Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
МОРСКАЯ СМЕСЬ

   
   


Герои минувшего года

Звания наилучшего яхтсмена минувшего 2000 года удостоены герои Олимпиады англичанка Ширли Робертсон и экипаж американского “звездника” — Марк Рейнолдс и Магнус Лильедал.

Ширли нашим яхтсменам знакома: в августе 1994 г. она была участницей регаты Игр Доброй Воли и, уступив победительнице лишь несколько очков, заняла 2-е место. В ее активе золото Сиднея в классе “Европа”.

Про американца Рейнолдса (на снимке – справа)можно сказать, что это ветеран Олимпийских регат, уже имевший и серебро (в Сиднее) и золото (в Барселоне).




Новый абсолютный рекорд суточного перехода

Катамаран “Club Med” за 8 февраля 2001г. прошел 655.2 мили, установив новый абсолютный рекорд суточного перехода под парусами (средняя скорость за 24 часа составила 27.3 узла).




Первый рейс нового парусника

Крупнейший из построенных в Англии за последние 100 лет деревянный парусный корабль — “Tenacious” длиной 65 м, — скоро выйдет в первое плавание из Саутгемптона. Парусный трест “Jubilee” выражает благодарность всему населению Джерси за добровольное пожертвование на этот проект 350 тыс. фунтов стерлингов.

Корабль стоимостью 14.5 млн. фунтов строился объединенными усилиями профессионалов и инвалидов-добровольцев с 1996 года. В его конструкции воплощено много новых идей, направленных на то, чтобы инвалиды могли плавать на корабле в составе экипажа (это и подъемники для инвалидных колясок, и “говорящие” компасы, и многое другое). В первом плавании на борту не будет пассажиров, только экипаж. “Tenacious” (“Несгибаемый”), как и однотипный “Lord Nelson”, будет часто заходить на острова Ла-Манша, где ему всегда обеспечен теплый прием.




Рекорд высоты

Новозеландская фирма “Southern Spars” (ставшая в 2000 году одной из основных частей объединения “North Marin—Omohuadro—North Sails”) изготовила мачту для крупнейшего в мире шлюпа — трехпалубной яхты “Georgia” длиной по КВЛ 48.5 м, построенной “Alloy Yachts” по проекту Паоло Скану и Батча Детримпла-Смита. Похоже, что это — мировой рекорд высоты мачты: 61.9 м! Вес мачты без оснастки — 3000 кг.




Еще один рекорд

57-летний англичанин Стюарт Хилл совершил далеко не простое плавание вокруг Британии на… открытой плоскодонной дори “Maximum Exposure” длиной 4.3 м под виндсерферовским парусом площадью 9 м2. Веслами он старался не пользоваться, а штормы пережидал в спокойных местах.




Необычный тримаран

Совершенно необычный скоростной парусник, сочетающий элементы буера и виндсерфера, испытывает американский изобретатель Лейтон Ли-третий. Три легких глиссирующих поплавка расположены по схеме “утка”, причем носовой поплавок служит рулевым. Первоначально это были обычные парусные доски, но пришлось добавлять им плавучести и теперь они больше напоминают поплавки гидросамолета. Еще более необычно парусное вооружение. Виндсерферовский парус площадью 17.3 м2 работает внутри жесткой треугольной рамки, играющей роль системы “продольная балка—наклонная мачта—вертикальный ахтерштаг” (мягкие ванты сохранены). Общая длина тримарана — 7.2 м, ширина — 4.2 м, вес — 91 кг.

Снаряд рассчитан на ветра средней силы. По сообщению журнала “Multihulls”, на первых же испытаниях “Winter Projekt” развил скорость около 25 узлов.




Количество килей дошло до трех

Эти небольшие старомодные пластиковые яхты, которые, как утверждают рекламные проспекты, “легко перевозить на трейлере и на которых можно жить две недели всей семьей”, хорошо известны (особенно в Британии). Первая “Пандора” была создана знаменитым голландским конструктором-новатором Ван-де-Штадтом в начале 60-х, а на сегодня общее количество яхт с таким названием дошло до 900.

