей победы, то в ней, наверное, элемент случайности все-таки был.

— Тебя называют одним из самых перспективных гонщиков. А как ты сам оцениваешь свое мастерство?

— Трудно оценивать себя. Может быть, мастерство проявляется в моем отношении к занятиям виндсерфингом. Для меня абсолютно безразлично, катаюсь я просто так или участвую в соревновании. Мое отношение к гонкам равноценно тому, что я испытываю в любой обычный день, когда иду на залив кататься. Я никогда не настраиваюсь на соревнования особо, и никогда не готовлюсь к ним специально. Мне кажется, что у меня все должно получаться само по себе. И даже в психологическом плане мне легче относиться к вещам именно так. Вообще, каждый по-своему готовится к соревнованиям. Допустим, Миша Ершов готовится серьезно, он прошел классическую школу спортсмена: он не может себе позволить выпить перед соревнованиями, расслабиться или еще что-то. А у меня такого нет, для меня что гонка, что развлечение — одно и тоже. Просто в соревнованиях есть определенные рамки. Но я выхожу на старт и делаю все так, как мне нравится.

— Как ты начал заниматься виндсерфингом?

— Вначале несколько лет ходил на “Оптимисте” и “Кадете”. Потом встал вопрос о переходе в класс “470”. Но однажды летом был в спортивном лагере в Зеленогорске и увидел парусную доску. Решил попробовать, и то лишь потому, что подумал: вдруг на каких-нибудь соревнованиях окажется доска — смогу покататься. Вот и попробовал. Да так, что забросил яхтинг и стал заниматься только доской.

— А в “семидесятке” ты не думал остаться, вдруг и там смог бы достичь высоких результатов?

— Нет. Для того, что бы достичь в России хоть каких-нибудь успехов в парусном спорте, нужно иметь возможность тратить большие деньги на поездки, тем более, что “470” — олимпийский класс. И если ты хочешь добиться высоких результатов, то должен постоянно ездить, должен следить за состоянием лодки, постоянно обновлять матчасть. А можете представить, что такое ездить с яхтой. Другое дело - доска, которая лежит на крыше автомобиля, да и в самолете нет проблем — в багаж сдал и полетел. А вот яхта… Думаю, что в нашей стране олимпийский парусный спорт еще не скоро разовьется до такого уровня, что здесь будут расти чемпионы.

— А у тебя самого чемпионских амбиций нет?

— Такого точно нет. К тому же, в России нет условий, позволяющих реально готовиться к серьезным соревнованиям. Чтобы стать чемпионом, нужно, по крайней мере, жить в теплых краях, чтобы иметь возможность ходить на воду каждый день. А здесь, сами видите, какие условия: все зависит от ветра - пришел ветер, идешь кататься. Поэтому и гонки такие получаются, и соревнования, и катание.


Прапорщик под парусом

На Кубке Балтики нам удалось познакомиться с сочинцем Виктором Айвазяном, известным в стране олимпийским гонщиком. Его первые шаги в виндсерфинге очень напоминают путь, который прошел Алексей Чибизов, только дело происходило на другом море — Черном.

— Вначале меня привели заниматься парусным спортом в детском классе швертботов. Год походил на “Оптимисте”, потом на “Кадете”. Через какое-то время ходил уже в ранге чемпиона города. Парусный спорт, конечно, нравился, но не настолько, чтобы назвать это увлечением всей жизни. С виндсерфингом все получилось случайно. Пришел как-то на пляж и увидел, как мужичок какой-то учится кататься на доске под парусом. Как сейчас помню, звали его Соболев Михаил Федорович, он на пляже кем-то вроде спасателя работал. Я заинтересовался, чем это он там занимается, а вскоре он и мне предложил попробовать. Ну, попробовал я, “нырял”, “нырял”... Одному не интересно, позвал ребят со двора. Стали мы ходить, заниматься, ведь лето было, делать нечего. К осени уже стали у нас получаться какие-то повороты, ведь дети не взрослые — быстро все схватывают. В общем, в течение года я настолько этим делом “заболел”, что яхты забросил и с головой ушел в виндсерфинг.

— Никогда не жалел об этом?

— Был момент, когда я решил “завязать”, решил, что все, чего мог достичь, уже достигнуто. Да и время было такое – распад СССР. Вернулся на яхты, походил годик, но в очередной раз понял, что это не для меня. Потом мне вновь предложили гоняться на доске, как раз Игры Доброй Воли в Петербурге проходили... И опять все пошло-поехало. Теперь я просто не представляю себя без виндсерфинга. Посмотри на нас — мы живем этим! Отбери у нас вот это, и все — нет людей. Мы без своих парусов пропадем. Знаю одно: если не буду профессиональным гонщиком, все равно останусь в спорте, буду судьей или еще кем-то.

— Ты был претендентом на участие в Олимпийских играх в Сиднее, но в команду не попал. Что произошло?

— Не повезло. На отбор не поехал, потому что не удалось вовремя визы оформить. Причина банальна: денег тогда не было. А в последний момент уже просто не получилось. Но у нас на Олимпиаду поедет Володя Моисеев.

— А ты что при этом чувствуешь?

— Обидно, конечно. Очень хотел выступить на Играх, цель какая-то была. Но в прошлом году осенью я в Анапе сломал ногу: серьезная травма, с разрывом связок. Почти полгода не готовился, восстанавливался. А Володю возили на соревнования, он “накатывался”. Объем какой-то отработал, естественно поднял свой спортивный уровень. Чем больше ты участвуешь в соревнованиях высокого уровня, в представительных гонках за границей, тем быстрее повышаешь свое мастерство. В России такой объем не наработать. Сейчас в чемпионате страны в олимпийском классе гоняются двадцать человек, и проводится всего два соревнования за весь год. Это просто несерьезно.

— Какое у тебя образование?

— Среднее, специальное. Я же военный. Служил в ЦСКА, да и сейчас служу сверхсрочную — я прапорщик (смеется). Даже получаю какие-то деньги за свою должность – командир катера, который приписан в Новороссийске. Пока меня там держат — все-таки чемпион России!


Дмитрий Давиденко:
“Утром встаю с мыслью о ветре”

Среди участников последнего Кубка Балтики было несколько “иностранцев”. Под этот статус “жителя чужого государства” попал и севастополец Дмитрий Давиденко. Его мы и попросили прокомментировать ситуацию с виндсерфингом в соседней Украине.

— В Украине нашему спорту пока нелегко, хотя люди все-таки находят возможность и катаются. Сейчас ведутся попытки организовать какие-то регулярные соревнования. Например, в Одессе скоро пройдет чемпионат по экстремальным видам спорта. Однако, в целом соревновательный уровень в стране низок, и, хотя есть пара-тройка хороших гонщиков, мне пока намного интереснее выступать в России.

— Поскольку ты человек в фанбординге новый, расскажи немного о себе.

— Вообще виндсерфингом я занимаюсь довольно давно, лет восемь. Пять лет катался по олимпийской программе. Сейчас уже перестал, потому что большого смысла в этом не видел. Ведь я был лишь вторым номером в нашей сборной. А для того, чтобы на поездки, соревнования и матчасть выделяли хоть какие-то средства, надо быть только первым. Первый у нас и по сей день Максим Обиренко. Он сейчас в мировом рейтинге двадцатый.

Так что я пошел в более демократичный фанбординг, и гоняюсь уже второй год – курс-рейс, слалом. С прошлого года начал чуть-чуть фристайлом заниматься.

— Как объяснить столь успешный дебют в неолимпийском виде спорта?

— Курс-рейс, в общем-то, похож на гонки в олимпийском классе. Близкая по рисунку дистанция, аналогичная тактика. Разве что техника немного отличается. А гоняться здесь интереснее – гонки в курс-рейсе более динамичные, скоростные. Это привлекает.

— То, что ты перестал заниматься олимпизмом, поставило крест на твоем участии в Олимпиаде. Неужели не хотелось туда попасть?

— Я реально смотрю на вещи: у меня не было никаких шансов. Так что мне и не завидно, и не обидно. Тем более, что Международная Федерация в перспективе собирается в олимпийской программе заменить гонки на длинных досках-монотипах на фанбординговый “курс-рейс”. Если это произойдет, то в будущем можно и на Олимпиаду попасть.

— Сейчас тебе 22. Ты пришел в виндсерфинг восемь лет назад. Говорят, что виндсерфинг меняет всю жизнь. Насколько твоя жизнь изменилась по сравнению с тем, что было 9, 10, 11 лет назад?

— (Смеется). У меня отец – тренер. И я всю жизнь был в спорте. Вначале занимался греблей, плаваньем. Причем достаточно серьезно. Был в городе лучшим по гребле в своей возрастной группе. Очень много видов спорта перепробовал, и вот остановился на виндсерфинге. Потому что от всего этого получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие: от самого ветра, от борьбы со стихией.

Через какое-то время понимаешь, что кроме этого тебе ничего не надо. Утром просыпаешься с одним вопросом в голове – есть ветер или нет? Смотришь в окно: если ветер есть, настроение поднимается и ты идешь кататься, а потом уже занимаешься чем-то еще. Если ветра нет, то настроение падает, и начинаешь думать об одном – где же ветер?

— Кроме виндсерфинга, чем еще занимаешься в жизни — работаешь, учишься?

— Работаю тренером в детской спортивной школе. А кроме того учусь на 4-м курсе в Педагогическом университете на кафедре физвоспитания. На заочном, потому что знаю, что если буду учиться на дневном, то не смогу необходимое время уделять гонкам. С педагогическим образованием можно будет работать инструктором здесь или за границей.

— Лично для себя чего бы ты хотел достичь?

— Хочется быть первым, конечно. И не только здесь – здесь, это естественно. А в целом – гоняться в профессиональной лиге и хорошо в ней выступать.

С участниками Кубка Балтики беседовала Е. Яворская

 

Наверх


 Library В библиотеку