Логотип ` Катера и Яхты`
№175 2000г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат




www.katera.ru
 
Rambler's Top100
 
 
Машина времени

   
   


На дворе XXI век. Помните, что обещали нам к этой знаменательной дате писатели-фантасты? Тут тебе и регулярные пассажирские рейсы на Марс, и всеобщее благоденствие, и даже изобретение машины времени.

Наивные люди! Неужели они не знали, что машина времени уже давным-давно изобретена? Произошло это еще в те незапамятные времена, когда кто-то из наших далеких предков впервые вывел на пергаменте, папирусе, бересте или глиняной дощечке первые буквы и иероглифы. А с появлением периодических изданий - газет и журналов, эта машина заработала на полный ход. Чтобы включить ее, не надо крутить верньеры или нажимать кнопки, выставляя на циферблатах и дисплеях желаемое ''время прибытия'' - достаточно выбрать дату, напечатанную рядом с заголовком. Не беда, что с помощью такой машины можно заглянуть лишь в прошлое - зато это реальное, а не придуманное упомянутыми фантастами прошлое.

Не является исключением и наш журнал. Хотите перенестись на тридцать или двадцать лет назад, посмотреть, чем жили тогда водномоторники и яхтсмены, на чем они плавали, какие их волновали проблемы? Смело открывайте подшивку с соответствующей цифрой на корешке.

35 лет назад

В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ НА ''СИНЕЙ ПТИЦЕ''

Д.Кэмпбелл на оз. Демблянг 31 декабря 1964 г.

РАДИОПРИЕМНИК ''ТУРИСТ'' В РОЛИ КОМПАСА

Управление парусной яхтой в слабый ветер представляет известные трудности. Все свое внимание рулевой сосредотачивает на парусах и при этом нередко теряет курс. В темноте положение еще более усложняется. В таком случае может помочь радиоприемник с магнитной антенной, например, ''Турист''. Радиоприемник настраивается на любую станцию. Поворачивая антенну (приемник) вокруг вертикальной оси, добиваются наилучшей слышимости. Теперь малейшее отклонение от курса приводит к замиранию принимаемого сигнала, и рулевой перекладывает руль, добиваясь его усиления.

НОВЫЙ ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР ''ВИХРЬ''

С целью удовлетворения потребности в мощном моторе с конца 1965 г. выпускается новый подвесной лодочный мотор ''Вихрь'', предназначенный для широкого использования на мотолодках и малых катерах хозяйственно-спортивного и туристского назначения.

30 лет назад

ВНИМАНИЕ: ''МОСКВА-12,5''

Ржевский моторный завод с января 1971 года приступил к серийному выпуску подвесных лодочных моторов ''Москва-12.5''. Новая модель отличается от ранее выпускавшегося мотора ''Москва-М'' увеличенной до 12.5 л.с. мощностью при сохранении рабочего объема цилиндров и веса мотора. Уменьшен удельный расход горючего на лошадиную силу в час. Улучшены условия запуска мотора. Цена нового мотора 200 рублей. Завод имеет возможность в 1971 году реализовать часть моторов нового выпуска непосредственно по запросам граждан, предприятий и организаций.

ОСВАИВАЕМ ''СОЛИНГ''

На Олимпийских играх 1972 г. соревнования по парусному спорту будут проводиться уже не в пяти, как раньше, а в шести классах судов: четырех классах килевых яхт и двух классах швертботов. Два класса из шести являются совершенно новыми для советских яхтсменов - ''Темпест'' и ''Солинг'' впервые появились на дистанциях всесоюзных регат только в прошлом сезоне.

Проект ''КиЯ''

ТРИМАРАН В.В.ВЕЙНБЕРГА ''ТАГУАН'' ПОД ДВА ''ВИХРЯ''

Проект, рекомендуемый редакцией для самостоятельной постройки, а это уже девятый ''Проект ''КиЯ'', на сей раз адресован третьей (по моей классификации) категории водномоторников - любителям быстрой езды, рядом с которыми все другие должны казаться ярыми консерваторами. Ведь поклонники скорости ради лишнего километра в час готовы на любые жертвы, будут строить и перестраивать, чтобы увидеть водопад искрящихся брызг и почувствовать тугой напор ветра.

