Две новинки от “ОМС”
“Эвинрудовский” ряд четырехтактных подвесных моторов в 2000-м году пополнился двумя новыми моделями, предназначенными, в первую очередь, для яхтенных тузиков и РИБов. Речь идет о 25- и 30-сильных “Эвинрудах”.
Оба мотора трехцилиндровые, девятиклапанные с единым кулачковым валом.
Для повышения надежности и долговечности приводы валика газораспределения снабжены синхронизирующими цепями с саморегулирующимся гидравлическим натяжителем. Имеется отверстие для промывки мотора пресной водой.
Моторы снабжены системой компьютерного контроля за рабочим состоянием основных узлов и агрегатов, а также ограничителем оборотов, предотвращающим работу двигателя вразнос. Поставляются как с румпелем, так и с системой дистанционного управления, с ручным и электрическим запуском.
“Твин Диск” расширяет профиль
“В порядке важной стратегической реорганизации производитель морских трансмиссий — американская компания “Twin Disc” — поворачивается лицом к катеростроителям”, — сообщает журнал “International Boat Industry”. Как считают моторостроители, большинство катеростроителей традиционно пребывает в явном неведении относительно “железок”, которые передают мощность от мотора к винту: они знают в деталях все, что касается номинальной мощности, веса и размерений самого двигателя, но коробка передач, например, считается всего лишь деталью энергетической установки, и далеко не самой интересной, так что потери мощности в ней, как и в системах управления, проектировщики катеров даже не оценивают.
Такое дистанцирование моторостроителя от судостроителя уходит в прошлое. Теперь в центре внимания фирмы “Twin Disc” оказалась вся энергетическая установка, а не только выпускаемая в течение многих лет трансмиссия.
Для расширения рыночной ниши в качестве подразделения “Twin Disc” создана новая корпорация “Racine”. Майкл Джойс — ее президент и исполнительный директор — сказал: “Мы приняли решение выйти за пределы сектора коробок передач и определили сферу своего бизнеса как морские пропульсивные установки в целом с внедрением систем электронного управления. Это совершенно иной рынок, поскольку теперь наш покупатель — судостроитель, а не моторостроитель. Мы рассчитываем работать с ними напрямую, учитывая их системные требования к пропульсивному комплексу в целом”.
В отличие от производителей коробок передач, когда ходовые качества катера считаются чужой головной болью, изготовители комплекса в ответе за любую из проектных ошибок. Поэтому они очень тщательно подходят к вопросам применимости тех или иных решений и собственно сочетаниям отдельных узлов комплекса. Предоставляя клиентам пропульсивную систему в комплексе, “Twin Disc” считает это серьезным шагом вперед.
Вновь созданная группа морских пропульсивных систем работает в г. Нивелл (Бельгия), где расположены три завода “Twin Disc”.
“TD” поставляет технику для прогулочных, коммерческих и военных судов длиной от 20 до 200 футов. Ее продукция принципиально связана с приводами Арнесона, водометами и электронными системами управления, тесно интегрированными с недавно появившейся системой ЕС200. Эта система разработана подразделением “TD Electronics” и регулирует не только трансмиссию, но и режим работы двигателя.
Приводы Арнесона по-прежнему доминируют на рынке. Производители приводов других конструкций — с фиксированным направлением тяги — испытывают немалые трудности. Такие приводы устанавливаются на легкие катера, способные быстро выходить на режим глиссирования. Поскольку у них фиксированный угол атаки, приходится заниматься многими вещами, о которых нет нужды заботиться владельцам привода Арнесона, поскольку он обеспечивает возможность регулировать ходовой дифферент в широких пределах. Это преимущество особенно сказывается на взволнованной поверхности, можно легко подстраиваться и под крупную волну, и под мелкую зыбь; изменение дифферента на ходу и повышенная управляемость — два главных козыря в пользу привода Арнесона.
В настоящее время приводы Арнесона покрывают диапазон мощностей от 200 до 10 000 л.с. Сектор прогулочных судов, судя по числу проданных единиц, наиболее важен, но и военный сектор быстро набирает обороты. То же можно сказать и о скоростных паромах — этот сектор “Twin Disc” рассматривает как весьма перспективный, поскольку приводы Арнесона вполне конкурентоспособны по сравнению с водометами.
