Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Техника спорту и туризму

   
   


В последнем году уходящего тысячелетия “КиЯ” долго не удавалось закрыть водно-моторный сезон. Кто бы мог предположить, что последние испытания года придутся на начало декабря? Плотный лед, сковавший было Неву, из-за небывало долгой оттепели быстро сошел — лишь кое-где у берегов похрустывали уцелевшие пластинки припая. Но, несмотря на чистую воду, всего лишь три градуса тепла и висящая в воздухе надоедливая морось никак не располагали к водным прогулкам. Однако счастливым образом такая погода оказалась только на руку — в иных условиях некоторые качества первого экземпляра новой мотолодки “Омега” петербургской фирмы “Курс” могли остаться “за кадром”.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Как правило, у каждого конструктора катеров имеется свое “фирменное” техническое решение — основанное не только на результатах расчетов, но и доведенное до окончательного блеска методом проб и ошибок. Не является исключением и хорошо знакомый постоянным читателям “КиЯ” главный конструктор “Курса” Борис Ершов, излюбленный “конек” которого — хорошо зарекомендовавшие себя на воде комбинированные выпукло-килеватые обводы с продольными реданами и бортовыми спонсонами-брызгоотбойниками небольшого объема: этакий гибрид “глубокого V” и тримарана. Главными достоинствами ершовских лодок всегда были высокая мореходность и хорошая динамика, определяемая легким, без ярко выраженного “горба сопротивления” и кормового дифферента, выходом на глиссирование.

В качестве наиболее яркого примера использования таких фирменных обводов можно привести хорошо известную множеству российских водномоторников “Дельту”, серийно производимую в различных модификациях уже несколько лет (пару лет редакция “КиЯ” успешно проводит на ней ресурсные испытания подвесных моторов). “Дельта” оказалась настолько удачной, что ее обводы нашли свое воплощение и в лодках совершенно иных размерений и назначения — например, в 7-метровом РИБе “Кальмар”, отчет об испытаниях которого “на мерной миле “КиЯ” читайте в № 169.

А новенькую с иголочки “Омегу”, спущенную в стылую невскую воду 6 декабря нынешнего года, можно по праву считать самой близкой родственницей знаменитой “Дельты”. Ведь по сути, если говорить о корпусе, это та же “Дельта”, только удлиненная на 1.4 м и более высокобортная (разница в высоте борта — как раз та синяя полоса, которая хорошо видна на снимках). Оставалось только выяснить, насколько более крупная “Омега” сохранила все положительные качества своей “старшей сестры”. Но прежде мы не могли не обратить внимания на те особенности новинки, которые столь бросались в глаза, что оценить их можно было еще на берегу — пока лодка в ожидании традиционного крещения шампанским еще стояла на трейлере.

КОНЦЕПЦИЯ И ДИЗАЙН

Самобытный, и в то же время профессиональный дизайн — такая же “визитная карточка” “Курса”, как и упомянутые выше обводы. Думается, что некоторые произведения фирмы можно смело выставлять не только на бот-шоу, но и на выставках промышленного дизайна, по залам которых бродят больше не потенциальные потребители, а длинноволосые ценители прекрасного, которым до балды, за сколько секунд лодка выходит на глиссирование (или же за сколько секунд кипятит воду футуристических очертаний чайник). Достаточно упомянуть хотя бы ту же “Дельту-Люкс” с ее смело решенным несимметричным интерьером кокпита.

Однако судовой дизайн не может существовать отдельно от функциональности — на лодке, а тем более небольшой, как правило, нет места для чисто украшательских элементов, и даже те детали оборудования, которые играют исключительно практические роли, призваны исполнять несколько функций одновременно. И на наш взгляд, ограниченное пространство “Омеги” распределено более чем блестяще.

Чего стоит одна только толстенная дуга над кокпитом, начинающаяся от самого транца! Во-первых — стильно. Во-вторых, это опора для тента и неприметное хранилище для его свернутых в трубку передней и кормовой секций. В-третьих, на ней можно разместить ходовые огни, звуковые сигналы, антенну и пр. В-четвертых, установленный на ее нижней плоскости плафон превращает темный кокпит в уютный домик даже без установленного тента…

Когда расположившийся за рулем автор этих строк попытался впихнуть в “манерный”, но явно тесноватый “бардачок” возле приборной панели довольно объемистую сумку, Борис Ершов с довольно ехидным видом указал в сторону кормы (здесь стоит упомянуть, что мы в свое время укоряли “Курс” за малое число багажных отделений на первом варианте “Кальмара”). Вот это да! Шесть больших и маленьких рундучков на выбор! Влезет не только мужская сумочка на пару с дамской, но и гора рюкзаков, и пара-тройка канистр с бензином, и всякие длинномерные рыболовные принадлежности. Когда мы попробовали приоткрыть две загадочные крышки над бортовыми “бардачками”, то под одной обнаружился умывальник с электронасосом, а под другой — портативная газовая плитка (и все это при длине корпуса 5.4 м!). А установленный прямо у нас на глазах раскладной столик сразу превратил два кормовых сиденья, расположенных по бортам, в уютную кухню (или гостиную — кому как нравится). Когда пришлось снимать капот мотора, оценили мы и площадку-“кринолин”, отформованную в корме заодно с верхней секцией корпуса — в более теплое время года на нее наверняка обратят внимание купальщики, тем более что имеется откидной трапик.

Единственно, что пришло в голову изнеженным подобным комфортом испытателям “КиЯ” — это предложить вариант, при котором сложенный столик можно было бы убирать в длинный днищевой рундук, крышка которого точь-в-точь совпадает с ним по размерам. В определенных ситуациях столик (который, надо сказать, используется и при устройстве хоть и тесноватого, но вполне приемлемого при росте 1.7 м спального места) будет в кокпите только помехой — например, во время рыбалки.

Кстати о рыбалке: компоновка новинки чем-то напомнила нам не так давно испытанный “Silver Shark” (см. № 173) — особенно своим открытым носовым кокпитом. Понятно, что в районе кормы рыболовы в “Омеге” будут испытывать некоторые затруднения из-за нависающей над головами дуги, сидений и пр., но в носу забросить спиннинг или расположиться с удочкой можно без проблем. В общем, если продуманность интерьера “Омеги” и не идеал, то, по крайней мере, очень близка к нему.

— Мы ставили перед собой задачу создать максимально универсальную мотолодку, которая одинаково хорошо подходила бы и любителям скоростных прогулок, и рыболовам, и воднолыжникам, и туристам, ценящим высокий комфорт, — говорит Борис Ершов. — При выбранных размерениях, наиболее популярных в настоящее время, пришлось идти на компромисс — вместо рубки, отнимающей полезное пространство, использовать широкую центральную консоль и большую кормовую дугу, трансформируемые при необходимости в теплую рубку.

НА СТУДЕНОЙ ВОДЕ

Упоминание про “теплую рубку” прозвучало как нельзя кстати — на боне клуба “Импульс” к тому моменту не найти было ни единой живой души, не щелкавшей зубами от пронизывающего холода. Счастливые “безлошадные” граждане, уже особо не таясь, прикладывались к переходящей бутылке с коньяком, а те, кому предстояло рулить, мужественно терпели. И, надо сказать, они не прогадали.

Действительно, когда оказываешься внутри “Омеги”, обставленной по-зимнему — не только с верхней крышей и кормовым пологом, но и с поставленными прозрачными боковинами — то чувствуешь себя, как в хорошо отапливаемой самолетной кабине с хорошим обзором. Согревшись, достаточно лишь настроить встроенную в пульт автомагнитолу на любимую волну, повернуть ключ в замке зажигания и толкнуть ручку от себя. Однако тем, кто ожидал от удлиненной “Дельты” привычных водительских ощущений, вскоре пришлось настроиться на несколько иную манеру поведения за рулем.

Мы намеренно не посвящаем чисто ходовым испытаниям (скорость, управляемость и т.д.) традиционно более значительную часть журнальной площади. К хорошему (а тем более очень хорошему) привыкаешь быстро, а отвыкаешь медленно. Хоть первый экземпляр “Омеги” и представлял собой всего лишь удлиненную “Дельту”, все же это была не совсем “Дельта”.

Прежде всего мы отметили более заметную валкость на стоянке — когда вдвоем оказываешься на одном борту, лодка ощутимо кренится. На ходу под 90-сильным “Меркури” (именно с такого мотора начались наши испытания) новая лодка вообще представляла собой нечто совсем экстремальное — доступное лишь для “отмороженных” любителей острых ощущений, хотя и скорость, и время выхода на глиссирование оказались довольно умеренными.

После установки четырехтактного “Меркури-50” (тоже достаточно тяжелого) лодка вроде несколько вошла в норму, хотя в крутых поворотах пришлось изрядно наслушаться женского визга — крен (естественно, внутренний) достигал порой 45°, а со стороны наблюдалось замывание внутреннего борта. Спортивным натурам такое “острое” поведение лодки наверняка придется по вкусу, но с шикарным оборудованием вроде плитки и умывальника оно не очень вяжется.

Скоростные показатели оказались вполне достойными, а волнообразование на полном ходу — незначительным, хотя с максимальной нагрузкой в 5 чел. разгон стал уже затягиваться на десяток секунд. Поскольку мотор явно “недокручивал”, было решено поставить более легкий 13-дюймовый винт. Динамика заметно улучшилась — выход на глиссирование вчетвером стал занимать 5-6 секунд (дифферент при этом, как и у “Дельты”, совсем невелик), а вот скоростные показатели остались практически прежними. Режим глиссирования лодка сохраняла при 3800-4200 об/мин в зависимости от нагрузки, и после падения скорости до 32-34 км/ч начинала сваливаться в переходный режим.

Поскольку на зимней Неве царил полный штиль, оценить мореходные качества новинки можно было только на волне, разведенной самой лодкой. Здесь нас не ждало никаких сюрпризов — “Омега” столь же мягко справлялась с волной, как привычная “Дельта”. Правда, поскольку на малейший поворот руля новая лодка тут же реагирует креном, пару раз она жестковато встречала волну одной из плоскостей днища — на “глубоком V” лучше резать волну на ровном киле.

— Я уже знаю, что надо сделать, — сообщил нам конструктор. — Бортовые спонсоны следует продлить дальше в корму и снабдить отгибами. Не оказывая отрицательного влияния на поворотливость лодки, за счет увеличения площади глиссирующих поверхностей такая мера должна заметно улучшить приемистость, а также снизить крен в повороте до приемлемых величин.

В тот же день “Омегу” перевезли обратно в цех, и закипела работа. На то и проводятся испытания, чтобы оперативно вносить в конструкцию изменения и доводить то, что до того было определено только расчетами. До сих пор Борису Ершову такая методика приносила успех. В целом же можно утверждать, что новинка обещает быть весьма конкурентоспособной.

Напоследок мы поинтересовались, не смущает ли Бориса то обстоятельство, что “омега” — последняя буква в греческом алфавите. “В алфавите еще много букв,” — ответили нам. Действительно, не считая уже упомянутых “Дельты” и “Омеги”, задействованы пока лишь “Гамма” и “Сигма”. Так что не исключено, что “Курс” еще не раз удивит российских водномоторников очередной новинкой.

А.Лисочкин, фото В.Галеева

 

Наверх


 Library В библиотеку