Любопытно, что “Pandora Mk1” выпускается в четырех модификациях: со швертом (осадка 0.69/1.36 м), с одним килем (0.99 м), с двумя килями (0.91 м) и… с тремя килями (0.69 м). Таким образом те, кому важно иметь малую осадку и сохранить удобство двухкилевого варианта, получают такую возможность. Разумеется, это будет вариант не для гонок. Специалисты журнала “Practical Boat Owner” как преимущество “Mk1” отметили, что ею в принципе может управлять один человек, ход очень мягкий, управляемость — хорошая. Один из них пишет: “Я бы не догадался о существовании на яхте двух довольно больших скуловых килей, помимо среднего, плавникового, если бы не знал, что они есть”.

Основные данные: длина наиб. — 6.65 м, по КВЛ — 5.72 м, ширина — 2.1 м. Водоизмещение — 1.1 т, балласт — 444 кг. Парусность — 17.65 м2.




Тримаран из однокорпусника

На этих снимках из журнала “Practical Boat Owner” (№ 396) — оригинальный тримаран “Voyager”, построенный Яном Гортоном на базе старого швертбота “Альбакор”. Стараясь обеспечить себе максимальный комфорт, Ян пристроил к бортам однокорпусного швертбота фанерные спонсоны-плавники. При увеличении крена узкий подветренный плавник и обеспечивает необходимую остойчивость, и играет роль шверта. Швертовый колодец убран; яхтсмен сидит в удобном кресле, к которому подведены все снасти для управления парусами. При необходимости увеличить парусность изнутри выстреливается бушприт и дополнительно поднимается кливер или несимметричный спинакер.

Общая длина тримарана — 4.41 м, ширина — 2.34 м. Вес — около 180 кг.




Юбилей швертбота

Уже в течение 50 лет в США выпускается исключительно простой в управлении пляжно-прогулочный швертбот-одиночка “Санфиш”, завоевавший огромную популярность во всем мире. В программе мероприятий, посвященных этому юбилею, центральное место занимала регата, проведенная 9 сентября 2000 г. в Ньюпорте. В ней приняли участие многие выдающиеся яхтсмены. Один из участников — 49-летний ветеран Кубка Америки Джон Колиус (на фото) сказал: “Когда-то я учился парусу именно на этой замечательной лодке! А сегодня с удовольствием занимаюсь на ней спортом — приму участие в первенстве мира, которое будет проводиться в 2001-м году в Сицилии”.




Вопрос на засыпку

Даже знатоки затрудняются ответить на вопрос — как правильно назвать дополнительный треугольный парус, поставленный под спинакер-гиком. Фото сделано на яхте “Zeal” знаменитого британского яхтсмена Петера Кейга во время его первого из двух кругосветных одиночных плаваний (234 дня). Кстати сказать, большую известность ему принесла как раз вторая кругосветка, хотя и занявшая на 44 дня больше: Петер совершал ее, не имея на борту никакого современного навигационного оборудования и пользуясь только старым добрым секстаном.




По гавайским мотивам

Новый 40-футовый катамаран “Karakia” — еще одна успешная попытка соединить комфорт 4-тонного двухкорпусника и экзотический вид старинного океанского судна. Особый интерес вызывает парусное вооружение на двух Л-образных мачтах.




Счастливого плавания!

Братья-близнецы Петр и Ян Паты — яхтсмены и судостроители-любители из Чешской республики — хорошо знакомы нашим постоянным читателям (см. “КиЯ” № 62, 75, 92, 144). Не раз бывали они и в СССР, в том числе и на самодельной армоцементной шхуне. Сейчас неугомонные близнецы готовят кругосветное плавание на 9-метровой яхте.




Крупнейший в мире

Глядя на великолепный пятимачтовый 133-метровый парусный корабль “Ройял Клиппер”, любой моряк без сомнения сразу же назовет его крупнейшим в мире парусником (в отличие от “Клаб Мед 2”, который производит впечатление дизель-электрохода с декоративными мачтами). Однако и это — круизное судно, оборудованное по высшему классу: 228 туристов, заплативших за короткий рейс 1325 фунтов и выше, найдут здесь и рестораны, и плавательные бассейны, и все привычные увеселения. Экипаж — 148 человек, причем 42 из них работают с парусами на мачтах, высота которых достигает 60 м.




Победы и индустрия

Любопытное признание сделал Питер Басфилд — директор Новозеландской ассоциации лодочной индустрии, объединяющей 140 предприятий: “Кубок Америки, безусловно, дал исключительно мощный толчок нашей индустрии, за рубежом теперь считают ее даже куда более развитой, чем на самом деле. Прямо или косвенно маленькая страна получила от проведения этого соревнования 500 млн. новозел. долл. Около 60-70 млн. дало только одно обслуживание сотни гостевых суперяхт, посетивших Окленд во время гонок. Оборот самой индустрии, объединенной ассоциацией, возрос на 25%”.







Термин “вихревая подъемная сила” (“vortex lift”), изобретенный Чеславом Мархаем, наверняка известен очень немногим. Известный гидроаэродинамик впервые привел его в 1990 году в своей публикации, рассматривающей особенности распределения давления на парусах различной конфигурации. Мархай выдвинул теорию, согласно которой на парусе с двумя гиками, расположенными на противоположных шкаторинах, возникают завихрения, которые препятствуют перетеканию воздушного потока за пределы паруса и увеличивают подъемную силу.

Эскиз “летающей лодки” с парусом-крылом из книги Мархая “Aero-Hydrodynamics of Sailing”. Парус здесь призван обеспечивать не только тягу для движения, но и подъемную силу, “вытаскивающую” лодку из воды для уменьшения сопротивления. Проект хоть и фантастический, но, по мнению Мархая, теоретически вполне обоснованный.
Этот парус-зонтик был сфотографирован в 1865 году. Считалось, что идея подобного вооружения (призванная ни много ни мало сделать лодку неопрокидываемой!) навеяна полинезийскими мотивами. Несмотря на внешнюю простоту замысла, возможность управления подобным сооружением в свежий ветер вызывает большие сомнения.
Попытки проверить теорию практикой с тех пор предпринимались неоднократно — экспериментаторы стремились заставить этот эффект проявить себя на различных типах парусного вооружения — например, на латинском и “полинезийском”, а также на парусе, напоминающем крыло дельтаплана. Американский яхтсмен и конструктор Арт Лейн, недавно представивший широкой публике свой 20-футовый катамаран с необычным “горизонтальным” вооружением, предложил, как считают специалисты, наиболее новаторское решение. Творчески переработав множество идей — предложенных, в частности, тем же Мархаем, Лейн решил установить парус с двумя “жесткими” шкаторинами на соединяющей их поперечине-“качалке”, которая поворачивается вокруг топа невысокой мачты. В итоге все управление парусом сводится лишь к изменению угла установки упомянутой поперечины, однако главным предметом гордости Лейна является невиданная тяга, которую развивает его относительно небольшой по площади парус — вихревой эффект, считает он, удалось наконец приручить.

Наш коллега Питер Марш из американского журнала “Multihulls” (“Многокорпусники”) всерьез заинтересовался необычным вооружением и решил сам испробовать его в деле, для чего совершил вместе с Лейном небольшую прогулку вдоль калифорнийского побережья. Приводим вкратце его впечатления от этих испытаний:

“Лейн без труда отошел от причала в бейдевинд, хотя лично я не сразу понял, какие снасти он для этого использовал. Но, по правде говоря, у “горизонтального” вооружения не так много веревок, чтобы в них путаться, и привыкаешь к управлению очень быстро. Мне показалось, что в плане скорости на лавировке парус Лейна несколько проигрывает своим традиционным собратьям, однако на сегодняшний день для движения против ветра лучше бермудского вооружения пока что ничего не придумали.

Но стоило нам потравить шкоты, как наш катамаран рванул вперед, словно пришпоренный. Учитывая небольшое сопротивление двух узких корпусов, это было не особо удивительно, но все равно чувствовалось, что относительно небольшой по площади парус развивает невиданную мощь. Крен практически отсутствовал — Лейн ни разу не озаботился тем, чтобы переместиться на наветренный поплавок.

Усилия на шкотах, закрепленных на концах качающейся на мачте поперечины, совсем невелики, поскольку основные нагрузки приходятся на нос и короткую мачту, и повороты оверштаг и фордевинд крутить одинаково легко. Парус все время располагается высоко над головой и тащит лодку с невероятной силой — такого я до сих пор не проходил.

Лейн сообщил, что парус можно “зарифить”, сдвинув “гики” ближе друг к другу, отчего за счет увеличения пуза он теряет тягу, но выполнять подобную процедуру мы не пробовали. А в “стояночное” положение мы его перевели, попросту поставив в горизонтальное положение, отчего парус навис у нас над головами метрах в трех над палубой, словно дельтаплан. Катамаран по инерции скользнул к причалу, а Лейн с улыбкой заметил, что в таком положении парус можно заодно использовать в качестве навеса для защиты от дождя или солнца.”

 

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку