Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
''Стрингер-510'': ''стретч'' на базе ''Майами''

   
   


Последнюю разработку петербургской фирмы "Стрингер" - модель, получившую индекс "510" - мы представили еще в предыдущем номере, однако знакомство получилось лишь заочным: к моменту сдачи номера в печать опытный образец еще не покинул заводского цеха. Но едва успел сойти лед, как лодка была уже окончательно готова. На первый испытательный выход по весенней Неве был приглашен и представитель "КиЯ".

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Впервые представляя "Стрингер-510", специалисты фирмы особо отмечали, что новая лодка является дальнейшем развитием модели "480", успевшей завоевать симпатии наших водномоторников - прежде всего питерских. А наши постоянные читатели наверняка припомнят, что "480-я", в свою очередь, была создана на основе давно "обкатанной" и хорошо зарекомендовавшей себя мореходной мотолодки "компактного" класса "Майами-15". Достаточно сказать, что эта лодка, которая строилась по проекту итальянских партнеров "Стрингера" - миланской фирмы "ILVA", выпускалась почти семь лет!

Однако "южная" планировка кокпита "Майами", большую часть которого оккупировал просторный солярий, не совсем отвечала особенностям российского климата. Чаша потребительских весов склонялась больше к "скандинавскому" варианту компоновки. Так и появился "Стрингер-480" с более глубоким носовым кокпитом, оборудованным тремя штатными пассажирскими местами, и двумя бортовыми полуконсолями взамен центрального пульта. Кормовой кокпит стал закрываться тентом. Корпус "Майами" практически не претерпел изменений - если не считать, что на 100 мм увеличилась длина.

"Стрингер-510" - результат более решительного скачка в деле модификации старой доброй "Майами", преследующий, в первую очередь, цели повышения обитаемости. Если в "480-й" под тентом могли укрыться только водитель и один-два пассажира, то в более длинном "полноценном" кормовом кокпите "510-й" можно разместить весь предусмотренный паспортом экипаж. Чтобы этого достичь, "Майями" вновь удлинили, только на сей раз более решительно.

Создание "стретчей" на основе хорошо зарекомендовавших себя моделей становится, судя по всему, довольно распространенной практикой не только у автомобилистов, создающих длиннобазные версии проверенных машин, но и у судостроителей - можно упомянуть, к примеру, удлиненную "Дельту" фирмы "Курс", получившую название "Омега". Подобный способ расширения модельного ряда наверняка оправдан и с экономической точки зрения (можно шире использовать уже имеющуюся оснастку), и с конструкторской (большинство применяемых решений уже прошли проверку в деле). Однако спрогнозировать удается далеко не все - прежде всего, поведение лодки на воде, поэтому волнение создателей "510-й" перед выходом на Неву было вполне понятно.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
катера "Стрингер-510"

Длина, м
5.10
Длина габаритная, м
5.60
Ширина, м
2.00
Килеватость на транце, град.
18
Пассажировместимость, чел.
5-6
Масса корпуса, кг
420
Высота транца, мм
510
Мощность ПМ, л.с.
до 90

У ПРИЧАЛА

В ряду пришвартованных к клубному бону лодок новый сине-белый "Стрингер" можно опознать издалека - благодаря хорошо узнаваемому высокобортному силуэту, во многом сохранившему черты прототипа. Сбоку "510-я" не выглядит "стретчем" - вместе с длиной пропорционально увеличена и высота борта.

А вот если подойти поближе и заглянуть в кокпит с высоты причала, в плане лодка действительно выглядит более вытянутой по сравнению с "480-й". После изучения листка с техническими данными все становится ясно - ширина увеличена чисто символически, сантиметров на пять (и по нижней скуле, и по планширю).

Благодаря тому, что возвышающиеся над консолями ветровые стекла располагаются практически на миделе, а не сдвинуты к корме, как у предыдущей модели, силуэт стал более гармоничным и сбалансированным. И не только при взгляде со стороны. Если у "480-й" водитель располагался почти в самой корме, на общем с пассажирами кормовом диване-рундуке (пространство за консолями здесь можно было назвать кокпитом с большой натяжкой), то на "Стрингере-510" взгляду предстает настоящий полноценный кокпит, в котором, помимо знакомого рундука, установлены два ковшеобразных кресла. Кресла поворотные, а кроме того, имеют продольную регулировку, позволяющую водителю подобрать наиболее удобную позу за рулем, а пассажиру слева - устроиться более вольготно. Наверняка облюбуют поворотные кресла и рыболовы, которым на предыдущей модели оставалось только искать счастья в носовом кокпите на отформованных там сиденьях-приступочках.