25 лет назад

На мерной миле ''КиЯ''

''ГРИФ'' НА ПЛЕСАХ ВУОКСЫ

Три года назад в наших магазинах появились надувные лодки ''Гриф'' и ''Пеликан'' производства завода ''Стомил'' (ПНР). Они сразу же привлекли внимание любителей отдыха на воде: это были первые моторные глиссирующие ''надувнушки'', поступившие в широкую продажу. Однако покупали их довольно осторожно: опыта эксплуатации надувного варианта моторки ни у кого не было. Так и была сформулирована основная задача очередных испытаний ''на мерной миле КиЯ'': совершить ''самый типичный'' выход на рыбалку на два выходных дня. А попутно замерить скорости, походить на волне и в тростниках, попробовать буксировать лыжника и т.п.

ДВА РЕЙСА СЕППО МУРАЙЯ

Финским Одиссеем назвали журналисты этого необыкновенного человека, жизнь которого трагически оборвалась в 1974 г. в Бискайском заливе. Сеппо Мурайя говорил: ''Ни один человек не узнает себя, не пройдя через испытания''. Таким испытанием стал для него переход на моторной лодке через Атлантику.

ЛОДКА ''БЕЗ НЕДОСТАТКОВ'' - ''МОРСКОЙ ДРОТИК''

Сколько недостатков у лодки с традиционными обводами? Когда англичанин Барри Стимсон, задавшись таким вопросом, дописал пятую страницу с перечислением ее недостатков, он остановился, достал чертежную доску и спроектировал ''Морской дротик'' - мотолодку, которая, по мнению конструктора, свободна от большинства из них.

20 лет назад

ЭКСПЕДИЦИЯ ''ПОБЕДА''

Дальнее спортивное плавание ленинградских водноморников в рамках IX этапа Всесоюзного похода молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы.

Это было дальнее, 1504-километровое групповое спортивное плавание II категории сложности. Мы шли на четырех каютных мотолодках типа ''Суперкосатка'' с двумя моторами ''Вихрь-М'' на каждой. Одной из особенностей нашего перехода было то, что суда были однотипными, построенными самостоятельно - руками самих капитанов по чертежам, опубликованным в ''Катерах и яхтах''.

КАТЕРА С НАДУВНЫМИ БОРТАМИ

Сама по себе идея размещения запаса плавучести по наружному борту далеко не нова - достаточно вспомнить запорожские чайки! Автор и сам когда-то, не желая занимать внутреннее пространство в тузике средствами обеспечения плавучести, пытался придать им вид надувного привального бруса - кранца. И в том, и в другом случае применялись примитивные материалы, и все же достигался определенный результат. Современные синтетические материалы дают возможность воплотить эту идею на самом высоком уровне.

НА ГЛИССИРОВАНИЕ ПОД ''САЛЮТОМ''

Прошедшей осенью 1980 г. 2-метровая плоскодонная мини-мотолодка была построена и испытана. На виду у потрясенных рыболовов лодка глиссировала под ''Салютом'' и (с одним водителем) шла со скоростью 22-25 км/ч.

Такие результаты были получены на мерном участке длиной 200 м в условиях, когда на воде были волны от проходящих лодок.

Для достижения высокой скорости потребовалась небольшая доработка мотора ''Салют-М'', хоть и весьма надежного, но не предназначенного для движения на режиме глиссирования.

15 лет назад

Водно-моторный спорт

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА

Победители чемпионата мира 1985 г. (слева направо): А.Чермашенцев, Б.Клюшников, А.Ишутин, А.Берницын.

ОБРАТИ ОТХОДЫ В ПРИБЫЛЬ

Опыт показывает: предприятия, руководители которых мыслят по-государственному, многое могут дать любителям технического творчества.

''Отсутствие материала для мачты, гика серьезно затормозило постройку яхты. Где их можно купить?''. ''Где можно раздобыть стеклоткань и эпоксидную смолу?''. ''Сообщите, пожалуйста, существуют ли магазины в Ленинграде или в других городах страны, где можно купить материалы для постройки судна?''

Цитирование можно было бы продолжить. И судостроители-любители недоумевают. С годами складывается все более парадоксальное явление: чем шире выбор литературы по любительской постройке судов, чем больше развивается техническое творчество, тем сложнее становится с приобретением материалов.

КАК ОДНОМУ ПОГРУЗИТЬ ЛОДКУ НА АВТОМОБИЛЬ

Транспортировка лодки вниз или вверх килем из гаража и воды к машине (и обратно) производится при помощи колес, устанавливаемых на транце лодки. Колеса крепятся к струбцинам от мотора ''Вихрь'' на поворотных стойках, которые могут поворачиваться на 180°. При помощи сконструированного мной устройства, состоящего из поперечины, стойки со штырем и раскосов, погрузка судна свободно производится силами одного человека.

10 лет назад

ТРИ ДНЯ НА СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Где как не в мастерской по ремонту лодочных моторов должны особенно наглядно проявиться многие беды наших водномоторников? Получив редакционное задание - в преддверии новой навигации побывать, посмотреть и поговорить, направляюсь в единственную на весь огромный Ленинград мастерскую, занимающуюся ремонтом подвесных моторов. Кстати сказать, есть у меня и корыстный интерес, который, как я надеюсь, позволит вести беседы более конкретно, по-деловому. Будучи владельцем стареньких ''Ветерка-8'' и ''Нептуна-23'', надеюсь, воспользовавшись случаем, подлечить их, а знакомый водномоторник попросил вдохнуть жизнь в его древнюю ''Стрелу''. Словом, предстояло не только брать интервью, но и выяснять тонкости конкретных двигателей, поэтому я решил поработать дня три на станции ''подмастерьем'', выясняя все по ходу действия.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛОДКИ

На снимке нашего корреспондента Кевина Десмонда запечатлен момент ''самых крупных в мире ралли электрических судов''. Состоялись эти соревнования в июне 1988 г. на Темзе и собрали 17 экипажей на электролодках различных размерений и типов. Пожалуй, наибольший интерес привлекла байдарка, построенная еще в 1903 г. и тогда же оснащенная ''допотопным'' двигателем мощностью 1,75 л.с. с открытыми обмотками (оригинальный источник тока, увы, не сохранился).

ДОБРО НА РАДИОСТАНЦИИ ПОЛУЧЕНО

Всех нас можно поздравить: наконец-то принят документ, текст которого ввиду его большой значимости ''КиЯ'' воспроизводит полностью: ''Государственная инспекция электросвязи Минсвязи СССР разрешает приобретение и использование яхтсменами-любителями радиостанций типа ''Сейнер'', ''Причал'', ''Рея'' и ''Кама'' на следующих каналах...'' Кроме того, яхтсменам-любителям разрешается приобретение и использование аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ, радиопеленгаторов, приемоиндикаторов спутниковых навигационных систем.

5 лет назад

''ФОРМУЛА-1'' В ПЕТЕРБУРГЕ

Дважды в проведение этих гонок на Большой Неве в историческом центре одного из красивейших городов планеты вмешивался суровый характер Балтики. Скажем сразу, и 9 июня 1996 г. штормовое предупреждение держало организаторов в серьезном напряжении в течение всей финальной гонки, однако она прошла без особых осложнений и, по общему признанию, получилась острой и интересной. И руководство УИМ без колебаний утвердило Санкт-Петербург в качестве месте проведения Гран-При России и на следующий 1997 год.

''КАЗАНКА-5М4'' - ОЧЕРЕДНАЯ МОДЕЛЬ ПОПУЛЯРНОГО СЕМЕЙСТВА

Выбору этой модели предшествовал долгий конструкторский поиск и основательные ресурсные испытания. Не будет ошибкой сказать, что работа по ее созданию началась лет двадцать назад, когда казанские авиастроители решили заменить самую массовую, но далеко не безопасную при эксплуатации под более мощным, чем 10-сильная ''Москва'', мотором ''Казанку'' на новую комфортабельную и надежную ''дюральку''.

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС

Памяти Евгения Смургиса

Утром 17 ноября 1993 г. стало известно, что в Бискайском заливе, примерно на широте Ла-Рошели, найдена на берегу лодка ''МАХ-4'', но совершавшего на ней беспримерное кругосветное плавание Евгения Смургиса на борту нет. Как бы всем ни хотелось сохранять надежду на его спасение, с каждым часом вера в чудо становилась все более нереальной. И вот - 21 ноября примерно там же, на пляже вблизи курортного городка Ла-Транблад, было найдено тело...

Наверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку