Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
За рубежом

   
   


Шведский винт с переменным шагом и съемными лопастями “ProPulse” — новинка, уже завоевавшая популярность не только в Швеции.

Швеция вновь доказала свое лидерство в части создания совершенных гребных винтов. Весной 1999-го года лодочный мир обошло известие о появлении композитного винта с четырьмя съемными лопастями, которые могут быть установлены на одну и ту же ступицу под пятью различными углами атаки (шаг винта соответственно: 12, 14, 16, 18 и 20 дюймов).

Давайте взглянем на это изобретение с точки зрения владельца катера. Во-первых, он с вероятностью, в пять раз большей, сможет найти в ближайшем магазине именно то, что нужно для его катера: один из пяти режимов работы винта (они меняются с шагом 200 оборотов) наверняка подойдет для его двигателя. Это весьма важно, так как эксплуатация на слишком больших или слишком малых оборотах вредит двигателю.

Рис. 1. Скорость катера (v, узлы) и время (t, сек) выхода на глиссирование: 1 — после регулировки шага; 2 — до регулировки шага ГВ.
Немаловажное значение имеет возможность поменять шаг винта при любом изменении нагрузки катера, как весовой, так и тяговой (например, при буксировке воднолыжника), хотя в повседневной жизни это делают, как правило, нечасто. Более того, впервые владелец получает возможность выбора: уменьшение шага на пару дюймов снижает максимальную скорость на 1-2 узла, зато существенно сокращает время разгона и наоборот. Так или иначе, он может найти требуемый оптимум между оборотами двигателя, минимальным расходом топлива и наибольшей эффективностью винта. Простым подбором правильного шага можно добиться увеличения скорости катера и экономии топлива (рис. 1).

Владельцу не придется в разгар сезона возвращаться из магазина с пустыми руками: винты “ProPulse” поставляются четырех диаметров, покрывающих диапазон мощностей от 30 до 150 л.с. Благодаря адаптеру ступицы всегда можно подобрать нужный винт практически к любому из популярных моторов — “ОМС” (“Johnson”/“Evinrude”), “Mercury”/“Mariner”, “Force”, “Nissan”-“Tohatsu”, “Honda”, “Suzuki”, “Yamaha” — в общей сложности к любой из 60 различных моделей!

Какой владелец катера не ломал винт, налетая на мель? Теперь не нужно выбрасывать покореженный винт, достаточно заменить лишь одну-две сломанные лопасти. Сделать это можно прямо в “полевых” условиях, чтобы сразу после замены продолжить плавание.
Рис. 2. Скорость катера v (узлы) с четырьмя вариантами ГВ в зависимости от числа оборотов n (об/мин), показанных с уменьшением значений от максимального (М). Рис. 3. Расход топлива q (л/мор. миля) с четырьмя вариантами ГВ в зависимости от скорости катера v (узлы).

Рис. 4. Время (t, сек) разгона катера с четырьмя вариантами ГВ от 0 до скорости 25 узлов. Нагрузка — 2чел.

Винт спроектирован так, что лопасть, столкнувшаяся с препятствием, сразу же отлетает. Это сделано, чтобы удар не передавался через трансмиссию двигателю. Обычно ломается одна, максимум две лопасти. Целиком винт стоит почти столько же, сколько и обычный, — примерно 2300 шведских крон. Это значит, что одна лопасть будет стоить примерно 300-350 крон. Почувствуйте разницу! Операция предельно проста: необходимо отвинтить болты и заменить поврежденную лопасть на новую. Ошибиться здесь просто невозможно.

Изменить шаг винта тоже просто: надо ослабить те же четыре болта на три-четыре оборота, приподнять муфту на 2 мм и повернуть две противоположные лопасти; остальные две при этом повернутся сами. Для контроля на ступице имеются риски. Вся операция занимает несколько минут.

Многие владельцы катеров с подозрением относятся к композитным винтам, считая, что они заведомо хуже алюминиевых или, тем более, стальных. Однако композитные винты, как и стальные, могут быть как хорошего, так и плохого качества. Материал для данного винта разработан государственной организацией “SICOMP” (Шведский институт композитных материалов, г. Питео) совместно с Технологическим университетом (г. Лулео). При проектировании винта проводились гидродинамические исследования по самым современным методикам, с применением системы автоматизированного проектирования 3D CAD. В результате винт признан едва ли не лучшим в Европе.

Испытания показали, что он прочнее стандартных алюминиевых винтов во всех отношениях, хотя и несколько уступает винтам из нержавеющей стали. К тому же, винт на 40% легче, чем алюминиевые винты, что снижает нагрузку на трансмиссию и продлевает жизнь ПМ. В отличие от алюминиевых винтов, “ProPulse” не подвержен коррозии и кавитационным разрушениям, более долговечен; материал подвергается 100-процентной утилизации.

Традиционное шведское качество подтверждается трехлетней гарантией на ступицу винта.

Создание винта переменного шага — рискованный шаг. Многие эксперты уверены, что такой винт существенно теряет КПД, по сравнению с винтом фиксированного шага. Андрес Сэмюелсон (сын Эрика Сэмюелсона — конструктора катеров серии “Orrskar”) решил пойти против течения и сумел-таки создать винт, шаг лопастей которого можно изменять в широком диапазоне, причем все лопасти поворачиваются одновременно. После двух лет исследований, испытаний, патентования и поиска изготовителя и дистрибьюторов “ProPulse”, наконец, появился на рынке нынешней весной.

Сравнительные испытания нового винта показали, что его эффективность ничуть не ниже, чем у стандартных ГВ. Испытания проходили на катере “Ornvik-670” (длина — 6.7 м, ширина — 3.35 м, осадка — 0.4 м; общий вес — 1067 кг) с ПМ “Yamaha” мощностью

115 л.с. Винт “ProPulse” диаметром 13 дюймов при установке шага на 17 и 19 дюймов сравнивался с двумя фирменными алюминиевыми ГВ того же диаметра, имеющими лопасти с фиксированными шагами 17 и 19 дюймов. Результаты испытаний представлены на графиках (рис.2 и 3). Кривые на графиках лежат достаточно близко одна к другой. Разницу можно объяснить тем, что винты “Yamaha” — трехлопастные, а “ProPulse” — четырехлопастной. Трехлопастные винты характеризуются большей максимальной скоростью, тогда как четырехлопастные проявляют себя с наилучшей стороны на малых и средних скоростях.

Диаграмма (рис. 4) показывает время разгона катера от нуля до 25 узлов при нагрузке 2 человека. 17-дюймовый винт “Yamaha” самый “шустрый”, хотя и 17-дюймовый “ProPulse” ненамного отстает от него. Как и следовало ожидать, более крупные винты и более “медленные”.

Стоит отметить, что при обоих вариантах нагрузки (2 и 5 чел.) максимальное число оборотов, соответствующее максимуму скорости, с винтами “ProPulse” было на 200-400 оборотов ниже, чем со стандартными ГВ.

Почему проектанты остановились на четырехлопастном варианте? Он динамически более сбалансирован и создает больший упор, нежели трехлопастные винты.

Таким образом, в принципе по эффективности сравниваемые винты можно считать одинаковыми.

Выпускается новинка в г. Бодене.

 

Наверх


 Library В библиотеку