Надо сказать, что носовой кокпит (по крайней мере, зрительно) здесь почти такой же, как на "480-й", хотя, естественно, простором пришлось немного пожертвовать - ведь общая длина лодки увеличилась всего на 300 мм. Даже если установить в палубную опору складной столик (который испытатели с собой не захватили), на тесноту жаловаться не придется.

В общем, с точки зрения компоновки, которая стала более логичной и "экономной" с точки зрения распределения ограниченного пространства лодки, "510-я" явно превосходит модель-прототип.

Из кардинальных нововведений следует отметить плоскую площадку-бушприт в носу. Редакционные остряки, взглянув на фотографию "510-й" в анфас, сделанную широкоугольным объективом, тут же окрестили лодку "утконосом". А зря. В глаза бушприт особо не бросается и инородным телом не выглядит, а удобство налицо - особенно когда забираешь кого-нибудь с причала без швартовки, попросту уткнувшись в стенку широким "утиным носом". Новому пассажиру (даже если у него проблемы с равновесием) есть куда поставить ногу, а водителю проще "воткнуть" лодку в свободное пространство даже у занятого причала.

Мелочь, а приятно - на бушприте установлен ролик, и якорный конец можно без помех в любую погоду выбирать даже из кормового кокпита, из-под тента. После выборки якорь вместе с концом убирается в самоотливной отсек в носу - это уже не только удобство, но и эстетика.

С подобных позиций по достоинству оценили мы и новый по сравнению с "480-й" способ укладки тента (естественно, изготовленного исключительно из "фирменных" комплектующих - начиная от темно-синей ткани и заканчивая "молниями", которые легко открыть не только снаружи, но и изнутри). То, что конструктор лодки Алексей Даняев именует не совсем понятным простому водномоторнику термином "локер" (см. предыдущий номер "КиЯ"), попросту представляет собой откидывающуюся кормовую часть планширя кокпита - короче говоря, это нечто вроде длинной крышки, полностью повторяющей задуманную дизайнерами конфигурацию периметра кокпита. Этой крышкой накрывается убранный тент (на многих лодках откинутый назад тент хлопает на ветру и вообще всячески мешает). Пара минут - и тент полностью спрятан с глаз долой, как на хорошем кабриолете. Глядя на лодку в открытом варианте, не всякий догадается, что тент конструкцией все-таки предусмотрен - разглядеть неприметно уложенные вдоль бортов стойки способен лишь опытный глаз.

Никак не могли мы не обратить внимания и на еще одно сервисное приспособление. Заглянув под крышку кормового дивана-рундука, мы обнаружили толстенную пластиковую трубу - по ней попавшая в кокпит вода сливается за борт. Лепестковым клапаном, препятствующим попаданию воды в обратном направлении (который тут есть), давно уже никого не удивишь, однако при виде установленного на трубе огромного шарового вентиля, перекрывающегося ярко-красной ручкой, мы испытали нечто вроде умиления, особенно после слов процитированного уже Алексея Даняева: "А вдруг в корме соберется человек шесть, и водитель даст задний ход? Ведь можно ноги промочить." Злые языки отнесли бы подобные детали к разряду "фенечек" и неоправданных излишеств, однако с нашей точки зрения подобные вещи вселяют чувство надежности и благодарности за заботу о простых потребителях. Тем более, что даже при запредельной кормовой нагрузке (по крайней мере, на стоянке) вода в кокпит не поступает и при открытом вентиле.

Одно замечание касается швартовки: утки расположены только в корме и в носу, а хотелось бы иметь еще пару в районе консолей, чтобы при подходе к причалу в одиночку можно было сразу закрепить швартовный конец, не вставая с водительского кресла.

НА ХОДУ

Условия. Ветер 4-6 м/с, 10-11 градусов тепла, волна на отдельных участках Невы - от 0.3 до 0.5 м (во внутренних реках и каналах Петербурга - штиль). Мотор - "Меркури-90 ELPTO", винт шагом 21 дюйм, тент убран, загрузка 6 чел., встроенный 150-литровый бак заполнен приблизительно на треть объема.

Честно говоря, число пассажиров мы посчитали исключительно по головам - кроме трех "среднестатистических" седоков весом по 75-80 кг, на борту имелся ребенок (около 45 кг) и два тяжеловеса килограммов по 120 каждый.

Валкость на стоянке не выходила из общепринятых норм, даже когда упомянутые тяжеловесы спрыгивали в лодку или пытались ее нарочно раскачивать - по крайней мере, аварийных ситуаций ни разу не возникло, хотя желание схватиться за стойки стекла при подобных экспериментах пару раз все же появлялось.

На заднем ходу, отходя от бона, столкнулись с обычным явлением - пришлось класть руль на борт, чтобы преодолеть реактивный момент широких лопастей-"лопухов" винта 90-сильного мотора, стремящихся прижать лодку обратно к причалу. Однако стоило чуть-чуть набрать ход, как лодка стала нормально управляться. Захлестывания воды в кокпит при этом не наблюдалось, равно как и протечек системы самоотлива кокпита, несмотря на открытый вентиль.

На малом ходу обычная для лодок с подобной килеватостью (19 градусов) рыскливость дает о себе знать, но не доставляет особого беспокойства. Однако руль из рук выпускать не стоит, особенно при расхождении с водными "автобусами" на узких речках и каналах.

Выход на глиссирование занимал приблизительно секунд пять. Кормовой дифферент заметен, но лодка не "встает свечой", так что обзор по курсу вполне приемлемый. По сравнению с "480-й" новая лодка не столь чувствительна к центровке, так что пересаживать пассажиров или даже хвататься за кнопки триммера не приходится.

Минимальная скорость глиссирования составила примерно 28-30 км/ч - для килеватой мореходной лодки вполне достойный показатель, особенно при упомянутой нагрузке. Так что при желании можно и бензин экономить, и двигаться более-менее быстро. Кстати, при сбросе газа достаточно трудно засечь момент перехода лодки в водоизмещающий режим. Нам показалось, что дифферент при этом не столь заметен, как при выходе на глиссирование - лодка практически не задирает нос, а просто сбавляет ход, хотя поток воды уже начинает "прилипать" к транцу.

На полном ходу "Стрингер-510" (хоть мы втайне и ждали от него, как от "стретча", каких-то сюрпризов) не подарил ничего нового. В целом все происходило достаточно привычно. Даже единственное (хотя и не совсем приятное) свойство новая лодка, пусть и более длинная, целиком и полностью заимствовала у своих более коротких предшественников. Здесь мы имеем виду некоторую склонность к дельфинированию - продольной раскачке на ходу. На гладкой воде все еще так-сяк, но стоит встретиться даже с небольшой волной, как "510-я", словно пущенный пальцем маятник, совершает целую серию "кивков головой", выплевывая из-под бортов пену. Причем чем больше отодвигаешь ногу мотора кнопкой триммера "UP", стремясь выжать максимальную скорость, тем более этот эффект заметен.

На той же "Майами" или "480-й", тоже грешившими дельфинированием, подобное поведение было вполне объяснимо - за счет кормовой посадки водителя и пассажиров короткая лодка шла "на пятке" и, особенно при установке мощного и тяжелого мотора, находилась в неустойчивом положении. У "510-й" и корпус подлиннее, и экипаж располагается ближе к миделю: Странно. Однако есть и плюс - тот, кто привык к подобным фокусам, и за рулем "510-й" будет чувствовать себя в своей тарелке. В общем, создателям удлиненной версии "Майами" удалось избежать непредсказуемых "болезней роста" - на ходу лодка ведет себя практически так же, как и базовый вариант.

Ну а максимальную скорость с заведомо превышенной нагрузкой можно оценить "на пять" - около 60 км/ч. По нашим меркам, для приличных скоростей на такой лодке вполне хватит и 50-70 л.с., если выходить вдвоем-втроем.

Управляемость тоже не дала поводов для паники - глубокий (но не слишком) крен в повороте, сравнимый с "короткой" версией, все те же острые, спортивные отклики на малейшее движение рулем. Владельцам "Майами" и "480-х", если они вздумают приобрести "стретч", переучиваться не придется. Короче говоря, и здесь мало что отличает удлиненную модель от прототипа, несмотря на разную длину и развесовку. Ну а оценка - дело вкуса: кому-то больше по душе перегрузки в повороте и сопутствующий дамский визг, кто-то предпочитает спокойную езду "как по рельсам", словно в "Красной Стреле" : Единственно, у нас создалось впечатление, что в груженом виде "Стрингер-510" несколько уверенней вписывается в поворот, чем с одним водителем.

Мореходность вполне под стать 19-градусной килеватости - на полном ходу движение по волне мягкое, без ударов, даже при встрече с крутой волной, разведенной большими судами. Если бы не продольная раскачка, мореходность мы бы оценили на "пять".

За рулем. Мы очень благодарны тем нашим читателям, которые уделяют внимание водительским ощущениям испытателей "КиЯ" и проявляют драйверскую солидарность. И впрямь: скорости на воде выросли, движение тоже довольно оживленное - вполне сравнимое с тем, что мы наблюдаем на улицах больших городов.

Когда же любителям быстрой езды предложат, наконец, хотя бы нормальную "баранку"? Честно говоря, тоненький и скользкий штурвал из нержавейки на современной скоростной лодке (особенно сохранившей боевой итальянский характер) явно не к лицу - хотелось бы видеть на его месте мягкое и ухватистое рулевое колесо автомобильного типа. Обойдется такая замена, право, не настолько дорого по сравнению с общей стоимостью лодки.

Увеличили бы мы и высоту ветровых стекол над консолями - хоть стекла и "фирменные", снабженные отгибами для отвода потока воздуха вверх. Во-первых, встречный ветер на полном ходу все равно режет глаза, а во-вторых, отгиб приходится аккурат напротив глаз, отчего обстановка по курсу выглядит как в кривом зеркале - в ответственных местах приходиться привставать и рулить стоя.

Чисто теоретическую ценность представляет собой и ниша под водительской консолью, куда следует убирать ноги, сидя за рулем. Эта штука безо всяких изменений вместе с консолью перекочевала сюда с "480-й". Однако при итальянском темпераменте лодки, когда боковые перегрузки достаточно высоки, порой хочется упереться правой ногой в борт, а левой в палубу, чему мешает упомянутая ниша, которой больше подходит знакомый любому яхтсмену термин "гробик". Может, есть смысл если и не переделать водительскую консоль, то по крайней мере, увеличить ширину ниши?

Смена винта при упомянутой загрузке, как выяснилось, мало что дает любителям выжимать скорость - после установки 19-дюмового винта вместо 21-дюймового "максималка" выросла всего на 1-2 км/ч. Однако мотор, как говорится, "запел" - девяносто лошадей "Меркури" словно сбросили узду и шоры. По тахометру - 5500 об/мин вместо 4900-5000 об/мин с 21-дюймовым винтом. Да и выход на глиссирование при той же нагрузке стал занимать уже не пять, а две-три секунды - один из тяжеловесов пожаловался, что его "вдавливает" в спинку сиденья. Кстати, благодаря кормовым площадкам-кринолинам поменять винт удалось за считанные минуты.

ВЫВОДЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Основной вывод прост: удлиненная версия оказалась не то что не хуже - она, как ни странно, в чем-то даже превзошла оригинал. Представители "КиЯ" далеко не впервые испытывают лодки, что называется, "с пылу с жару" - не опробованные даже их создателями. Обычно конструкторы знают, что делают, хотя бывают и досадные промахи. В случае со "Стрингером-510" откровенных промахов не отмечено. Большинство "минусов" новая лодка заимствовала от своих прототипов. Главный из них, с точки зрения водителя - склонность к начальной стадии дельфинирования (продольной раскачке) при попытке выжать максимальную скорость под мощным мотором.

С точки зрения удобства плюсов гораздо больше - и заимствованных, и вновь приобретенных. Да и бороться с минусами здесь проще: что стоит, например, поставить другой штурвал или переделать "гробик" под ногами водителя?

Что же касается "итальянского" дельфинирования на полном ходу под мощным мотором, то по имеющейся у нас информации, у "510-й" вскоре появится серийная модификация с индексом "Р" (с рубкой-убежищем), корпус которой, несмотря на ту же цифру "510", длинней на 100 мм даже в сравнении с испытанной нами лодкой. Может, именно эта малость и решит проблему?

А.Лисочкин

Наверх


 Library В библиотеку