Компания настолько уверена в перспективности приводов Арнесона, что скоро собирается открыть в Европе второй завод по их производству.
Рынок приводов растет, но не настолько быстро, как рынок водометов. Компания производит по лицензии ряд водометов “Australian Doen”, рассчитанных на двигатели мощностью от 100 до 2000 л.с., и продает их за пределами Океании под той же маркой. “Водометы, очевидно, не конкуренты приводам Арнесона на самых высоких скоростях, но имеют перспективы в среднем диапазоне скоростей в секторе прогулочных судов, — говорит Майкл Джойс. — Впереди только два конкурента, выпускающие отличную продукцию: “KaMeWa” и “Hamilton”. Мы пока только третьи. Но мы уверены, что наш вариант водомета, монтируемый на транце, просто великолепен. Судостроители им довольны, поскольку его достаточно просто монтировать и нет нужды дырявить корпус на миделе”.
Фирма считает, что будущее — за водометами и приводами с ЧПВ.
“Фольксваген” вступает на морской рынок
Компания “Фольксваген”, крупнейший в Европе производитель автомобилей и автомобильных двигателей (до 15 млн. ежегодно) решила заявить о себе на рынке стационарных лодочных моторов. На бот-шоу в Дюссельдорфе* она выставила восемь моделей морских дизелей, основанных на “обкатанной” серии малых автомобильных двигателей, что дает возможность собирать их из серийно выпускаемых деталей.
Участие в бот-шоу стало для “VW” венцом четырехлетней работы. Еще в 1996 г. прошли успешные испытания морских версий четырех- и пятицилиндровых дизельных моторов, когда оборудованные ими 30 катеров финской компании “Targa Yachts” пересекли Балтику.
Пятицилиндровый дизель SDI 75-5. Мощность — 75 л.с. при 3600 об/мин. Рабочий объем — 2461 см3 . Размерность — 81 ґ 95.5 мм. Редукция — 19.5:1. Макс. крутящий момент — 155 Н·м при 2250 об/мин. Вес — 260 кг. |
Самый мощный из этих дизелей “TDI 150-5” (пятицилиндровый с электронным управлением, объем — 2.5 л, мощность — 150 л.с. на 4000 об/мин) создает крутящий момент более 300 Нм в диапазоне 1700-3100 об/мин. Мотор компактный и весит всего 280 кг с турбонагнетателем. Размеры (длина х ширина х высота) — 910х665х725 см.
Четырехцилиндровая модель объемом 1896 см3 развивает максимальную мощность 115 л.с.; она ориентирована на глиссирующие суда длиной до 9 м и весом до 5 т.
Финский катер типа “Targa 30”. Размерения: 9.05 х 3.15. Вес — 4500 кг. При установке двух 150-сильных дизелей TDI 150-5 катер развивает скорость 30.5 уз при 4000 об/мин, шумность — 79 дБ(А); при 3500 — 24.7 уз (77 дБ); при 3000 — 18.5 уз (73 дБ); при 2500 — 13.3 уз (70 дБ); при 2000 — 8.3 уз (69 дБ); при 1500 — 6.7 уз (65 дБ); при 1000 — 4.5 уз. Расход топлива на одну машину 12 — 15 л/ч на высоких скоростях. |
Все дизеля имеют обычную систему охлаждения забортной водой и теплообменники. Все восемь моделей удовлетворяют экологическим нормам BSOII и ЕС 94/25. Набор прилагаемого инструментария предполагает, что моторы будут использоваться с существующими моделями кормовых приводов. В Дюссельдорфе они демонстрировались с приводом “MerСruiser Bravo”.
“Мы предполагаем расширить мощностной ряд до диапазона 30-320 л.с., — сказал Сандер, — и за четыре-пять лет рассчитываем продать 10 000 двигателей в морском исполнении”.
Моторы “VW” и раньше “маринизировались” частными компаниями (около 5000 дизелей за 10-20 лет). Теперь компания решила стать прямым участником морского рынка.
Завод “VW Marine” находится в г. Зальцгиттер и может выпускать до 8000 моторов в день.