Логотип ` Катера и Яхты`
№174 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Судоводителю на заметку

   
   


Достаточно подержать в руках пару любых западных лодочных журналов с обширным набором предложений, чтобы у вас возникло представление, что там — за рубежом — нет ничего проще, чем купить подержанную лодку.

Оказывается, такое представление во многом превратно.

Наш корреспондент, вплотную столкнувшийся с этой проблемой в США, назвал публикуемый ниже очерк так: “Как я с трудом выжил при покупке лодки с мотором”.

Потребительский рынок того экономического монстра, который на географических картах обзывается Соединенными Штатами Америки, насыщен по самое не могу. Черт шею поломает, разглядывая местные витрины, бродя по “молам” — многокилометровым центрам торговли под одной крышей, где сегодня работают не только бутербродные “на ход ноги”, но и нормальные рестораны и даже кино.

“Sylvan Yukon”, отвергнутая нами по причине отсутствия консоли.
И дома спасения нету. Ежедневно на каждого американца из недр почтового ящика выпархивает добрая сотня красочных зазывалок — “раскрой свой кошелечек, родимый!” То же самое в уши елейно шепчет радио, когда ты резво гонишь по хайвэю, а репортаж об очередной бомбардировке Ирака по ТВ настырно полосует на части аляпистая зарисовка на тему “стиральные машины Вирлпул — лучшие в мире”. Плюс долбаный интернет: магазин, оскаливающий пастищу, лишь только неосторожно коснешься кнопочки на доске, безмолвно прессующий потенциального клиента уже в кругу семьи.

В общем, к тому моменту, когда приспичит что-нибудь купить, в голове — полная каша. А если что понравилось в лавочке — брать надо, не раздумывая, после все ноги стопчешь искавши.

Недавно я созрел на покупку лодки. Учитывая вышеописанное, хотя я немного и кумекаю в этом, принялся за дело с максимальной российской серьезностью.

О приобретении новой посудины речь, разумеется, не стояла. В штатах “новье” прилипает либо уж к совсем богатым, либо (таких-то больше всего) к тому, кто покупает товар в кредит. Американец живет в долг с самого рождения. Здесь никого не пугает ежемесячная и в течение многих лет выплата процентов благодетелю, зато, если американцу хочется, то подавай ему немедленно и самое лучшее! И в этом случае не смотрят на цену предмета вожделения! Сечь надо за процентом по кредиту, чем ловко манипулируют многие дилеры, как бы уменьшая стоимость товара, когда лишь впоследствии покупатель “радостно” обнаруживает, что подписался под 17% годовых на ближайшие три года. Именно так меня однажды и накололи пройдохи-продавцы, когда удалось “укоротить ценник” на “Исудзу Амиго” (дело происходило в 1995 г.) с 12 тысяч до 8, внеся при этом всего 800 долларей депозита! Только дома, обмывая колеса, я так и подавился глотком сушняка: мало того, что подписался под злополучными процентами, так еще обещал выплатить 1000 зеленых за годичную страховку от поломок двигателя!

Не знаю как вы, но я плохо сплю, когда вынужден ежемесячно услащать жизненное пространство дядям и тетям из банка, чьи родители были поизворотливее моих пращуров в деле строительства коммунизма в отдельно взятой семье.

Это именно то, что мы приобрели за 3250 баксов после четырехдневных мучений.
Ценовой уровень был прост, как апельсин: наш семейный бюджет обещал не треснуть, если я уложусь в 4000 баксов. Размеры дредноута также должны были уложиться в прокрустово ложе реальностей — во-первых, тягать посудину придется за “Чероки” с объемом движка в 2.5 л и по местности с изобилием подъемов и спусков. Во-вторых, количество посадочных мест не должно было быть менее трех (эта цифра прописана на бортовой “шильде”, и никак не удастся запутать офицера из службы Береговой охраны, когда он тебе навесит штраф за перегруз). В эти параметры вписывались лодки длиной от 12 до 17 футов. Мотор хотелось иметь от 25 до 50 “лошадок”, лучше — современного дизайна и знакомых фирм. Трейлер и прочие прибамбасы типа эхолота, спасжилетов, якоря, огнетушителя и гудка обычно идут в бесплатном приложении к основному агрегату.

Таким образом, сузив круг поиска, как мне казалось, до минимума, я принялся бороздить глазами частные объявления в крупнейшей ежедневной газете штата Орегон. И тут было над чем призадуматься.

Список начинался 12.5-футовым “Зодиаком” с 25-сильной “Ямахой” на транце. Все вместе за 3000 долларов.

