Прошлым летом в Санкт-Петербурге дебютировал водно-моторный марафон — 24-часовая гонка вокруг Петропавловской крепости на надувных мотолодках. Монополия французского Руана, единственного города мира, в котором проводились 24-часовые гонки по кольцевой дистанции, была нарушена.
В этом первом в истории отечественного водно-моторного спорта 24-часовом марафоне принял участие и экипаж “КиЯ”, заняв третье место в 90-сильном классе. Подробный репортаж о прошлогодних гонках читайте в № 173, а сейчас, судя по обращениям в редакцию, любителей спорта больше интересует будущее этих соревнований. За информацией мы обратились к Сергею ПОЗДЕЕВУ, вице-президенту Фонда “Петербургская спортивно-техническая ассамблея” — главного организатора представительных водно-моторных встреч на Неве.
— В прошлом году большинство участников гонки вокруг Петропавловки, в том числе и экипаж “КиЯ”, высказывались за то, чтобы сделать ее традиционной. Принято ли решение о проведении таких соревнований и нынешним летом?
— Решение о проведении в 2001 году 24-часового марафона было принято организаторами еще в ходе прошлогодней гонки, когда стало ясно, насколько демократичной и увлекательной она оказалась. Сейчас я могу официально его подтвердить — соревнования намечено провести 7-8 июля.
— Осенью прошлого года состоялась сессия Международного союза водно-моторного спорта (UIM), в которой приняли участие и представители Петербургской спортивно-технической ассамблеи. Как первый российский марафон оценили в этой авторитетной организации?
— К сессии UIM, которая состоялась в Стамбуле 22 октября прошлого года, были подготовлены предварительная программа и первая редакция Положения о соревнованиях. Вопрос о проведении петербургской гонки не был включен в официальную повестку дня работы сессии, но полученные делегатами материалы вызвали оживленный интерес, причем далеко не праздный — представители многих национальных организаций задавали вполне конкретные вопросы технического характера, касающиеся, в частности, порядка подачи заявок на участие.
В настоящее время гонка “24 часа Санкт-Петербурга” (“White Nights Endurance”) включена в международный календарь UIM, а Федерация водно-моторного спорта России придала ей статус Открытого Кубка России.
В ранге международных соревнований петербургская гонка проходила уже в прошлом году, если учитывать участие в ней наших друзей из Украины. И есть все основания полагать, что в нынешнем году петербургский марафон получит более широкое международное представительство.
Федерация водно-моторного спорта России обратилась в Комитет по спорту UIM с просьбой присвоения классам лодок, участвующих в петербургской гонке, международного статуса. В январе текущего года председатель Комитета UIM, американец Фред Хауенштайн, подтвердил такую возможность и выразил готовность по получении и изучении дополнительной информации о гонке оказать ей поддержку.
— Разделение лодок на классы будет таким же, как в прошлом году?
— Не совсем, и связано это с международными правилами. В мировой практике обычно опираются не на мощность двигателя, а на его рабочий объем. С учетом требований UIM нам пришлось провести деление на классы именно по такому принципу. Соревнования 2001 года будут проходить в классах “PR700”, “PR1000”, “PR1500”, “PR2000” и “PR Unlimited” (неограниченный). Цифры в названии класса означают объем двигателя в кубических сантиметрах.
— Петербургский марафон рассчитан не только на профессиональных гонщиков, но и на любителей, многие из которых предпочитают более экономичные четырехтактные моторы. Однако четырехтактный двигатель изначально проигрывает в мощности двухтактному такого же рабочего объема...
— Да, этот момент мы постарались учесть, и четырехтактные моторы получат “фору” в пределах 20% рабочего объема. Цифра эта пока предварительная и будет еще уточняться.
— Как организаторы оценивают опыт прошлогодних соревнований, что будет сохранено от прошлого сценария и что предполагается внести нового?
— Полученная в ходе первой в истории водно-моторного спорта России суточной гонки специальная информация очень ценна и важна. Гонка сразу после ее окончания активно “препарировалась” организаторами и гонщиками, и, естественно, были сделаны основные выводы.
Сценарий события не претерпит изменений — парад по рекам и каналам в центральной части Петербурга, в полдень — старт аква-ралли по маршруту парада и через несколько часов — основная 24-часовая гонка вокруг Петропавловской крепости. Отличие лишь в том, что в ходе аква-ралли каждый из трех скоростных этапов будет перемежаться четко выраженной паузой, в которой движение будет совершаться со скоростью, установленной для внутренних водоемов Петербурга (8 км/ч).
Как и в прошлом году, за ходом гонки смогут наблюдать не только болельщики на петербургских набережных, но и десятки тысяч телезрителей, которых ожидает прямой репортаж с места события. “Гонку на выживание” наверняка широко осветит и пресса.
— Многие участники в прошлом году высказывали пожелания более серьезно отнестись к вопросам безопасности и судейства. Что предполагается в связи с этим предпринять?
— Несомненно вопрос безопасности — главный вопрос проведения этих соревнований. И именно он вызывал наибольшую озабоченность в течение всей прошлогодней гонки. Оргкомитет планирует в этом году заранее начать предварительную подготовку спасателей и судей, привлечь то количество спасательных средств, которое позволит иметь постоянное наблюдение за всеми участками дистанции и обеспечить подход спасательного судна к терпящим бедствие в кратчайшее время. Кроме того, оргкомитет планирует заказать изготовление специальных плавающих носилок на случай необходимости подъема с воды пострадавшего гонщика. В наиболее опасных участках трассы — под мостами в Кронверкском проливе — будут установлены щиты и надувные конструкции, предотвращающие прямое столкновение с выступающими элементами опор. Трасса и мосты на трассе будут тщательным образом освещены в темное время суток. Более ярким станет и световое оборудование на поворотных буях.
Это практические меры обеспечения безопасности. Кроме того, организаторы устанавливают более жесткие требования к гонщикам по обеспечению безопасности при прохождении трассы. Следить за соблюдением правил честной и безопасной борьбы будет судейский корпус, в состав которого помимо петербургских судей-водномоторников войдут представители мотоциклетного и автомобильного спорта. Кроме того, оргкомитет рассматривает рекомендации Федерации водно-моторного спорта России о привлечении к судейству лучших судей из других российских городов. Есть основания предполагать, что выполнение этих решений позволит сохранить жизни и здоровье всем участникам гонки.
В нынешнему году соревнования водномоторников на надувных мотолодках на призы нашего журнала будут проводиться уже в третий раз. Соревнования традиционно организованы в рамках выставки “Бот-Шоу” и стартуют 16 июня, в субботу, в 12 часов дня. Треугольная гоночная трасса будет выставлена на акватории Финского залива напротив павильона № 5 выставочной организации “Ленэкспо”. Принять участие в гонках могут все владельцы надувных мотолодок или РИБов с подвесными моторами рабочим объемом от 175 до 500 “кубиков” и в свободном классе. Как и в прошлые годы, победителей ждут ценные и полезные призы. Всех желающих ознакомиться с положением о соревнованиях и подать заявку на участие просим обращаться в редакцию. Все наши координаты — на титульной странице. |
— Участниками гонки могут стать граждане не моложе 16 лет — обладатели удостоверений на право управления моторным судном или спортивной лицензии национальной федерации водно-моторного спорта, имеющие медицинский допуск (как вы помните, и в прошлом году все участники непосредственно перед гонкой проходили медицинский контроль). Естественно, в полном соответствии с регламентом проведения соревнований UIM и Федерации водно-моторного спорта России, все участники должны уметь плавать, о чем они расписываются в заявке, и должны иметь страховку.
Гонка проводится по правилам UIM и Федерации водно-моторного спорта России и Положению о соревнованиях, которое в настоящее время проходит заключительную экспертизу у специалистов. К сожалению, в настоящее время в России нет переведенных на русский язык действующих правил UIM, поэтому Оргкомитет планирует в ближайшее время сделать этот перевод и издать ограниченным тиражом для специалистов водно-моторного спорта России. Все команды, заявившиеся на участие в гонке, получат свой экземпляр. Проект Положения о соревнованиях уже распространялся среди специалистов на конференции Федерации водно-моторного спорта России. Окончательная его редакция также будет напечатана и направлена во все регионы и всем лицам, проявившим интерес к исключительному событию в Санкт-Петербурге в период белых ночей.
Получить любую информацию о предстоящей гонке можно непосредственно в Фонде “Петербургская спортивно-техническая ассамблея”. Наш телефон (812) 312-5178, факс 312-4478, почтовый адрес — 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, дом 4/1, литера Б.
— Сохранится ли возможность брать технику в аренду?
— Для желающих принять участие в гонке, но не имеющих своего гоночного флота, будет предоставлена возможность купить в Петербурге оборудованную для гонки лодку с мотором, взять ее в аренду (условия аренды высылаются вместе с Положением о соревнованиях) или приобрести в лизинг.
— Будут ли проводиться этим летом в Санкт-Петербурге другие соревнования под эгидой UIM?
— Помимо “24 часов Санкт-Петербурга” в нашем городе под эгидой UIM состоятся еще два соревнования: чемпионат мира и Европы по аквабайку в июне на Неве у Петропавловской крепости и этап чемпионата мира в классе “Формула Будущего” в июле в Екатерининском парке в Пушкине. Следует отметить, что аквабайк получает долгосрочную прописку в Северной столице: Федерация водно-моторного спорта России проводит у нас два этапа чемпионата России — в мае и июле. Этапы первенства России в классе “Формула Будущего” пройдут в мае, июле и сентябре.