Затем я жирно обвел следующие завлекухи:

— 15-футовая лодка 1998 г. с плоским дном и 25-сильным водометом за 2700;

— 14-футовый алюминиевый корабль 1985 г. с гордым названием “Запад” с 25-сильным “Меркурием” всего за 1995;

— 16-футовый “Silverline” с трейлером и 50-сильным мотором за 950;

— 16-футовый “Tri-Hull” с рубкой и 40-сильным движком за 2300;

— 15-футовый “Seaswirl” с “Сузученком” в 75 сил 90-го года издания, оцененный прижимистыми хозяевами в 3100;

— 15-футовая пластиковая лодка с 25-сильной “Yamaha” за 2500;

— “Bayliner Capri” 1983 г. под мотором в 85 сил;

— “Sabercraft” — шестиметровый блин со съемной рубкой и “Suzuki” в 120 копыт за 1595.

На всякий случай я записал еще и телефон обладателя 16-футового “Crestwell” с 125-сильным “Меркурием”, 2 глубиномерами и одним эхолотом в нагрузку всего за каких-то 1500 кровно заработанных.

Глаз также лег на милый сердцу РИБ фирмы “Avon” длиной 4.5 м (очень похожий на мневский “Мустанг”, на котором удалось мне посоревноваться в гонках вокруг Петропавловки) с “Ямахой” в 30 лошадей. Владелец хотел четыре с половиной “косаря”, но обычно, когда сверкнешь наличкой, цена здесь имеет обыкновение снижаться (хотя на 500 заломать американца нелегко — жаднющая до денег популяция!).

Из разряда курьезов можно было отметить объявление, где всего за 8 зеленых портретов президента Франклина отдавали не только приличных размеров лодку с 75-сильником, но и полноприводной автомобиль “Субару” 22-летнего возраста.

Естественно, более половины хозяев не оказалось дома, так что пришлось поведать свои мечты автоответчикам. Но кое-какие адресочки добыть удалось. И вот, на пару с братаном, мы отправились в поиск лодочного счастья.

“Брокеражная стоянка” в Майами, на которой покупателю предлагается более 300 самых разных подержанных лодок от 40-футовиков до роскошных мегаяхт.
Кто не был в Америке, тот и представить себе не может, как тяжело найти здесь какой-нибудь дом или улицу. Эти самые улицы пляшут и вкривь и вкось, то прерываясь внезапно многозначительным тупиком, то обходя чью-то несговорчивую собственность, то превращаясь вдруг в магистраль с односторонним движением, естественно, идущим против шерсти. Не было у них тут в свое время Петра Великого, по прямой расчертившего Васильевский остров на линии! Сплошной “крибле-крабле-бумс”, без хорошей карты и телефона ни за что не сыщете нужный адрес!

Первая же просмотренная лодка повергла нас в полное уныние: гордый разве что названием “Зодиак” оказался 12-летним дедушкой, так что я не дал бы и копейки за психа, вознамерившегося выйти на такой резинке далее полукилометра от берега! Конечно, он содержался в достойной конюшне, был ухожен и прилизан, но солнце и жара сделали дело — кое-где на бортах темно-коричневой надувнушки виднелись глубокие стариковские морщины. “Только деньги палить!” — резюмировал братишка.

Не лучше обстояло дело и с другими заявителями — либо это были однозначные гробы, либо совсем не то, что рисовало воображение.

15-футовая плоскодонка не приглянулась только потому, что я предполагал использовать посудину на широченной Колумбии, где волнишка гуляет не вдруг, а с плоским дном при таких условиях все равно, что по стиральной доске колбасить.

“Seaswirl”, вроде, как бы ничего, но был слишком хорошо оборудован для тягания лыжников туда-сюда, что совершенно не входило в наши планы.

Более всего нас повеселили упыри — обладатели “Tri-Hull”. На их лодке, скорее всего, путешествовал генерал Ли во времена гражданской войны севера и юга. А висевший на корме 40-сильный монстр по весу, наверное, потянул бы как два современных такого же класса. Их бы, дубовых, в музей!

Пустили мы на ветер два дня скитаний и долларов 50 на бензин. Настроение было поганое — поневоле попрешься к дилеру, где в рядок красуются намытыми бортами “бэушные” фигуранты лодочного рынка! Только в таком раскладе ты должен быть готов отстегнуть немалый денежный довесок “капиталистическому эксплуататору”. А платить ни за что — русскому человеку все одно, что себя душить.

Впрочем, и потерянным время назвать язык не поворачивался: мы уже бойко ориентировались в хитрющих названиях фирм-производителей и усекли, что дешевле 3000$ ничего приличного не найдем. Сократили мы требования и к мотору, ограничив вилку цифрами от 25 до 35 сил. Главное — его внешний вид, чеки и накладные по техническому обслуживанию. Местный народ данную бумажную канитель хранит бдительно и, если тебе пихают идеальный по виду аппарат, но без единого письменного хвостика, знай — дело нечисто!

С этих позиций страдальцы (т.е. мы) подошли к следующим выходным, когда в газете публикуется особенно много объявлений по продажам. Из метрового списка мы выгребли следующие варианты:

1. 16-футовый “Smokercraft” 2000-го года плюс 25-сильный четырехтактный “Меркурий” за 3800$.

2. Все то же самое, что в варианте № 1, только лодка на 30 см короче, а мотор — двухтактный. Зато в придачу давались 4-сильный бензиновый и 3-сильный электрический движки. Их местные рыболовы используют для троллинга, дабы не палить зазря бензин на многосильном основном моторе. За 4400. Дороже, чем нужно, но переплатить явно стоило. К величайшему сожалению, эту лодку не довелось зачалить к родному гаражу: некто более расторопный ухватил лакомый кусочек. Лодка была не только в изумительном состоянии, но хозяин давал в придачу столько разнообразных нужностей, вплоть до сачков для рыбы и газового баллона с насадкой для обогрева раскладной пластиковой рубки!

3. Все то же, что в варианте 2, только без 4-сильного малышка и 91-го года выпуска. Надо было выложить 3500 зеленых.

4. 15-футовый “Sylvan Yukon” 97-го года с 25-сильным “Меркурием” и электростартером (на год младше), эксплуатировавшимся всего 15 часов в пресной воде. В комплекте мелькал и эхолот от “Hamminbird”. Все бы ничего, но хозяин стоял насмерть на цифре 4200 и никак не ломался. В общем-то он рассуждал логично, что его товар хлеба не просит. Не помогла даже демонстрация “котлеты” из долларов, которую я принялся перекладывать из кармана в карман, как бы подтверждая серьезность намерений. Но, сами знаете: есть упертые субъекты, этот как раз был бы в их шайке заводилой! Дело не склеилось. Утешаться оставалось тем, что у данной модели был минус — отсутствовала консоль для пульта управления, “руководить” лодкой пришлось бы, сидючи постоянно на корме.

5. 14-футовый “Almor Lite” с центральной консолью и новехоньким “Ниссаном” о 35 силах. Не знаю, что там прилагалось еще за 4450: хозяин прозвонился лишь после того, как мы заграбастали заветный трофей, вернувшись к варианту № 3. Хотя молоденького япошку взять было бы поприятнее, да и понадежнее они бывают (особенно с новья).

Шел четвертый день безуспешного шныряния носом по карте, и Антон уже довольно неплохо разбирался в топонимике Портленда. Но лодки у нас все не было, хотелось просто браниться, заклеймив целеустремленное к деньгам американское общество.

И все же нам повезло зацепиться на варианте 3. Хотя лодка и была почти десятилетней давности, но содержалась достойно, по-отцовски. Не смогли мы найти ни царапины и у черно-красного “Меркурия”, что также способствовало продвижению наших долларов к карману владельца. Под каждым мягким сиденьем (по одному с каждой стороны) имелся закрывающийся на замок рундук, где прятались масла, зелено-красный габаритный маячок и гудок на аэрозольном баллончике. Вкупе со спасжилетами и огнетушителем это была полная обязаловка правил безопасности на воде. Имелась и пластиковая складная рубка, которую пришлось опустить для удобства транспортировки. Собственно, самого хозяина дома не было, улыбкой светилась лишь его супруга — учительница средней школы. Естественно, о моторе она не знала ровнехонько ничего, кроме того, что он тарахтит, зато, посоветовавшись с дочкой, сбросила 250 родненьких.

Бумаги были чистехоньки, и нам не составило труда славно поручкаться. Училка-то не ведала, сколько мы намытарились и накрутили на колесах. Каких только чудищ и химер ни насмотрелись, с какими людишками ни поякшались!

Думаю, что если бы не эта последняя комбинация, то следующих поисковых выходных мне было бы не выдюжить!

Большинство американцев страдает гигантоманией — отсюда все их Хаммеры, Субурбаны, Экспедишины и Хиросимы. То же самое и в лодочном королевстве. Что ни дом, то крейсер у калитки, а если яхта, то на пару миллионов тянет как минимум.

Мы — ребята поскромнее. Да и лошадиные силы меряются тут на винте, а не на валу, как в некоторых далеких странах. Так что мы довольны: двадцатьпятка свободно прет с четверыми на борту, конечно, если это не олимпийская сборная по штанге или метанию молота.

Теперь-то мне к дилеру ходить нечего, теперь я сам — энциклопедический словарь. Если припрет — обращайтесь смело!

А.Великанов,
собкор “КиЯ” в США

 

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку